Файл: Понятие, признаки и содержание исполнительной власти 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20

Закрепленное в Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, с одной стороны, приводит к возникновению обширного круга вопросов, которыми совместно ведают РФ и ее субъекты. Они представлены владением, пользованием и распоряжением землей, недрами, водными и иными природными ресурсами; природопользованием; вопросами таких сфер, как образование, наука, культура, здравоохранение и т.п. (ст. 72). С другой стороны, конкретизации объема взаимных полномочий указанных органов в этих сферах нет.21

Вследствие этого чрезвычайно широко используется также предусмотренный Конституцией РФ механизм передачи реализации части полномочий органов исполнительной власти РФ таким же органам в субъектах РФ, и напротив, по соглашениям (ст. 78). Причем, как видно из практики, если отсутствует специальный закон, направленный на регламентацию подобного механизма, соглашения нередко нарушают конституционные нормы, а ряд субъектов РФ с их помощью получают для себя немалые льготы, уступки, преимущества и т.п.

С этим связано то, что нужно рассмотреть особенности системы органов исполнительной власти, которые работают в рамках республик, краев, областей, городов федерального значения и т.п.

Органы исполнительной власти республик. На их ключевые черты сильно влияет то, президентская ли эта республика, или же государственная власть в ней сформировали на другой основе.

Если рассматривать систему республиканских органов исполнительной власти, то она обычно состоит из министерств и государственных комитетов, а также ведомств, традиционно создаваемых и на уровне РФ (министерств внутренних дел, юстиции, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства и т.п.).22

Органы исполнительной власти в рамках территориальных субъектов РФ выражены администрациями краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это является их обобщенным наименованием, обладающим нередко различными формами своего конкретного выражения. Так, если вести речь о Ставропольском крае
, то в нем исполнительная власть осуществляется губернатором и возглавляемым им правительством, а в Новгородской области – главой администрации, администрацией и образуемыми ими органами. Что касается автономных округов, то в них такие полномочия выполняют главы администраций или губернаторы и правительство.

Итак, ключевые функции государственного управления на территории субъектов РФ на практике реализуют непосредственно органы исполнительной власти, которые создают сами субъекты РФ, определяют самостоятельно их административно-правовой статус.


2.3. Система органов исполнительной власти муниципальных образований


Органы местного самоуправления представлены выборными и другими органами, у которых есть полномочия решать вопросы местного значения, и которые не входят в систему органов государственной власти. Речь идет об органах, входящих в местные саморегулируемые территориальные сообщества, муниципальные образования, посредством которых они формируются и перед которыми ответственны за реализацию своих полномочий. 

Под исполнительными органами местного самоуправления понимаются органы, занимающиеся организационно-управленческими и исполнительно-распорядительными функциями, во время которых исполняются федеральные законы, законы субъекта РФ и местные нормативные акты. Эти органы согласно уставу муниципального образования имеют собственную компетенцию.23 Исполнительный орган местного самоуправления представлен местной администрацией (мэрией).

Под местной администрацией понимают исполнительный орган в системе местного самоуправления, во главе которого стоит глава муниципального образования (глава администрации), который выполняет ряд организационно- распорядительных функций: 1) исполняет федеральные законы, законы субъекта РФ и местные нормативные акты; 2) разрабатывает проект бюджета муниципального образования и исполняет его; 3) управляет муниципальной собственностью; 4) разрабатывает программы по социально-экономическому развитию муниципального образования и исполняет их и т.п.24

Структурные элементы местной администрации представлены: 1) руководящим звеном (главой местной администрации и его заместителями); 2) аппаратом администрации; 3) департаментами, управлениями, комитетами; 4) территориальными (районными) структурными единицами местной администрации.

Глава местной администрации осуществляет руководство над тем, как работают исполнительные органы муниципального образования, исходя из единоначалия. Все исполнительные органы, относящиеся к местному самоуправлению, являются подотчетными ему и ответственными перед ним. Главе местной администрации присуща персональная ответственность за соответствующую работу исполнительных органов городского самоуправления. Согласно уставу муниципального образования глава местной администрации исполняет ряд функций. Они представлены: а) организацией формирования и исполнения бюджета муниципального образования; б) непосредственным и с помощью подчиненных органов руководством предприятиями, учреждениями и организациями,
которые входят в муниципальную собственность; в) обеспечением соблюдения законности, прав и свобод граждан; г) отменой правовых актов, изданных подчиненными органами управления администрации; д) организацией разработки проектов планов, программ, правовых актов и внесением их на рассмотрение представительных органов муниципального образования; е) заключением договором, соглашений; ж) применением мер поощрения, привлечением к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, которых он же назначает.25

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) глава местной администрации может быть представлен: 1) главой муниципального образования; 2) лицом, которое назначается по контракту, заключаемому по итогам конкурса на замещение этой должности.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (обычно в малочисленных) могут совмещаться полномочия, присущие председателю представительного органа местного самоуправления, и главе местной администрации.

В силу Закона о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), у главы муниципального образования есть ряд полномочий:

представление муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления иных муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, действие без доверенности от имени муниципального образования (под представительскими полномочиями подразумевается, что с указанными субъектами глава муниципального образования имеет право на подписывание соглашений, высказывание позиции от имени всего муниципального образования, кроме случаев, которые специально оговорены в законодательстве или уставе, изданном муниципальным образованием);

подписание и обнародование в порядке, закрепленном в уставе муниципального образования, нормативных правовых актов, которые принял представительный орган муниципального образования;

издание в рамках своих полномочий правовых актов;

требование созвать внеочередное заседание представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования обладает приведенными полномочиями вне зависимости от способа его избрания и от того, во главе какого органа он стоит. В уставах муниципальных образований расширен этот перечень полномочий главы муниципального образования, учитывая то, во главе какого органа он стоит – представительного или исполнительного. Глава муниципального образования является подконтрольным и подотчетным населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.


Органы местного самоуправления находятся во взаимосвязи между собой и являются единой системой, в которой, в силу Закона о местном самоуправлении 2003 г., осуществлен принцип разделения властей.

Заключение


Исполнительная власть является относительно самостоятельной ветвью единой государственной власти Российской Федерации, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей не стоит подвергать абсолютизации, доводя дело до того, что будет признана полная независимость каждой ветви. Все они находятся во взаимосвязи.

Исполнительная власть характеризуется самостоятельностью, но лишь с функционально-компетенционной точки зрения. Ее функции касаются реализации на практике законов в общегосударственном масштабе (исполнительства), для чего она применяет определенную часть государственно-властных полномочий. Другая часть указанных полномочий имеется у законодательной и судебной власти. Соответственно, исполнительная власть может быть охарактеризована как подсистема в системе единой государственной власти или же как ее механизм.

Но нужно иметь в виду, что действующее законодательство Российской Федерации фиксирует функции и компетенцию не самой исполнительной власти, являющейся государственно-правовым институтом, а только субъектов, которые осуществляют ее на определенном уровне государственной организации (к примеру, федеральные и региональные органы исполнительной власти).

Исполнительная власть является необходимым атрибутом государственно-властного механизма, в основе которого лежит разделение властей. До того, как была принята Конституция Российской Федерации 1993 года, законодательную власть осуществляли лишь на уровне федерации и республик. Разделение властей в буквальном понимании обладало известными формальными ограничениями. Теперь таковых нет, поскольку у всех субъектов федерации имеется право на осуществление собственного правового регулирования, в том числе на принятие законов (ст. 76). Несомненно, на этих уровнях осуществляют исполнительную и судебную власть. Там же, где нет трех ветвей государственной власти, исполнительная власть с ее государственно-правовой (конституционной) точки зрения не работает. К примеру, она отсутствует на таком уровне, как отдельные государственные предприятия и учреждения, негосударственные формирования.