Файл: Доклад по дисциплине Русский язык в профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЛРИ, ЧРА, ШРА, РЛО, РЛИ, МФО, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ-ПТЭ-ПТИ.

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЫ-ПТКЭ-ПТКИ.

КТА-КТО-КТУ-КТЫ-КТЭ-КТИ.

ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ-ЗДРЭ-ЗДРИ.
Постановка дыхания

Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.

Упражнения для тренировки дыхания:

1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.

2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.

3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.

4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.

5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
Скороговорки

Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество интересных скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.

Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.


  • «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак – сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку ЦАП!»

  • «На дворе трава - На траве дрова

Не руби дрова - На траве двора»

  • «На мели мы лениво налима ловили

На мели мы ловили линя.

Не меня ль о любви вы так мило молили

И в туманы лимана манили меня»
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:

1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.

2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.

3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.

4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.

5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.

6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.

Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.

Дикцию Станиславский относил к азам актерского искусства, изучение правильного произношения он сравнивал со школьной программой начальных классов. Актеры, которые не преодолевают эту программу, сталкиваются с трудностями на сцене, у них тормозится работа над ролью. Совет К. С. Станиславского «…однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука» остается актуальным для каждого начинающего актера и любого, кто хочет успешно освоить устную речь.