ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эволюция услуг в конвергентных сетях
Учебное пособие
МТУСИ, 2018
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предоставление услуги телефонии исторически является основным направлением производственной деятельности и основным источником дохода традиционных операторов связи. Само по себе понятие "услуга телефонии" является обобщающим. При определении правил построения телефонных сетей и правил лицензирования операторской деятельности используются понятия местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Суть услуги телефонии можно охарактеризовать как «обеспечение передачи речевой информации между двумя и более абонентами (конечными пользователями) в реальном режиме времени и с заданными показателями качества обслуживания». Услуга телефонии должна рассматриваться независимо от технологии или группы технологий, используемых для построения сети связи. Исторически для предоставления услуг телефонии использовались сети, базирующиеся на технологии коммутации каналов и включающие в свой состав линии связи и коммутационное оборудование (системы коммутации). Техническая возможность предоставления услуги обеспечивалась путем передачи абонентам во временное пользование разговорного тракта с определенными характеристиками.
Конвергенция (взаимопроникновение) информационных технологий и технических решений для реализации интеллектуальных служб, выработка общих критериев оценки качества связи и определение общих подходов проектированию сетей связи - основные факторы, которые определяют развитие существующих и перспективных сетей связи на современном этапе и в будущем. Происходит конвергенция сетей и услуг внутри компании – оператора связи для повышения эффективности работы его сетей, что выражается в предоставлении пользователям пакетов услуг. Дальнейший путь — это конвергенция услуг, предполагающая использование сетевой инфраструктуры разных операторов с целью предоставления услуг виртуальных поставщиков. Перспективным направлением развития сетей связи является использование технологии коммутации пакетов для передачи трафика данных, речевого трафика и его разновидностей между элементами сети. Такое решение снимает проблемы нехватки коммутационных мощностей и номерной емкости специализированных сетей. Следующим шагом конвергенции проводных и беспроводных решений на базе технологии IP (Internet Protocol) является создание архитектуры IMS (IP Multimedia Subsystem).
Публикация предназначена для широкого круга инженеров и научных сотрудников, занимающихся эксплуатацией и проектированием сетей и систем предоставления услуг связи.
1. Глобализация и индивидуализация услуг связи
Услуга (Service) - это коммерческое предложение, характеризующееся одним или несколькими основополагающими свойствами (core features) и каким-то количеством вспомогательных свойств (свойства по выбору, optional features). Услуга коммуникации двух пользователей между собой или конечного пользователя с некоторой службой в целях организации обмена информацией получила название основной услуги, а все телекоммуникационные сервисы отнесены к дополнительным услугам. В процессе предоставления дополнительной услуги может участвовать оператор услуги - физическое или юридическое лицо, ответственное за инфраструктуру программно-технических комплексов и технологию предоставляемых дополнительных услуг, и имеющее право на предоставление этих услуг. В телекоммуникационной услуге можно выделять две составляющие: коммуникационную часть, обеспечивающую доступ к услуге; реализацию сервиса при помощи технических средств и алгоритма услуги.
На рис.1.1 показаны три основные возможности доступа конечного пользователя к службам предоставления услуг. В настоящее время сети связи строятся на двух основных принципах или их комбинации: коммутация каналов или пакетная коммутация. Сети связи, основанные на принципе коммутации каналов, образуют для каждого соединения один сквозной канал – физическое соединение. Например, при коммутации двух абонентов присоединенных к двум разным автоматическим телефонным станциям (АТС) образуется канал: вызывающий абонент – АТС 1 – сеть связи АТС2 – вызываемый абонент. Аналогичный канал образуется для связи между абонентом и некоторой службой, которая оказывает услуги.
При пакетной коммутации для связи физический канал между абонентами не образуется. Информация, которая передается между ними, преобразуется в цифровую форму и разбивается на пакеты. Каждому пакету присваивается, в частности, номер – куда передать и номер – от кого передан. Эта совокупность номеров и является "виртуальным" каналом. Наиболее наглядным примером комбинации двух принципов коммутации является Internet - соединение через телефонную сеть, когда от модема абонента до АТС, на которой помещен узел провайдера, образуется физический канал, а от узла провайдера до других узлов – виртуальный канал. На комбинированных
принципах функционируют многие сети, которые ранее традиционно строились на принципах коммутации каналов.
Рис. 1.1. Основные возможности доступа конечного пользователя к службам предоставления услуг
Современная телекоммуникационная сеть должна обеспечивать:
1. хорошую реакцию на потребности заказчиков в отношении скорости передачи информации;
2. иметь установленный набор функций и план гармоничного развития;
3. быть простой в эксплуатации и обслуживании.
Можно выделить два фундаментальных направления приложения усилий - глобализация и персонализация связи. Создание глобальных международных служб предполагает обеспечение взаимодействия национальных наземных сетей связи общего пользования и мобильных сетей связи. В качестве основы для глобальных международных служб используются спутниковые каналы связи, средства доступа и интеллектуальная база данных. Различаются глобальные службы связи: мобильная спутниковая служба;
международная служба FREEPHONE (оплата международного соединения за счет вызванного лица или фирмы). Включение в эту службу национальных служб 800 и 900 делает доступной для многих абонентов систему продаж по телефону товаров и услуг, хорошо развитую за рубежом. Применительно к российским абонентам выход на службу FREEPHONE (с оплатой вызова на уровне местного доступа) может дать возможность заказа лицензионных товаров без посредников;
международная служба “Универсальная персональная связь”, предусматривающая закрепление за абонентом личного номера с возможностью выбора между несколькими оконечными устройствами (например, между офисом, домом, автомобилем, дачей).
Глобальная мобильная спутниковая служба является инструментом для связи между наземными и мобильными сетями связи общего пользования. За глобальными мобильными спутниковыми службами закреплен код 881. Общий формат международного номера Глобальной службы имеет вид - КсNа, где Кс - три знака кода Глобальной службы и Nа - глобальный номер абонента, содержащий код страны в рамках Глобальной службы из трех знаков и номер абонента в данной службе из 9 знаков. Длина полного номера - не более15 знаков.
Рассмотрим принципы реализации службы «Услуга 800», популярность которой вызвала к жизни новое направление развития сетей связи, которое называется Intelligent Network - «Интеллектуальные сети», и определила необходимость организации международной службы FREEPHONE.
В плане нумерации национальной телефонной сети общего пользования все офисы одной фирмы имеют единый номер такого вида:
800-ххххххх,
где 800 - междугородный код, ххххххх - логический номер, не связанный с местом размещения данного офиса. Предположим, авиакомпании предоставлен номер 800 -1111111, и имеются несколько офисов в разных городах. Абонент, желающий купить билет на самолет, не должен искать телефон ближайшего офиса. Он набирает префикс выхода на междугородную сеть и номер 800-1111111. Код 800 служит для АМТС признаком того, что логический номер нужно пересчитать в конкретный номер вызываемого абонента (это может быть номер одного из филиалов фирмы в городах Москва, Ленинград, Владивосток). Выбор конкретного номера может производиться с учетом времени суток или дальности, а также с учетом реальной загрузки.
Специализированная база данных выполняет четыре функции:
определение офиса, к которому будет направлен вызов на основе фиксированной таблицы маршрутов или в зависимости от данных по нагрузке;
пересчет логического номера в конкретный номер;
замену набранного логического номера конкретным номером;
продолжение остановленного обслуживания с применением нового номера.
«Услуга 800» является наиболее массовой среди услуг интеллектуальной связи. Следует подчеркнуть, что общий трафик «Услуги 800» в рабочие дни достигает половины всего трафика на телефонных сетях США. Положительный опыт реализации Услуги 800 в Северной Америке был тиражирован во многих других странах - Service 130 в Германии, 9800 Freeephone в Финляндии.
Создание глобальной службы FREEPHONE является этапом в объединении национальных служб типа «Услуга 800» в единую сеть. Для абонентов Российской Федерации такое включение может быть выгодным, позволяя делать заказы без посредников. Частичная оплата международных вызовов (например, только услуг местного оператора связи) и доступ к развитым структурам связи могут стать привлекательными для обычных абонентов. Среди проблем - языковые барьеры. Возможны варианты споров по оплате, если заказ остался не оформленным, а международный разговор состоялся и должен быть оплачен. Все перечисленные службы объединяет общий признак - торговые фирмы и предприятия сферы обслуживания согласились на
оплату входящих междугородных вызовов, расширив тем самым рынок сбыта своей продукции.
Универсальная персональная связь (УПС) в наибольшей степени отражает идею персонализации связи - вызов должен поступить именно вызываемому абоненту. Для реализации такой службы нужна система маршрутизации для пересчета реальных номеров и сведения о местонахождении абонента или общий порядок поиска. Практически оконечные устройства абонента образуют виртуальную сеть связи. Основные принципы УПС трактуются Международным Союзом Электросвязи МСЭ-Т следующим образом:
персональная мобильность, позволяющая пользователю УПС перемещаться между терминалами, устанавливать исходящие и входящие соединения на универсальных принципах;
идентификация пользователя УПС, основанная на фиксированном номере УПС, который не зависит от сети;
стандартизированный доступ и процедуры идентификации для предоставления услуг УПС на одних принципах через произвольное множество сетей связи;
управление со стороны пользователей и абонентов УПС, то есть возможность для пользователя информировать сеть о том, как обрабатывать входящие вызовы в зависимости от номера абонента, время суток, вид вызова;
сохранение конфиденциальности персональной информации.
Одним из элементов УПС будет подвижный терминал вызываемого абонента с подключением через сотовую сеть. Можно в качестве примера привести требования стандарта мобильной связи GSM, где действуют несколько ступеней защиты: 1. Съемная SIM-карта, без которой терминал не работает; 2. Снятие блокировки SIM - карты набором специального пароля, который называется PIN-кодом (Personal Identification Number); 3. Возможность использования специального защитного кода для блокировки аппарата.
На рис.1.2 представлен вариант предоставления связи для пользователя универсальной мобильной телекоммуникационной системы UMTS (Universal Mobile Telecommunications Systems), который в момент вызова находится в дороге. Предполагается сочетание двух принципов подключения пользователя: к конкретной точке фиксированного доступа сети электросвязи; использование подвижного терминала для выхода в сотовую сеть. Услуга универсальной персональной связи, или персонального номера (personal number) состоит в предоставлении пользователю единого городского номера, вызовы на который маршрутизируются вызовы в соответствии с заданным пользователем списком номеров и расписанием. Услуга должна предусматривать возможность оперативного изменения списка и расписания. Услуга может быть дополнена функцией «бесплатный вызов» (free phone) или функцией «вызов за дополнительную оплату» (premium rate service).