Файл: Дисциплина Психологическое консультирование Практическое задание 3, Модуль 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая психология с основами психотерапии (1080)

Дисциплина: Психологическое консультирование

Практическое задание 3, Модуль 3. Консультант и клиент в консультативном процессе


Выполнил:

слушатель Мирзоева Ирада Махсубовна

Преподаватель:

Полуэктова Ольга Геннадьевна

г. Москва – 2023


Цель: Анализ тактик, техник и приемов, применяемых психологами в процессе психологического консультирования. Закрепление понятия об этапах и эффективности консультативного процесса.
Задание: Проанализируйте фрагменты консультативной беседы по схеме:

1. Прочтите фрагмент консультативной беседы.

2. Определите, на каком этапе консультирования могла бы состояться эта беседа.

3. Предположите: какой тип личности, актуальное состояние или другие индивидуально-психологические особенности присущи клиенту.


4. Какие техники использовались психологом?

5. Выскажите свое мнение об эффективности высказываний и вопросов консультанта с точки зрения достижения понимания клиентом целей работы.
Фрагмент 1

Клиент. Я чувствую свою беспомощность, так как не могу ничего изменить. Не могу принять решение о разводе.


Консультант. Правильно ли я понимаю, что когда Вы думаете о том, что Вам нужно развестись, вы чувствуете беспомощность?

Клиент. Да, я понимаю, что жизнь не кончается, что многие женщины пережили такое. Но дети...


Консультант. Вы опасаетесь, что развод плохо повлияет на детей?

Клиент. Я не знаю, как они к этому отнесутся, но мне кажется, что сейчас им еще хуже: отсутствующий папа и мама вся в переживаниях.

Консультант. Мне кажется. Вы сейчас подумали о том, что детям, может быть, будет лучше, если ситуация разрешится разводом.

Клиент. Да, я и раньше об этом думала, но... знаете... ,клиентка замолчала, выглядела задумчивой и несколько озадаченной).



Консультант. Что с вами, Ирина Викторовна?

Клиент. Минуточку, минуточку... (после длительной паузы). Я сидела и думала о том, что я размышляю о разводе. Я могу об этом думать, и не возникает истерики...

Консультант. Вы как будто начинаете принимать такой вариант развития событий.

Клиент. Во всяком случае, могу думать без слез...
Фрагмент 2

Консультант. Ирина Викторовна, если взглянуть на нашу встречу в целом, то мне кажется, что сегодня Вы «прошли» достаточно большой путь - от переживания безвыходности до размышлений о разводе как о возможном варианте развития ситуации.

Клиент. Да, согласна.


Консультант. Как Вы себя сейчас чувствуете?

Клиент. Спокойнее, я бы сказала, увереннее.


Консультант. Увереннее в чем?

Клиент. Наверное, в том, что что-то изменится.


Консультант. Изменится само?

Клиент. Нет, конечно, но я хотя бы не реву, когда думаю о том, что произошло. Могу об этом думать.

Консультант. И не только об этом. Но и о вариантах разрешения ситуации.

Клиент. Да.

Консультант. Вы сказали спокойнее и увереннее.

Клиент. Да, спокойнее.


Консультант. Как вам это может помочь?

Клиент. Я могу более здраво размышлять.


Консультант. Вы можете более здраво рассуждать и Вам это поможет?

Клиент. Конечно.

Фрагмент 3


Консультант. Как Вы сегодня? Как наши дела?

Клиент. Слишком много чего происходит. Не знаю, к чему приведет. От меня все чего-то хотят - и на работе, и дома. Если бы было время собой заняться, все было бы нормально.

Консультант. Похоже, Вы действительно расстроены.

Клиент. Действительно был расстроен, и сейчас расстроен.


Консультант. Вы только что сказали, что если бы было время для себя, все было бы нормально?


Клиент. Да, пожалуй.


Консультант. Именно с этим Вы хотели бы определиться сегодня?

Клиент. Да.

Фрагмент 4


Консультант. Чем бы Вы хотели заняться сегодня?

Клиент. Хочу поговорить о будущем дне рождения дочери, которое не дает мне покоя. На прошлой неделе я согласился кое-что сделать для нее, также у меня были ужасные споры с дочерью.

Консультант. Я правильно понимаю, что вы хотите определиться со всеми этими вопросами, потому что Вам не нравится думать об этом по ночам и без конца спорить с дочерью?

Клиент. Да. Все это меня уже достало. Хочется спокойно жить.


Консультант. Понятно. И Вы чувствуете, что беседа со мной Вам поможет? На прошлой неделе она вам помогла?

Клиент. Да.


Консультант. И как именно, как Вам кажется?

Клиент. Ну, я почувствовал какое-то облегчение. Мне также нравится, когда Вы не соглашаетесь со мной. Когда люди все время соглашаются со мной, - это бесполезно, это не работает.


Консультант. Вы очень четко сказали, что «это не работает». Вы можете описать, что подразумевается под словом «работает»?

Клиент. Ну, я чувствую себя лучше, более спокойно, более удовлетворенно, мыслю ясно.


Консультант. И именно так Вы хотите себя чувствовать?

Клиент. Да.