Файл: Содержание Введение Система отбора как система действия на различных уровнях управления персоналом Профотбор сущность и этапы Процедура приёма на работу Список используемой литературы Введение.rtf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После того как собрана вся требуемая информация, претенденту должны быть предоставлены следующие возможности:
сказать о том, что не было затронуто в собеседовании, или рассказать более подробно о том, о чем было сказано недостаточно (о каком-либо достоинстве, которое могло бы свидетельствовать в пользу претендента);
задать вопросы для уточнения деталей, касающихся предлагаемой работы или условий, связанных с ее выполнением.
При завершении собеседования целесообразно подытожить, по каким вопросам достигнуто согласие или взаимопонимание, и четко указать, на что и когда может рассчитывать претендент.
После завершения собеседования и ухода претендента задача состоит в том, чтобы сгруппировать всю собранную информацию, проанализировать ее и принять взвешенное решение.
Интервьюер не может позволить себе принимать случайные, чисто интуитивные решения о пригодности претендента к работе. Необходимо всесторонне рассматривать этот вопрос, вплоть до регистрации причин, по которым претенденту дается отказ.
Если на вакантную должность подходит несколько кандидатов, следует определить лучшего из них и предложить ему работу. При этом целесообразно одного или двух человек держать в резерве на случай, если выбранный кандидат откажется от предложения.
4. Процедура приёма на работу
Выбранному кандидату делается предложение о найме устно или письменно. Разумнее делать предложение в письменной форме (или устно - с письменным подтверждением), чтобы исключить возможность последующих разногласий о предложенных условиях.
Предложение работодателя должно включать следующую информацию: должность; место работы; должность непосредственного начальника; заработная плата - сумма, когда и как выплачивается, оплата сверхурочных; часы работы; отпуск; испытательный срок; дата начала работы; условия предложения (при наличии рекомендаций, медицинских справок).
Прием на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового договора.
Как только предложение принимается кандидатом, другим претендентам должны быть посланы письма с отказами. Они должны быть доброжелательными. Кандидаты, получившие отказ, могут подойти для другой работы в будущем.
Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские опросники или проходили медицинский осмотр. Это необходимо, так как в случае подачи сотрудником жалоб по поводу компенсации надо знать состояние здоровья заявителя в момент найма. Кроме того следует предотвратить найм переносчиков болезней.
На одной из ступеней отбора кандидата могут попросить представить отзывы предыдущих руководителей и другие аналогичные документы. Рекомендательное письмо полезно тогда, когда оно соответствует своему назначению. Оно необходимо в отношении только тех видов работ, которые предстоит выполнять кандидату.
Обычно используется тестирование для облегчения принятия решения по отбору персонала. Тест по найму - это средство, которое измеряет какой-либо показатель человека. Психологами разработано большое количество тестов на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для результативного выполнения задания на предлагаемом месте.
Тестирование проводится в случае, если собеседование вызывает сомнения. Как правило, тестирование вызывает у претендентов негативную реакцию. Поэтому его рекомендуется проводить 2 раза с интервалом в 2 дня. Чаще всего предлагаются тесты для оценки уровня и структуры интеллекта. Могут оцениваться уровень внимания, память, способности к работе в ночную смену. Для того чтобы спрогнозировать возможное поведение кандидатов в тех или иных производственных ситуациях и оценить соответствие их личностных качеств требованиям рассматриваемой должности, используется методика для составления психологического портрета.
Тестирование профессиональных знаний и навыков может представлять собой как прохождение стандартизированных тестов, так и выполнение тех или иных профессиональных заданий (осуществление какого-либо расчета или подготовка документа).
5. Опыт Российских и зарубежных предприятий в части процедуры приёма на работу
Прием и отбор персонала на работу идет на основании рекомендаций сотрудников отделов, а также по результатам запросов центра занятости и кадровых агентств. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность.
Осуществляя набор персонала, секретарь-референт совместно директором предприятия или его заместителем решает ряд общих задач и прежде всего определяет оптимальную численность персонала.
Не должно быть как недостатка численности работающих, последствиями которых являются срывы производственных программ, ошибки в работе, производственный травматизм, конфликтная, напряженная ситуация в коллективе, так и ее избытка, который вызывает увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высокопроизводительном труде, отток квалифицированных работников.
. Факторы влияющие на процесс набора кандидатов.
Факторы внешней среды:
законодательные ограничения;
ситуация на рынке рабочей силы;
состав рабочей силы на рынке и месторасположение предприятия.
Факторы внутренней среды организации:
кадровая политика, т.е. принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы, например, соблюдение принципа должностного продвижения работников, уже занятых в производстве.
образ предприятия, т.е. его привлекательность как места работы.
. Источники набора персонала.
Внешний набор включает в себя действия: обращение к агентствам по трудоустройству, а также центрам занятости.
Для привлечения квалифицированных кадров, перспективных выпускников вузов, руководящих работников всех уровней.
Разрабатывается долгосрочная стратегия, в результате которой предприятие: выплачивает студентам стипендии; денежные поощрения дипломных работ; предоставляет студентам рабочие места во время прохождения практики или каникул; приглашает студентов к участию в учебных предпринимательских играх.
Внутренний набор это, прежде всего имеющийся персонал.
Методы внутреннего набора разнообразны.
Секретарь-референт рассылает во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях.
Рассчитаем экономическую эффективность методов набора
. Количественные сравнения - общие затраты соотносятся числом принятых работников.
. Качественные сравнения - примерная оценка уровня приглашаемых и нанимаемых работников, определяемая по формуле:
Чн = (Рк + Пр + Ор): П,
где Чн - численность набранных работников, %;
Рк - усредненный суммарный рейтинг качества выполненной работы набранными работниками;
Пр - процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение года;
Ор - процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года;
П - общее число показателей, учтенных при расчете.
Экономическая эффективность методов набора.
Источник набора | Доля от общей суммы всех видов набора (в%) | Коэффициент принятия разосланных предложений | Коэффициент принятия предложений на работу |
Лица, письменно обратившиеся на предприятие в поисках работы | 35 | 6 | - |
Различные агентства, центры занятости | 14 | 2 | 32 |
Прямое распределение в институтах | 8 | 2 | 13 |
Набор внутри предприятия | 7 | 1 | 65 |
Лица, случайно зашедшие в организацию в поисках работы | 2 | 6 | 57 |
Справочники-списки ищущих работу | 2 | 8 | 82 |
От того, как проведена эта работа и насколько эффективно, зависит вся последующая деятельность предприятия. Поэтому, чтобы не создавать дополнительных трудностей, следует отнестись к решению данных вопросов со всей серьезностью, учитывая опыт, накопленный в отечественной и зарубежной практике.
При найме персонала наниматели имеют дело с людьми, которые стремятся реализовать свои цели, выбирая то или иное предприятие. Точно так же сотрудники кадровой службы стремятся реализовать свои цели, отбирая потенциальных претендентов. Кроме того, надо иметь в виду, что люди ищут не просто какую-либо работу, а именно ту, которая их устраивает. Неправильный ее выбор может иметь невосполнимые последствия как для них самих, так и для предприятия в целом.
В качестве примера возьмем оформление и прием на работу менеджера.
В процессе работы по продвижению и рекламе продукции предприятия на рынке возникла необходимость в квалифицированном специалисте в области рекламных услуг. Секретарь-референт направила запросы в кадровые агентства и центры занятости с примерным перечнем требований к кандидату на данную должность:
Менеджер по рекламе (продвижению) | Высшее, желательно экономическое образование. Опыт планирования, организации, проведения, координации рекламных кампаний от 1 года. Знание рекламных технологий. Наличие связей в СМИ, рекламных агентствах и т.д. |
Через две недели после рассылки обратилось три претендента на данную вакансию, две женщины 25-30 лет и молодой человек 20 лет с опытом работы в этой области.
Они заполнили анкеты установленного на предприятии образца и передали их секретарю-референту.
АНКЕТА
Фамилия | Иванов |
Имя | Николай |
Отчество | Константинович |