Файл: Видоизменения вегетативных органов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа. Видоизменения вегетативных органов

Цель. Познакомиться с разнообразием видоизменений веге­тативных органов, научиться распознавать видоизменённые органы и *выявлять их функции.

Оборудование. Клубень картофеля, луковица репчатого лука, корневище любого растения, скальпель.

Ход работы

  1. Изучите строение корневища, клубня картофеля и луковицы репчатого лука. Для этого внимательно прочитайте текст, рас­смотрите предложенные объекты, найдите указанные в тексте части.

Корневище, в отличие от корня, не имеет корневого чехлика и корневых волосков, но на нём имеются почки и плён­чатые чешуйки — видоизменённые листья. От корневища отрастают придаточные корни.

На поверхности клубня обратите внимание на глазки, в которых находятся почки. При рассматривании тонкого среза клубня обратите внимание на слои (кору, древесину, сердцевину). Рассмотрите проросший клубень картофеля.

В нижней части разрезанной луковицы найдите плоский стебель — донце, отходящие от него сочные и сухие чешуи и почки, расположенные между сочными чешуями.

  1. Рассмотрите объекты работы, заполните таблицу

Изучаемые

объекты

Видоизменениями каких органов являются

Какие функции выполняют




























  1. Ответьте на вопросы.

  • * Какие особенности строения позволяют видоизменённым побегам выполнять функцию размножения? ………………………………………… ………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………..

  1. Зарисовать луковицу и клубень в разрезе, подписать их видимые части.

(на обратной стороне листа)

  • **Почему видоизменённые подземные органы обычно встречаются у двулетних и многолетних растений? ………………………………………... ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод. Корневище, клубень и луковица являются не корнями, а видоизменёнными побегами, так как ……………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Лабораторная работа. Видоизменения вегетативных органов

Цель. Познакомиться с разнообразием видоизменений веге­тативных органов, научиться распознавать видоизменённые органы и *выявлять их функции.

Оборудование. Клубень картофеля, луковица репчатого лука, корневище любого растения, скальпель.

Ход работы

  1. Изучите строение корневища, клубня картофеля и луковицы репчатого лука. Для этого внимательно прочитайте текст, рас­смотрите предложенные объекты, найдите указанные в тексте части.

Корневище, в отличие от корня, не имеет корневого чехлика и корневых волосков, но на нём имеются почки и плён­чатые чешуйки — видоизменённые листья. От корневища отрастают придаточные корни.

На поверхности клубня обратите внимание на глазки, в которых находятся почки. При рассматривании тонкого среза клубня обратите внимание на слои (кору, древесину, сердцевину). Рассмотрите проросший клубень картофеля.

В нижней части разрезанной луковицы найдите плоский стебель — донце, отходящие от него сочные и сухие чешуи и почки, расположенные между сочными чешуями.

  1. Рассмотрите объекты работы, заполните таблицу

    Изучаемые

    объекты

    Видоизменениями каких органов являются

    Какие функции выполняют




























  2. Ответьте на вопросы.

  • * Какие особенности строения позволяют видоизменённым побегам выполнять функцию размножения? ………………………………………… ………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………..

  1. Зарисовать луковицу и клубень в разрезе, подписать их видимые части.

(на обратной стороне листа)

  • **Почему видоизменённые подземные органы обычно встречаются у двулетних и многолетних растений? ………………………………………... ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод. Корневище, клубень и луковица являются не корнями, а видоизменёнными побегами, так как ……………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Лабораторная работа. Строение стебля

Цель.Изучить строение стебля, *выявить особенности каж­дого слоя.

Оборудование.Срезы ветки дерева (продольный и попереч­ный), лупа.

Ход работы

  1. Изучите поперечный и продольный срезы ветки дерева. Найдите кору, древесину, сердцевину.

  2. С помощью лупы рассмотрите кору.

  • Найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Поду­майте, какова их роль.

  • Иглой отделите кору. Попробуйте' её изогнуть, сломать, растянуть. Вспомните, какие ткани придают коре прочность и гибкость.

  1. Потрогайте поверхность древесины после снятия коры. Какая она на ощупь?

  • Найдите на рисунке учебника (с. 29) название слоя клеток, расположенного между корой и древесиной.

  • Выясните по тексту учебника функцию этого слоя. Какая ткань образует этот слой? Почему его не видно невооружён­ным глазом?

  • Почему древесина после снятия коры оказалась влажной?

  1. Рассмотрите древесину и сердцевину. Какой слой шире и прочнее?

  • Отделите древесину. Попробуйте её согнуть, сломать, рас­тянуть.

  • Какая ткань обеспечивает свойства древесины?

  1. Нажмите ногтем на сердцевину. Какая она? Какая ткань её образует?

  • Стрелками установите соответствие между названиями слоев и их признаками:


находится в центре стебля

находится на поверхности стебля

самый тонкий слой

самый мощный слой

КОРА

КАМБИЙ

ДРЕВЕСИНА

СЕРДЦЕВИНА

прочная

гибкая

рыхлая

твердая

  1. Зарисуйте продольный и поперечный срезы стебля, подпи­шите названия изученных слоев.

Продольный срез стебля

Поперечный срез стебля

Вывод. Различия в свойствах у разных слоев стебля можно объяснить тем, что

Это интересно...

  • Лапти, верёвки, корзины плели на Руси из лыка — коры молодых липок.

  • Из лубяных волокон липы (мочала) делали не только мо­чалки, но и грубую ткань рогожу, а также канаты, упряжь для лошадей, ловушки для зверей и птиц.

  • Самой лёгкой в мире древесиной обладает кубинское дерево эсхиноменещетинистая. Она в 6 раз легче пробки и в 3 раза легче древесины знаменитого бальсового дерева.

  • Некоторые тропические деревья из рода санталум имеют ароматную древесину, запах которой сохраняется десяти­летиями. Именно её называют сандалом и используют для поделок и получения эфирного масла.

  • Сердцевина ствола эбенового дерева имеет чёрный цвет.