Файл: Реферат по дисциплине правоведение Власть в первобытном обществе, формы ее осуществления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РЕФЕРАТ

по дисциплине «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

«Власть в первобытном обществе, формы ее осуществления»


Выполнил(а):

Сорокина Карина Руслановна

Студент 1 курса, группы ПОН-С-О-20-2

Специальности: правовое обеспечение национальной безопасности

очной формы обучения

___________(подпись)

Проверил(а):
____________(подпись)

Ставрополь, 2022г.

Содержание


Введение……………………………………...……………………………………2

  1. Организация власти в первобытном обществе……………………................3

  2. Организация власти догосударственного периода………………….............6

Заключение………………………………………………………………………...8

Cписок литературы…………………………………………………………….. 10

Введение


Человеческое обществопредставляет собой обособившуюся от природы часть материального мира, состоящую из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями. Теория государства и права становится действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества. В этом понимании первобытного общества, в частности следует выделить навыки, знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, это то, что само общество никогда не стоит на месте, оно развивается, проводятся различные этапы.

Власть– это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа: все, что добывалось, сдавалось в «общий котел» и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло бы существовать и было бы обречено на вымирание .Общество в процессе своего развития сталкивалось с трудностями и препятсвиями на своем пути. Обобщающим фактором для общественного развития стала любая угроза физическому существованию общества. Общественное развитие непрерывно связано с активизацией взаимоотношений между людьми.


1.Организация власти в первобытном обществе


Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение носило естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Кроме того, оно носило личный характер, распространялось только на членов рода и не имело территориального характера.

Социальные правила и их реализация поддерживались авторитетом вождей и старейшин. Эти нормы регулировали обмен рабочей силой, брачно-семейные отношения, воспитание детей и т. д.

Поскольку власть в первобытном обществе в значительной степени основывалась на авторитете и на возможности сурового принуждения (хотя оно было относительно редким и заключалось, как правило, в наложении обязанностей за преступление), нарушитель установленных в семье правил поведения мог быть сурово наказан, вплоть до изгнания из семьи, что означало верную смерть.

Высшим авторитетом является родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избрало старейшину, военачальника, который обладал такими нравственными качествами, как мудрость, жизненный опыт, организаторский талант и мог заранее предвидеть будущие события. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Итак, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась на основе возраста и личных моральных качеств. Как известно, общество не стоит на месте, оно постоянно развивается.

Существует несколько типов периодизации: Общеисторическая, археологическая и антропологическая. Периодизация, основанная на новых археологических данных, имеет особое методологическое значение для теории и выделяется как одно из основных направлений развития первобытного общества " неолитической революции"

Этот переход полностью изменил структуру и материальную основу первобытного общества, и поэтому этот переход называют революционным, несмотря на то, что он длился несколько тысяч лет.

Семейные общины стали объединяться, как и на основе родства, в более крупные отряды с целью защиты своих семей от нападений, а также организации коллективной охоты. Основой социальной организации первобытного общества были родственные отношения, эту организацию называют родоплеменной системой.

В этом обществе существовала строго фиксированная система, например, разделение пищи или половозрастной труд.



Такая организация четко знала, что власть находится в руках лидера, Совета старейшин. Существовала также выборность, смена вождей, вождей и Совета старейшин. Функции государственной власти в первобытном обществе не требовали существования особого аппарата контроля и принуждения, отделенного от общества. Все эти функции выполнялись самими членами рода одновременно с другими функциями в обществе (охотой и т. д.).

Все это позволило охарактеризовать социальную власть при родовом строе как примитивную демократию. Она не знала ни собственности, ни социальных различий, ни государственно-политических форм. Такая неполитическая публичная власть называется потестар. Потестарная власть вождя семейной общины основывалась не только на его авторитете, но и на возможности строгого принуждения. Нарушитель установленных правил поведения мог быть сурово наказан, вплоть до лишения жизни. Это общество также знало различные организационные формы разрешения споров.

Короче говоря, такая социальная организация первобытного общества долгое время воспроизводила распределение хозяйства, поддерживала гармонию между человеком и природой, и она совершенно отличалась от других форм существования.

Постепенно, от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаических форм земледелия, скотоводства, человечество стало переходить к развитым формам земледелия (подсечно-огневое земледелие, Безводное, ирригационное) и скотоводству (пастбищное, ездовое, а также кочевое). Эти новые формы региональной организации хозяйственной жизни и стали играть главную экономическую роль в обществе.

С появлением новых рабочих мест появились новые возможности, люди должны были научиться работать с пищей. Научитесь хранить излишки товаров и эффективно их использовать. Также необходимо было рассчитать вклад каждого человека, его участие в создании общественного фонда. Эта экономика объективно вела к дальнейшему разделению труда. Существуют группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых ведется учет труда и распределяются его результаты, а также системы контроля работников за соблюдением нормативных норм. Возникновение и присвоение прибавочного продукта приводит к возникновению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной), к дальнейшему социальному расслоению общества.


Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной дифференциации общества: верхушка общества отделяется от основной массы производителей.

Начинается формирование классов, новых организационных форм управления обществом, Рождение государства.

2.Организация власти догосударственного периода.

Всем известно, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо для полного познания государственно-правовых институтов дать социальную характеристику власти и норм, существовавших в первобытном обществе. Начальным этапом этого процесса был первобытно-общинный строй, он охватывал значительно длительное количество времени, от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств. Первобытно-общинный строй был самым долгим этапом, существующем в развитии человечества. Ученые считают, что оно началось около 1.5 миллионов лет назад, когда были найдены останки дрвеного человека.

Любое общество представляет собой целостный неразрывный социальный организм, или же систему, который отличается степенью организованности и регулирование отношений. Из этого можно сделать вывод, что для каждого общества характерны определенная социальная власть и реглирование поведение людей, с помощью социальных норм.

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды с социальной выгодой. Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе социальных норм и власти.

Социальная власть в догосударственный период, обладала такими качествами, как: базирование строго на семейных отношениях, потому что основной организацией общества был род, иначе говоря объединение людей по кровному родству и общности труда и имущества. Каждый род выступал как хозяйственная трудовая единица .А род образовывал уже более крупное объединение. Также власть была общинной, и строилась на первобытной демократии и на функциях самоуправления. Опиралась на уважение членов рода. Осуществлялась не только обществом, но и его представителями, которые решали все важнейшие вопросы.


С постепенным развитием родовой строй стал переходить к госдураству. И одним из важнейших общественных условий перехода является возросшее значение войн. Военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии и в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей. В их руки постепенно переходила власть верховного жрÐ