Файл: Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235минут).
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 7 заданий (2-8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа с лова, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов №2.
Все бланки заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. |
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Село Дроняево Курчатовского района издревле известно богатыми залежами различных глин. (2)Местные жители сразу же нашли им применение: красную использовали гончары для изготовления посуды, а из белой женщины соседней деревушки Кожля делали игрушки-свистульки. (3)Яркая и предельно простая кожлянская свистунья не похожа ни на одну другую игрушку в России. (4)Фигурки воспроизводят непосредственное окружение человека: домашних животных, лесных обитателей, барышень, мужественных всадников на конях и баранах. (5)Элементы росписи, выполненные анилиновыми красителями фиолетового, малинового, зелёного и жёлтого оттенков, имеют особый смысл: прямые и косые линии — символы земли, благодатного дождя, решётки — наделы земли, ёлочки, пятнышки — плодородие, урожай, волнистые линии — символ водной стихии. |
Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Грамматическая основа предложения 3 — свистунья не похожа ни на одну из игрушек.
4) Предложение 4 осложнёно однородными членами предложения с обобщающим словом.
5) Первая часть сложного предложения 5 осложнена обособленным определением.
Ответ:______________________________.
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять запятые.
Бондарь (1) это ремесленник (2) изготавливающий бочки и другие ёмкости из дерева. Издавна бондари были необходимыми мастерами в больших селах (3) и деревнях Курской области. В дубовых кадушках и бочках хранились все домашние заготовки (4) солёные огурцы (5) мясо (6) мёд (7) и (8) конечно (9) квашеная капуста.
Ответ:______________________.
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «вечерний клёв», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетание со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:___________________________.
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВСПОМИНАЮ - написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
2) ПРИБРЕЖНЫХ — написание приставки определяется её значением — присоединение.
3) БОЖЕСТВЕННЫХ — в имени прилагательном, образованном от имени существительного с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН.
4) ЗДОРОВЬЕ — в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.
5) О ЛИТЕРАТУРЕ — в окончании формы предложного падежа имени существительного 1-го склонения пишется буква Е.
Ответ:_____________________.
Прочитайте текст и выполните задания 6-9. |
1)Вспоминаю, как в начале девяностых годов в посёлок Пены Курчатовского района к своему школьному и фронтовому другу Владимиру Подворчаному приехал большой русский писатель, лауреат государственный премий по литературе Борис Васильев. 2)Васильев, которого в Пенах знали больше по фильму, чем по повести «А зори здесь тихие», приехал в гости к другу после операции и не совсем ещё оправился от болезни.
3)Мы много говорили в тот день о политике, о литературе, о ветеранах и стариках. 4)Время было «смутное», но, странное дело, не было уныния. 5)Была надежда и вера. 6)Верилось, что всё, как всегда, образуется и будет хорошо...
6)На Пены тихо ложился чудный тёплый вечер. 7)Сидеть у телевизора не хотелось. 8)Подворчаный, несмотря на свою хромоту (был тяжело ранен под Кенигсбергом), предложил порыбачить на Сейме — успевали к вечернему клёву. 9)Мол, не будет клевать, так соловья курского послушаем. 10)Такого певца нигде больше не сыщешь...
11)Пришли на речку, разобрали снасти, закинули удочки и сели, глядя на подрагивающие от лёгкого ветерка поплавки.
12)Было начало июня, цвела сирень в палисадниках, от пасущегося на заливном лугу стада коров пахло парным молоком и молодой травой. 13)Пастух, не совсем трезвый мужик в рваной майке с надписью «Адидас», постреливал бичом и незло ругался на ленивых животных.
14)Большое красное солнце медленно садилось за зелёный островок, выступавший с другого берега на самую стремнину реки.
- (15)Господи! - сняв тяжёлые роговые очки, будто они мешали ему видеть прекрасное, воскликнул Васильев. - (16)Красотища-то какая!..
- (17)Здесь когда-то археологи стоянку человека эпохи палеолита нашли, раскопки года три вели, - сказал Владимир Иванович, показывая на огромную поляну, на которой дружно цвели желтоголовые одуванчики.
- (18)Люди не дураки были, - улыбнулся Борис Львович, - знали, где им селиться.
(19)Автор «Зорь», излучая всем своим видом радость, достал из сумки солдатскую зелёную фляжку — вдруг замер: в прибрежных кустах запел, защёлкал соловей. 20)Несколько минут была немая сцена. 21)Потом Васильев сказал:
- Тут просто нельзя не быть поэтом...
22)Борис Львович прилёг на плащ-палатку, подложил руки под голову и стал молча смотреть, как заходит солнце за горизонт.
- 23)А зори у вас тоже — тихие... - задумчиво проговорил Васильев. - 24)Я тут, ей Богу, от красоты такой не по дням, а по часам от болезни очухиваюсь... 25)Дело на полную поправку идёт. 26)Вот задумал тут, в этих благословенных местах, один рассказ или повесть... 27)Что получится...
- 28)О войне? - спросил я.
- 29)Нет, о том, что нужно человеку для счастья...
- 30)Здоровье... - вставил Подворчаный, поправляя натёрший ногу протез.
- 31)Здоровье, конечно, нужно, - сказал Борис Львович. - 32)Это для тела. 33)А для здоровья души красота нужна...
34)Солнце, спрятавшись за густые распущенные косы плакучей ивы, проложило к нам по воде серебристую дорожку. 35)Васильев добавил, любуясь вечерней зорькой:
- Прав, прав был Достоевский...36)Красота, и только она спасёт мир. 37)Это ведь лучшие места для проживания. 38)А многие не понимают — в Москву рвутся. 39)Шума и гари им захотелось... 40)Я ведь в Пенах, на Сейме, уже в четвёртый или пятый раз. 41)Да-а... 42)Красота — притягивает человека. 43)И про болячки сразу забываешь.
44)Он зачем-то пригладил седоватые усы.
- 45)Если хочешь быть счастливым, то живи только в таких божественных краях...
(По А. Д. Балашову)
*Александр Дмитриевич Балашов (1948) — известный курский писатель, публицист, драматург.
6. Анализ текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В Пенах Бориса Васильева знали больше по повести «А зори здесь тихие...».
2) Борис Львович считал, что для счастья нужно здоровье.
3) Событие, описываемое рассказчиком, происходило в начале лета.
4) У посёлка Пены археологи нашли стоянку человека эпохи палеолита.
5) Борис Васильев был на Сейме впервые.
Ответ:____________________________.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) На Пены тихо ложился чудный тёплый вечер.
2) Мы много говорили в тот день о политике, о литературе, о ветеранах и стариках.
3) Солнце, спрятавшись за густые распущенные косы плакучей ивы, проложило к нам по воде серебристую дорожку.
4) Если хочешь быть счастливым, то живи только в таких божественных краях...
5) А для здоровья души красота нужна...
8. Лексический анализ.
В предложениях 23-25 найдите фразеологизм со значением «очень быстро. Выпишите этот фразеологизм.
Ответ:_____________________________.
Не забудьте перенести все ответы на задания 2-8 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. |