Файл: Жизнь и философские взгляды Томаса мора.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»

Тема: Жизнь и философские взгляды Томаса мора

Выполнил: обучающийся группы 22 специальность «Экономика и бухалтерский учет»

Цыцын Андрей

Проверила: преподаватель ГБПОУ ВЛАТТ Грибанова Л.В.

Ветлужский район, 2021

Содержание

1.Введение-2

2.Эпоха Томаса Мора-3

3.Биография -5

4.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"-6

4.1 КРИТИКА "УТОПИИ"-8

5.ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ-9

6.СМЕРТЬ-10

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ-11

1.Введение

Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму. В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы.

Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Мора не утратили своего исторического значения. Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран. Жизнь и деятельность Т. Мора, ученого, поэта, юриста и государственного деятеля, привлекает внимание многих исследователей.

2.Эпоха Томаса Мора

Конец 15в. знаменовал собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения - капиталистические, появляются новые классы, складываются нации, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.

В Италии уже в 14-15вв., а в других странах Европы с конца 15 - начала 16 века наступает эпоха Возрождения - развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологические течения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.


Подавляющее большинство гуманистов эпохи Т. Мора были людьми умеренно прогрессивных взглядов. Они призывали к развитию просвещения, искоренению лихоимства и невежества в государственном аппарате, смягчению жестокостей в законах и нравах, но не более. Однако в недрах гуманизма возникли и более радикальные учения. Автором одного из них явился Т. Мор - выдающийся английский гуманист 16в. Его политико-правовые взгляды не просто отразили появление новых общественных и политических отношений, но, прежде всего, вскрыли присущие им внутренние противоречия.

В Англии того времени первоначальное накопление капитала в невиданных размерах вызвало разорение мелких товаропроизводителей, - как ремесленников, так и крестьян. Особенно сильно пострадали крестьяне- копигольдеры - люди лично свободные, но владевшие своей землей временно, по «копиям» - средневековым документам, продление действия которых после установленного срока целиком зависело от лендлорда - феодального собственника земли.

Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым

временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей и

глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и

справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был

совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую "Утопию" ("Золотая

книга, так же полезная, как и забавная, о лучшем устройстве

государства и о новом острове Утопия"), восемь изданий которой, вышедшие

одно за другим.

Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее "место,

которого нет", стало нарицательным и дало имя целому направлению

общественной мысли - утопическому социализму.

что "Утопия" появилась в Англии начала ХУ1 в. не было

Книга Мора - не просто игра воображения, это своеобразное,

хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.

Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского

сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками

социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных

масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это

время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор

заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить



социальную гармонию.

Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.

«Утопия», по замыслу Мора рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Произведение оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве.

3.Биография Т.

Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого

горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени

кардинала Нортона.

Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете,

где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой

философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди

которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца - видного

королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных

школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание

В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость

Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле

его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он

снискал себе репутацию справедливого судьи, "покровителя всех нуждающихся".

В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов

поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в

1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда,

убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих

VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим

убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.

6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене

(отказ от присяги королю как "верховному главе" английской церкви).

несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого

интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т.

4.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"

Критика феодального и раннекапиталистического общества

"Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от

имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней

преобладают два круга тем: критика современного Мору обцества;


государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах

Индийского океана.

Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг,

наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при

полном отсутствии забот о тружениках.

"Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в

праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих

земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса".

Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на

английской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожирают

Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на

политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для

того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы

преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках,

охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т.

Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание

должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и

о замене смертной казни принудительными работами.

Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание

в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной

несправедливости Мор видит в частной собственности.

"Я полностью убежден, -говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич-тожив собственность.

Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопия нет

частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство.

общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для

Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются

земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два

Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи

регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные

трапезы граждан. ^ - Мор Т. . 1978, с . 129


Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.

Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый

компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы

прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно.

становятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (на

острове запрещена смертная казнь).

Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на

выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого

каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из

четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно.

Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.

Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан,

избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного

По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элементами

непосредственной демократии.

Главная забота государства - организация производства и распределения.

Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от

агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение

Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим

друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность

утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта

неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

4.1 "КРИТИКА "УТОПИИ

По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание,

вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно

выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать,

что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы

доказать, что этот идеал плох.

Видное место в интерпретации "Утопии" принадлежит католической литературе.

Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая

церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви

пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является