Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»
Тема: Жизнь и философские взгляды Томаса мора
Выполнил: обучающийся группы 22 специальность «Экономика и бухалтерский учет»
Цыцын Андрей
Проверила: преподаватель ГБПОУ ВЛАТТ Грибанова Л.В.
Ветлужский район, 2021
Содержание
1.Введение-2
2.Эпоха Томаса Мора-3
3.Биография -5
4.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"-6
4.1 КРИТИКА "УТОПИИ"-8
5.ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ-9
6.СМЕРТЬ-10
7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ-11
1.Введение
Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму. В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы.
Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Мора не утратили своего исторического значения. Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран. Жизнь и деятельность Т. Мора, ученого, поэта, юриста и государственного деятеля, привлекает внимание многих исследователей.
2.Эпоха Томаса Мора
Конец 15в. знаменовал собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения - капиталистические, появляются новые классы, складываются нации, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.
В Италии уже в 14-15вв., а в других странах Европы с конца 15 - начала 16 века наступает эпоха Возрождения - развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологические течения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.
Подавляющее большинство гуманистов эпохи Т. Мора были людьми умеренно прогрессивных взглядов. Они призывали к развитию просвещения, искоренению лихоимства и невежества в государственном аппарате, смягчению жестокостей в законах и нравах, но не более. Однако в недрах гуманизма возникли и более радикальные учения. Автором одного из них явился Т. Мор - выдающийся английский гуманист 16в. Его политико-правовые взгляды не просто отразили появление новых общественных и политических отношений, но, прежде всего, вскрыли присущие им внутренние противоречия.
В Англии того времени первоначальное накопление капитала в невиданных размерах вызвало разорение мелких товаропроизводителей, - как ремесленников, так и крестьян. Особенно сильно пострадали крестьяне- копигольдеры - люди лично свободные, но владевшие своей землей временно, по «копиям» - средневековым документам, продление действия которых после установленного срока целиком зависело от лендлорда - феодального собственника земли.
Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым
временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей и
глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и
справедливости на базе общественной собственности. Этот научный подвиг был
совершен Томасом Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую "Утопию" ("Золотая
книга, так же полезная, как и забавная, о лучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия"), восемь изданий которой, вышедшие
одно за другим.
Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее "место,
которого нет", стало нарицательным и дало имя целому направлению
общественной мысли - утопическому социализму.
что "Утопия" появилась в Англии начала ХУ1 в. не было
Книга Мора - не просто игра воображения, это своеобразное,
хотя и сугубо умозрительное решение проблем, волновавших его современников.
Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, варварского
сгона крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложившихся веками
социальных связей. Эти обстоятельства породили обнищание многочисленных
масс населения, подвергаемых безжалостной эксплуатации. И именно в это
время вопреки растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор
заявляет, что только отказ от частной собственности может обеспечить
социальную гармонию.
Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.
«Утопия», по замыслу Мора рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Произведение оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве.
3.Биография Т.
Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого
горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени
кардинала Нортона.
Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете,
где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой
философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди
которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца - видного
королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных
школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание
В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость
Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле
его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он
снискал себе репутацию справедливого судьи, "покровителя всех нуждающихся".
В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов
поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в
1529 г. принимает высшую должность - лорда-канцлера. Однако, когда,
убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих
VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим
убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.
6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене
(отказ от присяги королю как "верховному главе" английской церкви).
несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого
интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т.
4.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ "УТОПИЯ"
Критика феодального и раннекапиталистического общества
"Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от
имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней
преобладают два круга тем: критика современного Мору обцества;
государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах
Индийского океана.
Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг,
наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при
полном отсутствии забот о тружениках.
"Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в
праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих
земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса".
Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на
английской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожирают
Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на
политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для
того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы
преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках,
охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т.
Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание
должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и
о замене смертной казни принудительными работами.
Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание
в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной
несправедливости Мор видит в частной собственности.
"Я полностью убежден, -говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич-тожив собственность.
Идеальный общественный и государственный строй На острове Утопия нет
частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство.
общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для
Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются
земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два
Чтобы не способствовать развитий собственнеческих инстинктов, семьи
регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные
трапезы граждан. ^ - Мор Т. . 1978, с . 129
Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.
Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый
компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы
прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно.
становятся военнопленные', граждане Утопии, осужденные за преступления (на
острове запрещена смертная казнь).
Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на
выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого
каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из
четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно.
Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.
Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан,
избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного
По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.
Таким образом, представительная система сочетается с элементами
непосредственной демократии.
Главная забота государства - организация производства и распределения.
Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от
агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение
Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим
друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность
утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта
неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.
4.1 "КРИТИКА "УТОПИИ
По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание,
вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно
выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать,
что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы
доказать, что этот идеал плох.
Видное место в интерпретации "Утопии" принадлежит католической литературе.
Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая
церковь должна была отмежеваться от социализма. Поэтому идеологи церкви
пытаются разными способами внушить мысль, что коммунизм не является