Файл: Жизнь и философские взгляды Томаса мора.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


убеждением Мора, что смысл "Утопии" всего лишь в абстрактной проповеди

братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта

Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его

идеи с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже

с реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность

становиться явью и угроза, которую они несут свободному развитию человека.

"Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев -

.и ныне мы стоим перед лицом проблемы . мучительной в совершенно новом

как мы можем избежать их действительной реализации ?

Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и

родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не

просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения

социальных противоречий, упразднения общественного неравенства и

Мор - демократ и в том смысле,

что он построил политическую систему утопийцев на принципах свободы,

равенства и уважения человеческой личности.

Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма.

произведения Томаса Нора и другого крупнейшего философа-гуманиста - Томмазо

Кампанеллы (1568-1&39) - послужили источником для социально-политических

учений социалистов-утопистов XIX в. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна и

других представителей социалистической мысли.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.

Томас Мор устроил свою личную жизнь задолго до того, как стал известным философом и юристом. Он взял в жены 17-летнюю Джейн Кольт, отец которой был богатым эсквайром из Эссекса. Зять Томаса, Уильям Ропер, опубликовал биографию Мора, из которой следует, что философ отдавал предпочтение младшей сестре, но он был учтивым человеком, и сделал предложение Джейн. Друзья Томаса характеризовали девушку как добрую и тихую нравом. Эразм Роттердамский настаивал на дополнительном образовании Джейн, сам лично учил ее литературе и музыке. Джейн родила супругу четырех детей – дочерей Маргарет, Элизабет, Сесиль, и сына Джона.
Джейн не стало в 1511 году, ее жизнь унесла лихорадка. Томас вдовствовал недолго, на протяжении месяца привел в дом новую жену. Его избранницей стала богатая вдова Элис Мидлтон. Она была прямой противоположностью Джейн, отличалась сильным и прямым характером. Однако это не помешало супругам быть счастливыми, во всяком случае, Эразм Роттердамский утверждал, что его друг обрел семейное счастье. В этом браке не было общих детей, но Томас стал настоящим отцом дочери Элис от первого брака. Помимо этого, Мор опекал молодую девушку – Алису Кресакр, ставшую впоследствии женой его сына Джона. Томас очень любил своих детей, часто писал им письма, если вынужденно уезжал по делам государства, просил, чтобы и они ему чаще писали. Философ уделял большое внимание проблеме женского образования, и в те годы это вызывало только изумление. А Мор был уверен, что женщина тоже способна сделать научное открытие, равно как и мужчина. Он настаивал, чтобы не только у сына, но и у его дочерей было высшее образование.


СМЕРТЬ.

Сам философ не считал свои произведения вымыслом, все, о чем в них говорилось, было его жизнью, к тому же, он отличался неимоверной религиозностью. Когда стало известно, что король Генрих VIII собрался развестись со своей женой Екатериной Арагонской, Мор выступил против этого расторжения брака. Он свято верил, что это под силу только Папе Римскому – Клименту VII. Папа тоже не приветствовал этот бракоразводный процесс.

Генрих не стал слушать никого, он принял решение жениться на Анне Болейн, и ради этого брака решился разорвать все связи с Римом. Он пошел своим путем и создал англиканскую церковь в собственной стране. Анну Болейн вскоре короновали, она стала второй супругой короля. Томас Мор был так сильно возмущен поведением монарха, что без сожаления сложил свои полномочия на посту лорда-канцлера. Помимо этого, он подговорил монахиню Элизабет Бартон осудить короля публично, и оказал ей всяческую поддержку.

Спустя некоторое время Парламент утвердил документ под названием «Акт о престолонаследии», на основании которого всем английским рыцарям предписывалось принести присягу, признать детей, рожденных в браке Генриха VIII и Анны Болейн законными престолонаследниками. Кроме этого, в этом документе говорилось, что в Англии признается власть исключительно представителей династии Тюдоров. Мор отказался присягать под этим документом, и 17 апреля 1534 года его заключили в Тауэр. 6 июля 1535 года ему зачитали «Акт об измене» и обезглавили на Тауэр-Хилле. Томас Мор не просил пощады, он держался очень мужественно накануне казни, даже шутил.

Верность Томаса Мора католицизму оценили спустя несколько столетий. В 1935 году Римско-католическая церковь причислила его к лику святых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Томас Мор – английский философ и писатель, придерживающийся гуманистических взглядов. Его главной книгой является «Утопия», в которой он рисует свой идеал общества в виде фантастического острова-государства. Он следует многим мыслителям эпохи Возрождения, усмотревших в культе индивидуализма, ставшего идейным стержнем Ренессанса, ограниченность и обращались к осмыслению социальности, без которой полноценное существование невозможно и которую необходимо усовершенствовать.

Общественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идей утопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли.



Некоторые авторы, однако, склонны относить появление утопически- социалистических идей к более ранним периодам истории, вплоть до глубокой древности, полагая, что любые проекты и даже просто смутные мечты о ликвидации общественного неравенства и угнетения, о создании строя, где нет частной собственности, где все являются тружениками, следует считать утопически-социалистическими.

Утопически-социалистическими и утопически-коммунистическими могут быть названы те политические учения, которые не только отвергали существующий эксплуататорский строй, но и выдвигали идеал, характеризовавшийся чертами, которые свойственны социализму и коммунизму как особым формациям.

Древние течения политической мысли, которые содержали идеализацию основных черт первобытнообщинного строя, поэтому не могли быть отнесены к каким-либо видам утопического социализма, хотя их роль в его появлении не должна сбрасываться со счета. В отличие от древних мыслителей у Мора мы находим не только идею общественной собственности и всеобщей обязательности труда, но и принцип коллективного труда и коллективного производства, требования общественного распределения продуктов труда. Ему принадлежит первая постановка вопроса о ликвидации противоположностей между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Он выдвинул задачу дать иные, чем в современном ему мире, функции государственной власти, не отказываясь, подобно защитникам первобытнообщинного строя, от самого ее существования, но предлагая новые формы и принципы ее организации. Взгляды Мора на будущее общество, несмотря на все их недостатки и утопические черты, близки и понятны строившим реальный до недавнего времени социализм и коммунизм.