Файл: Русские соотечественники в Иордании.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 11669

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

старшие  родственники  жены  моего  дяди,  которые  приехали  издалека. 

Но  им  особенно  не  могли  уделить  внимание,  потому  что  на  руках  у  моей 

матери  была  маленькая  Тамара,  которая  болела  дифтерией.  У  нее  была 

очень высокая температура, и все боялись, что она умрет...

В  этот  момент  входит  отец,  который  как  раз  вернулся  из  Джерико 

(зимний 

лагерь 

военных), 

оповещенный 

о 

состоянии 

Томары. 

Он 

почтительно  поздоровался  с  гостями  и  ушел,  даже  не  взглянув  на  Тамару. 

Спустя  некоторое  время  я  не  выдержала  и  спросила,  как  он  смог  так 

хладнокровно  повести  себя  по  отношению  к  собственному  ребенку,  и  он 

ответил:-  «...Этого  требует  Адыгэ  Хабзэ,  не  мог  же  я  перед  старшими 

показать  свои  чувства  к  своему  чаду.  Все  и  так  знают,  что  родители  любят 

своих детей больше самих себя»».

То,  насколько  он  был  привязан  к  детям,  показал  трагический  факт 

гибели  его  сына,  Азми  Муфти  Хавжоко.  Это  был  молодой,  талантливый 

политик,  который  занимал  ответственные  должности  в  Министерстве 

иностранных  дел,  в  посольствах  Иордании  в  Бейруте  и  Греции.  Позже  он 

был  направлен  в  Румынию  для  основания  там  посольства  Хашемитского 

Королевства  в  Румынии.  Прослужив  на  этой  должности  всего  лишь  шесть 

месяцев  (на  пятый  год  рождения  своего  сына),  он  трагически  погиб  от  руки 

палестинского  наемного  убийцы,  последователя  Абу  Нидала,  открытого 

оппонента Хашемитского Королевства.

Саид  Аль  Муфти  тяжело  заболел  после  этой  вести.  Несмотря  на 

то,  что  второй  его  сын  Базил  вернулся  в  Амман,  оставив  свою  должность 

за  границей,  чтобы  все  время  находиться  рядом  с  отцом,  поддержать  его, 

поднять  его  снова  на  ноги,  он  никогда  не  выздоровел,  и  ушел  из  жизни  в 

1989  г.  Этот  крепкий  и  выносливый  в  работе  человек  не  смог  перебороть 

свои страдания.

Саид  Аль  Муфти  (Хавжоко)  с  высокими  почестями  был  похоронен  в 

Аммане, на семейном кладбище семьи Хавжоко.

96


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

В  заключение  цикла  портретов  представителей  черкесской  общины 

в Иордании сформулирую несколько выводов:

портреты  выдающихся  личностей  черкесской  диаспоры,  которые 

составили  предмет  нашего  исследования,  не  исчерпываются  зарисовками, 

предложенными  в  данном  небольшом  цикле.  Это  новый  материал  и  он 

требует дальнейших исследований;

изучение  судеб  отдельных  представителей  черкесской  диаспоры 

способствует  раскрытию  фундаментальных  основ  этнодуховной  культуры 

народа в целом и выявлению его роли в мировом соцветии народов мира;

лъапсэ  (адыгэ  хабзэ,  адыгагъэ)  -  это  реальность,  которая  представляет 

собой  сущностную  сторону  адыгской  жизни.  На  историческом  уровне 

она  проявляется  как  регулирующая  система,  включающая  в  себя  идеалы, 

принципы  и  нормы  адыгской  жизни.  Одной  из  исторических  форм  ее 

проявления является этикет;

будучи  сущностной  стороной  адыгской  жизни,  лъапсэ  является 

изначальной,  исходной  данностью  и  в  то  же  время  становится  и 

раскрывается  в  процессах  внутреннего  и  внешнего  совершенствования. 

При  этом  внутреннее  совершенствование  является  основанием,  условием 

совершенствования внешней жизни.

97


background image

background image

ЧЕЧЕНСКАЯ ОБЩИНА В 

ИОРДАНИИ


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Ясмин Арслан 

ИОРДАНСКИЕ ЧЕЧЕНЦЫ

Первую  группу  чеченских  переселенцев  османские  власти  направили 

в  Трансиорданию  в  1903  году.  Процесс  переселения  чеченцев  длился  долго, 

проходил  волнами  и  завершился  в  1912  г.  Для  своих  новых  поселений 

чеченцы  выбирали  практически  безлюдные  районы,  главное,  чтобы  там 

были водные источники и пригодные для сельского хозяйства земли.

По  замыслу  османских  властей  переселение  чеченцев  должно  было 

увеличить  численность  неарабского  населения  и  обеспечить  безопасность 

строящейся  Хиджазской  железной  дороги.  Предполагалось,  что  выходцы  с 

Северного  Кавказа  станут  живой  преградой  на  пути  вполне  предсказуемых 

и  потому  ожидаемых  набегов  бедуинов  на  эту  важнейшую  транспортную 

магистраль.

Поскольку  одна  из  веток  Хиджазской  железной  дороги  должна 

была  пройти  в  районе  Зарки,  турецкое  правительство  заранее  выкупило 

у  местных  кланов  часть  территории.  Сюда  в  конце  марта  1903  г.  были 

направлены  700  семей  чеченских  переселенцев.  В  основном  это  были 

выходцы  из  одного  района,  Ножай  Юрта,  которые  принадлежали  к 

Накшбандийскому  суфийскому  тарикату.  Немалая  часть  чеченцев  из 

Зарки  поступила  на  службу  в  управление  Хиджазской  железной  дороги, 

обеспечивала ее охрану.

В  1905-1907  гг.  произошла  миграция  части  чеченских  семей  из  Зарки 

в  Сувейлих  (северо-западный  пригород  Аммана).  А  в  1912  г.  ряд  семей  во 

главе  с  Гирмсултаном  Шауки  Ибрагимом  отселилась  в  поселок  Сухна  (10 

км от Зарки).

Последним  этапом  расселения  чеченцев  в  Иордании  стал  переезд  в 

Азрак. Возникший поселок так и назвали - Азрак аш-Шишан, т.е. Чеченский

100