ВУЗ: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 1844
Скачиваний: 10
Внеурочные воспитательные мероприятия по формированию энерго-и-ресурсосберегающего поведения школьников
Материалы из опыта работы педагогов Витебской области
Составитель:
Ситникова Ида Александровна, методист учреждения образования «Витебский областной ИПК и ПРР и СО»
Энергосбережение – образ жизни общества и каждого человека
Во всех развитых странах мира рациональное использование энергии является, как правило, приоритетным направлением государственной политики. В нашей стране острота проблемы обусловлена высокой энергоемкостью валового внутреннего продукта и дефицитом собственных энергоресурсов. Эти обстоятельства требуют решать проблему энергосбережения не только во всех отраслях хозяйственной деятельности, но и на всех этапах получения и использования энергии.
В Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию в конце апреля 2007 года говорится о таком важном условии стабильного развития государства как энергетическая безопасность, в которой важнейшим резервом является бережливость. Пути развития энергетической безопасности нашего государства четко очерчены в Директиве Президента Республики Беларусь №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».
Заметное и растущее в современном обществе стремление достигать материального благополучия любой ценой захватывает молодое поколение. Сегодняшний школьник растет и формируется в потребительской среде, потребительской ячейкой становится семья, зрелищно-развлекательным содержанием наполнен досуг. Тем сложнее школе решать задачи воспитания у учащихся гражданской позиции и психологической настроенности на рациональное и экономное использование природных ресурсов. Педагогам предстоит много сделать в воспитании не только детей, но и их родителей.
Дать человеку знания – сложная задача, но еще сложнее воспитать человека, то есть сделать так, чтобы получаемые им знания становились для него руководством в жизни, определяя ее нормы и правила.
Задача воспитания – организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс.
Воспитательные мероприятия по формированию у учащихся навыков эффективного энергопользования и экологически грамотного поведения, разработанные педагогами Витебской области, способствуют становлению гражданской позиции учащихся и коррекции позиции их родителей в области энергосбережения.
В материалах представлены разработки различных форм проведения воспитательных мероприятий, сценарии выступления агитбригад. Всех их объединяет общая направленность на создание условий, способствующих эффективному воспитанию у учащихся навыков энергоэффективного поведения.
Сценарий выступления агитбригады «Родничок»
Трубач Л.Н., Аниськович Г.Г., Логинова Л.Л., педагоги учреждения образования «Поставская государственная общеобразовательная средняя школа №1»
ТЕМА: Защищай! Береги! Умножай!
ЦЕЛЬ: Формирование у подрастающего поколения нового сознания в отношении к энергоресурсам.
-
пропаганда эффективности использования энергоресурсов;
-
бережное отношение к природе;
-
развитие творческих способностей.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:
-
макеты цветов и бабочек;
-
сценические костюмы первобытных людей, земли, капельки, крана;
-
кости, банки и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
- Музыка и слова песни.
(звучит музыка) 1-й участник: Мы нашей встрече очень рады. Поговорим сегодня впрок.
2-й участник: Пришлю сюда с агитбригадой,
Агитбригадой... ВСЕ: «Родничок»
3-й участник: Мы говорим сейчас с тревогой
О том, волнует что всех нас.
Придём природе на подмогу
Уже, быть может, в сотый раз.
4-й участник: Не всем приятен наш отчаянный девиз,
Но мы хотим цветущим видеть отчий край. Не хмурься, если трудно будет, улыбнись,
(поднимают таблички с призывом)
И защищай! И береги! И умножай!
5-й участник: К несчастью, до сих пор живет в людях понятие: Человек - царь природы! Человек - завоеватель, покоритель.
6-й участник: Взять у природы как можно больше - вот главная задача. А зачем?
7-й участник: Нужно ли воевать с природой? Ведь она разуверилась в «человеке разумном», который до сих пор считался царем природы и довел ее до экологического кризиса, до последней черты, за которой ... Гибель... всего... живого ил земле.
1-й участник: Давайте начнет издалека...
2-й участник: Много-много лет назад
Был у нас и рай, и сад.
Были птички и слоны,
Были бабочки, цветы.
(Участники поднимают макеты цветов, бабочек и ставят на сцене)
2-й участник: Были реки и моря -
Так цвела у нас земля.
Но однажды в древний век
Появился...
(На сцене появляется участник в образе древнего человека).
Древний человек: Человек!..
2-й участник: Вырос он из обезьяны
Ел кокосы, ел бананы
(он все имитирует жестами)
На работу он ходил
И детей своих учил:
(появляются дети в одежде первобытного человека)
Древний человек:
Чтоб не быть всегда голодным,
Не сидеть во тьме холодной,
Надо мамонта убить,
И огонь себе добыть.
2-й участник: Дети мамонта убили
И огонь себе добыли.
Стали землю покорять,
Потихоньку заселять.
Год от года заселяли,
Год от года засоряли,
Понастроили заводов,
Стали реки покорять.
Стали люди на ракетах
В небо синее летать.
Все летали и летали
Атмосферу загрязняли...
3-й участник: Вот прошел двадцатый век,
Снова осень в поле.
Как живешь ты, человек,
В нашей первой школе?
4-й участник: Загляни, не поленись,
Ведь окошек много.
Стань же лучше, изменись,
И найди свою дорогу!
5-й участник: Экологии музей
Сразу вас приветит,
Рады видеть там друзей,
Сам директор встретит.
6-й участник: И расскажет он о том,
Как похорошели,
Стал уютней общий дом,
Все при общем деле.
7-й участник: Капля с краном обсуждала,
Как сберечь нам воду.
Льём ее еще немало
В разную погоду.
8-й участник: И приходится журчать им,
Деток призывая,
Капля капает об зтом,
Не переставая...
( на сцене появляются девочка и мальчик в костюмах крана и капли и
исполняют песню)
Слова Л.И. Трубача Музыка Л.Л. Логиновой
Ой ты, капелька-девчушка, Прошепчи ты мне на ушко,
Где ты бегала-петляла,
Где друзей себе искала?
В школе первой есть ребята, Экономят киловатты,
Воду тоже берегут,
Мне заметен этот труд.
Ой ты, капелька-девчушка, Прошепчи ты мне на ушко,
Почему не загрустила,
Когда кран родной забыла?
Мы не льёмся невпопад,
Словно в бурю дождь и град. Экономим вместе силы,
Чтобы пользу приносили.
Ой ты, капелька-девчушка, Прошепчи ты мне на ушко,
Почему повеселела,
Что за чудо, что за дело?
На простор смогу пробиться, Напоить собой землицу.
Здесь природе не враги,
Ты отсюда не беги!
1-й участник: Иногда смеемся над букашкой,
Муравья раздавим очень смело,
И когда ж поймем, как будет тяжко,
Если с ними жить мы не сумеем?
2-й участник: Не хотим мы слушать птичье пенье - Сами прогорланим в микрофон.
Но когда-то ж кончится везенье,
И, прозрев, Земли услышим стон.
3-й участник: Не было бы поздно встрепенуться,
Было бы нам с кем продолжить путь...
Верим мы, что сможем оглянуться
И с пути прямого не свернуть.
4-й участник: Так давайте слушать эти звуки,
Звёзды замечать, любить восходы.
Никому не нравятся разлуки
Да ещё и с матерью-природой.
(выходит девочка в костюме земли и читает стихотворение)
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллионы лет, Я так устала... Плоть моя покрыта
Рубцами ран - живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю.
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
(выходят все участники агитбригады)
1-й участник: Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна
2-й участник: Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
3-й участник: Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
4-й участник: Разграбить все богатства
У будущих веков.
5-й участник: Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
6-й участник: Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
7-й участник: Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
8-й участник: Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Берегоша пришел в гости
Мюзикл
Зутис Н.И., заместитель директора учреждения образования «Шарковщинская государственная общеобразовательная базовая школа-сад Полоцкого района»
Цель мероприятия : обучение школьников основам энергоэффективности и энергосбережения.
Действующие лица: Рассказчик, гномик Лень, гномик Транжира, гномик Берегоша.
Ход мероприятия.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы поговорим о том, как беречь и экономить тепло и светло, ведь без тепла и светла нет жизни. Садитесь поудобнее, внимательно слушайте, смотрите I принимайте активное участие. Начнём со сказки.
Под весёлую музыку выходит рассказчик.
Рассказчик (поёт):
За березничком, за ельничком,
За густым можжевельничком,
Домик маленький стоит,
Непригляден он на вид.
Домик маленький стоит,
Непригляден он на вид,
Нет ступеньки у крыльца,
И задвижка без кольца,
А в распахнутых дверях
Видим в доме двух нерях,
А в распахнутых дверях
Видим в доме двух нерях.
1 НЕРЯХА: Я - транжира!
2НЕРЯХА: А я - лень!
Вместе (поют):
Телевизор целый день
Смотрим, на боку лежим.
Спим, болтаем и едим.
Спим, болтаем и едим.
Окна битые и щели -
Вот раздолье для метели.
Свет горит и ночь и день –
Лишний раз вставать нам лень.
Свет горит и ночь и день –
Лишний раз вставать нам лень.
Газом печь обогреваем,
Никогда не закрываем
Кран на кухне, и вода
Струйкою бежит всегда
Кран на кухне, и вода
Струйкою бежит всегда.
Рассказчик:
Представляете? Вода
Струйкою бежит всегда.
Жили так и не тужили,
Но однажды получили
Счёт из ЖЭСа, в нём нулей -
Сколько у недели дней.
Посмотрите: в нём нулей -
Сколько у недели дней.(Показывает счёт).
Лень: Ой! Как много денег надо платить!
Рассказчик:
Испугались бедолаги,
Стали быстро на бумаге
Всё считать — за газ, за свет
Не платили много лет.
Лень:
Что же делать, и за воду
Уже не плачено три года !
Транжира: Как нам и как нам жить?
Вместе: Будем плакать и тужить!
Рассказчик:
Вдруг стучится кто- то а домик.
Посмотрите, это гномик Берегоша!
Берегоша (поёт):
Моё имя Берегоша!
Бережливый очень я!
И ко всем моим советам
Вы прислушайтесь, друзья!
Припев:Ла - ла, ла - ла...
Берегошою меня
Все зовут не зря.
Воду, газ, тепло и свет
Сберегаю я.
Припев: Ла-ла, ла – ла…
Обращаюсь, дети к вам
С дельным предложением.
Не открывать ли школу нам
Энергосбережения.
Припев: Ла-ла, ла-ла...
Берегоша: Хотите , ребята поучиться в моей школе?
Вам давно , мои детишки,
Пора взяться за умишко.
И тогда счета из ЖЭСа
И за воду, и за газ
Не расстроят больше вас.
Второй урок.
Берегоша: А этой комнате девочка спит.
Посмотрите на рисунок и ответьте, что меня и вас тоже расстроило. Кто исправит?
(Убрать все осветительные приборы, так как во время сна они не
нужны)
Запомните! Перед сном выключайте сеет!
Третий урок.
Берегноша : На кухне горит горелка у газовой плиты, а на плите ничего не готовится. Папа сидит, отдыхает. Что забыл сделать папа? Помогите ему. ( нужно выключить газ) Запомните! Нельзя обогревать дом газом, газ нужен для приготовления пищи!
Четвёрты й урок.
Берегоша: А здесь из кранов льётся вода, появились даже лужи, а
девочка играет. Что забыла сделать хозяйка? ( закрыть все краны в
квартире).
Запомните! Необходимо всегда закрывать воду, когда она не
нужна!
Хорошо запомнили, ребята, мои уроки. Тогда становитесь в круг.
Дети поют:
Как прекрасно, что в дома
Льётся чистая вода.
Только с нею не шути –
Кран получше закрути.
Как прекрасно, что есть газ:
Каждый день он кормит нас
Чай кипит, готов обед –
Мы живём, не зная бед.
Как прекрасно, что есть свет,
Без него нам жизни нет.
Холодильник, фен, утюг
Он помощник нам и друг.
Лень, Транжира:
Помоги нам, Берегоша,
Научи нас, гномиков, Энергоэкономии.
Берегоша: Ну что ж, слушайте внимательно мои советы.
Поёт.
Чтобы стал уютным дом
И тепло держалось в нём.
Нужно двери починить.
Стёкла вставить, всё закрыть.
Чтобы стало всё в порядке,
В кранах - заменить прокладки,
И журчащая вода
Будет заперта всегда.
Так давайте вместе, братцы.
С головой за дело браться.
Приведём в порядок дом,
Заживём чудесно в нём.
Вместе: С большим уважением
К энергосбережению!
Берегоша (звонит в колокольчик):
Это маленький звонок
Зовёт в школу на урок.
Будьте внимательны!
( картинки - задания прикрепляются магнитом)
Первый урок.
Берегоша : Перед вами комната. Девочка читает. Можно ли читать в
темноте? Помогите девочке выбрать светильник. Чтобы книжка
хорошо была освещена и в то же время бережно расходовалась
электричество.
( на картинку прикрепляется люстра или настольная лампа)
Запомните! Читать нужно при хорошем освещении!
Телевизор - верный друг.
Будем экономить свет.
Всем транжирам скажем: « Нет!»
Сэкономим воду, газ –
И тогда похвалят нас.
Ведущая и Берегоша:
Закончили учиться –
Пора повеселиться.
Приглашают всех на весёлый танец под любую танцевальную музыку.
Берегоша: До свидания, ребята!
Будем экономными и бережливыми
Заседание познавательного клуба
Крамаренко Е.А., учитель учреждения образования «Государственная общеобразовательная средняя школа №28 г.Витебска»