Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1844

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.















Внеурочные воспитательные мероприятия по формированию энерго-и-ресурсосберегающего поведения школьников


Материалы из опыта работы педагогов Витебской области










Составитель:

Ситникова Ида Александровна, методист учреждения образования «Витебский областной ИПК и ПРР и СО»













Энергосбережение – образ жизни общества и каждого человека

Во всех развитых странах мира рациональное использование энергии является, как правило, приоритетным направлением государственной политики. В нашей стране острота проблемы обусловлена высокой энергоемкостью валового внутреннего продукта и дефицитом собственных энергоресурсов. Эти обстоятельства требуют решать проблему энергосбережения не только во всех отраслях хозяйственной деятельности, но и на всех этапах получения и использования энергии.

В Послании Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к белорусскому народу и Национальному собранию в конце апреля 2007 года говорится о таком важном условии стабильного развития государства как энергетическая безопасность, в которой важнейшим резервом является бережливость. Пути развития энергетической безопасности нашего государства четко очерчены в Директиве Президента Республики Беларусь №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».

Заметное и растущее в современном обществе стремление достигать материального благополучия любой ценой захватывает молодое поколение. Сегодняшний школьник растет и формируется в потребительской среде, потребительской ячейкой становится семья, зрелищно-развлекательным содержанием наполнен досуг. Тем сложнее школе решать задачи воспитания у учащихся гражданской позиции и психологической настроенности на рациональное и экономное использование природных ресурсов. Педагогам предстоит много сделать в воспитании не только детей, но и их родителей.

Дать человеку знания – сложная задача, но еще сложнее воспитать человека, то есть сделать так, чтобы получаемые им знания становились для него руководством в жизни, определяя ее нормы и правила.

Задача воспитания – организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс.

Воспитательные мероприятия по формированию у учащихся навыков эффективного энергопользования и экологически грамотного поведения, разработанные педагогами Витебской области, способствуют становлению гражданской позиции учащихся и коррекции позиции их родителей в области энергосбережения.

В материалах представлены разработки различных форм проведения воспитательных мероприятий, сценарии выступления агитбригад. Всех их объединяет общая направленность на создание условий, способствующих эффективному воспитанию у учащихся навыков энергоэффективного поведения.



Сценарий выступления агитбригады «Родничок»

Трубач Л.Н., Аниськович Г.Г., Логинова Л.Л., педагоги учреждения образования «Поставская государственная общеобразовательная средняя школа №1»


ТЕМА: Защищай! Береги! Умножай!


ЦЕЛЬ: Формирование у подрастающего поколения нового сознания в отношении к энергоресурсам.

  • пропаганда эффективности использования энергоресурсов;

  • бережное отношение к природе;

  • развитие творческих способностей.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:

  • макеты цветов и бабочек;

  • сценические костюмы первобытных людей, земли, капельки, крана;

  • кости, банки и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

- Музыка и слова песни.


(звучит музыка) 1-й участник: Мы нашей встрече очень рады. Поговорим сегодня впрок.

2-й участник: Пришлю сюда с агитбригадой,

Агитбригадой... ВСЕ: «Родничок»

3-й участник: Мы говорим сейчас с тревогой

О том, волнует что всех нас.

Придём природе на подмогу

Уже, быть может, в сотый раз.

4-й участник: Не всем приятен наш отчаянный девиз,

Но мы хотим цветущим видеть отчий край. Не хмурься, если трудно будет, улыбнись,

(поднимают таблички с призывом)

И защищай! И береги! И умножай!

5-й участник: К несчастью, до сих пор живет в людях понятие: Человек - царь природы! Человек - завоеватель, покоритель.

6-й участник: Взять у природы как можно больше - вот главная задача. А зачем?

7-й участник: Нужно ли воевать с природой? Ведь она разуверилась в «человеке разумном», который до сих пор считался царем природы и довел ее до экологического кризиса, до последней черты, за которой ... Гибель... всего... живого ил земле.

1-й участник: Давайте начнет издалека...

2-й участник: Много-много лет назад

Был у нас и рай, и сад.

Были птички и слоны,

Были бабочки, цветы.

(Участники поднимают макеты цветов, бабочек и ставят на сцене)

2-й участник: Были реки и моря -

Так цвела у нас земля.

Но однажды в древний век

Появился...

(На сцене появляется участник в образе древнего человека).

Древний человек: Человек!..

2-й участник: Вырос он из обезьяны

Ел кокосы, ел бананы

(он все имитирует жестами)

На работу он ходил

И детей своих учил:

(появляются дети в одежде первобытного человека)

Древний человек:

Чтоб не быть всегда голодным,

Не сидеть во тьме холодной,

Надо мамонта убить,

И огонь себе добыть.

2-й участник: Дети мамонта убили

И огонь себе добыли.

Стали землю покорять,

Потихоньку заселять.


Год от года заселяли,

Год от года засоряли,

Понастроили заводов,

Стали реки покорять.


Стали люди на ракетах

В небо синее летать.

Все летали и летали

Атмосферу загрязняли...

3-й участник: Вот прошел двадцатый век,

Снова осень в поле.

Как живешь ты, человек,

В нашей первой школе?

4-й участник: Загляни, не поленись,

Ведь окошек много.

Стань же лучше, изменись,


И найди свою дорогу!

5-й участник: Экологии музей

Сразу вас приветит,

Рады видеть там друзей,

Сам директор встретит.

6-й участник: И расскажет он о том,

Как похорошели,

Стал уютней общий дом,

Все при общем деле.

7-й участник: Капля с краном обсуждала,

Как сберечь нам воду.

Льём ее еще немало

В разную погоду.

8-й участник: И приходится журчать им,

Деток призывая,

Капля капает об зтом,

Не переставая...

( на сцене появляются девочка и мальчик в костюмах крана и капли и

исполняют песню)

Слова Л.И. Трубача Музыка Л.Л. Логиновой

Ой ты, капелька-девчушка, Прошепчи ты мне на ушко,

Где ты бегала-петляла,

Где друзей себе искала?


В школе первой есть ребята, Экономят киловатты,

Воду тоже берегут,

Мне заметен этот труд.


Ой ты, капелька-девчушка, Прошепчи ты мне на ушко,

Почему не загрустила,

Когда кран родной забыла?


Мы не льёмся невпопад,

Словно в бурю дождь и град. Экономим вместе силы,

Чтобы пользу приносили.


Ой ты, капелька-девчушка, Прошепчи ты мне на ушко,

Почему повеселела,

Что за чудо, что за дело?


На простор смогу пробиться, Напоить собой землицу.

Здесь природе не враги,

Ты отсюда не беги!

1-й участник: Иногда смеемся над букашкой,

Муравья раздавим очень смело,

И когда ж поймем, как будет тяжко,

Если с ними жить мы не сумеем?

2-й участник: Не хотим мы слушать птичье пенье - Сами прогорланим в микрофон.

Но когда-то ж кончится везенье,

И, прозрев, Земли услышим стон.

3-й участник: Не было бы поздно встрепенуться,

Было бы нам с кем продолжить путь...

Верим мы, что сможем оглянуться

И с пути прямого не свернуть.

4-й участник: Так давайте слушать эти звуки,

Звёзды замечать, любить восходы.

Никому не нравятся разлуки

Да ещё и с матерью-природой.

(выходит девочка в костюме земли и читает стихотворение)

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет, Я так устала... Плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет.


Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.


Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,

Его подземных взрывов череда!


Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.


Не потому ли загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю.

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

(выходят все участники агитбригады)

1-й участник: Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна


2-й участник: Не торопитесь, люди,


Всё выскрести до дна.


3-й участник: Не мудрено добраться

До скрытых тайников,


4-й участник: Разграбить все богатства

У будущих веков.


5-й участник: Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,


6-й участник: Нам пировать позорно

В счет будущего дня.


7-й участник: Поймите это, люди,

Как собственный приказ,


8-й участник: Не то Земли не будет

У каждого из нас.



Берегоша пришел в гости

Мюзикл

Зутис Н.И., заместитель директора учреждения образования «Шарковщинская государственная общеобразовательная базовая школа-сад Полоцкого района»


Цель мероприятия : обучение школьников основам энергоэффективности и энергосбережения.

Действующие лица: Рассказчик, гномик Лень, гномик Транжира, гномик Берегоша.

Ход мероприятия.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы поговорим о том, как беречь и экономить тепло и светло, ведь без тепла и светла нет жизни. Садитесь поудобнее, внимательно слушайте, смотрите I принимайте активное участие. Начнём со сказки.


Под весёлую музыку выходит рассказчик.

Рассказчик (поёт):

За березничком, за ельничком,

За густым можжевельничком,

Домик маленький стоит,

Непригляден он на вид.

Домик маленький стоит,

Непригляден он на вид,

Нет ступеньки у крыльца,

И задвижка без кольца,

А в распахнутых дверях

Видим в доме двух нерях,

А в распахнутых дверях

Видим в доме двух нерях.


1 НЕРЯХА: Я - транжира!

2НЕРЯХА: А я - лень!

Вместе (поют):

Телевизор целый день

Смотрим, на боку лежим.

Спим, болтаем и едим.

Спим, болтаем и едим.


Окна битые и щели -

Вот раздолье для метели.

Свет горит и ночь и день –

Лишний раз вставать нам лень.


Свет горит и ночь и день –

Лишний раз вставать нам лень.

Газом печь обогреваем,

Никогда не закрываем


Кран на кухне, и вода

Струйкою бежит всегда

Кран на кухне, и вода

Струйкою бежит всегда.

Рассказчик:

Представляете? Вода

Струйкою бежит всегда.

Жили так и не тужили,

Но однажды получили

Счёт из ЖЭСа, в нём нулей -

Сколько у недели дней.

Посмотрите: в нём нулей -

Сколько у недели дней.(Показывает счёт).


Лень: Ой! Как много денег надо платить!

Рассказчик:

Испугались бедолаги,

Стали быстро на бумаге

Всё считать — за газ, за свет

Не платили много лет.

Лень:

Что же делать, и за воду

Уже не плачено три года !

Транжира: Как нам и как нам жить?

Вместе: Будем плакать и тужить!

Рассказчик:

Вдруг стучится кто- то а домик.

Посмотрите, это гномик Берегоша!

Берегоша (поёт):

Моё имя Берегоша!

Бережливый очень я!

И ко всем моим советам

Вы прислушайтесь, друзья!

Припев:Ла - ла, ла - ла...


Берегошою меня

Все зовут не зря.

Воду, газ, тепло и свет

Сберегаю я.

Припев: Ла-ла, ла – ла…


Обращаюсь, дети к вам


С дельным предложением.

Не открывать ли школу нам

Энергосбережения.

Припев: Ла-ла, ла-ла...

Берегоша: Хотите , ребята поучиться в моей школе?

Вам давно , мои детишки,

Пора взяться за умишко.

И тогда счета из ЖЭСа

И за воду, и за газ

Не расстроят больше вас.


Второй урок.

Берегоша: А этой комнате девочка спит.

Посмотрите на рисунок и ответьте, что меня и вас тоже расстроило. Кто исправит?

(Убрать все осветительные приборы, так как во время сна они не

нужны)

Запомните! Перед сном выключайте сеет!

Третий урок.

Берегноша : На кухне горит горелка у газовой плиты, а на плите ничего не готовится. Папа сидит, отдыхает. Что забыл сделать папа? Помогите ему. ( нужно выключить газ) Запомните! Нельзя обогревать дом газом, газ нужен для приготовления пищи!

Четвёрты й урок.

Берегоша: А здесь из кранов льётся вода, появились даже лужи, а

девочка играет. Что забыла сделать хозяйка? ( закрыть все краны в

квартире).

Запомните! Необходимо всегда закрывать воду, когда она не

нужна!

Хорошо запомнили, ребята, мои уроки. Тогда становитесь в круг.


Дети поют:


Как прекрасно, что в дома

Льётся чистая вода.

Только с нею не шути –

Кран получше закрути.


Как прекрасно, что есть газ:

Каждый день он кормит нас

Чай кипит, готов обед –

Мы живём, не зная бед.


Как прекрасно, что есть свет,

Без него нам жизни нет.

Холодильник, фен, утюг

Он помощник нам и друг.

Лень, Транжира:


Помоги нам, Берегоша,

Научи нас, гномиков, Энергоэкономии.

Берегоша: Ну что ж, слушайте внимательно мои советы.

Поёт.

Чтобы стал уютным дом

И тепло держалось в нём.

Нужно двери починить.

Стёкла вставить, всё закрыть.


Чтобы стало всё в порядке,

В кранах - заменить прокладки,

И журчащая вода

Будет заперта всегда.


Так давайте вместе, братцы.

С головой за дело браться.

Приведём в порядок дом,

Заживём чудесно в нём.


Вместе: С большим уважением

К энергосбережению!

Берегоша (звонит в колокольчик):

Это маленький звонок

Зовёт в школу на урок.

Будьте внимательны!

( картинки - задания прикрепляются магнитом)

Первый урок.

Берегоша : Перед вами комната. Девочка читает. Можно ли читать в

темноте? Помогите девочке выбрать светильник. Чтобы книжка

хорошо была освещена и в то же время бережно расходовалась

электричество.

( на картинку прикрепляется люстра или настольная лампа)

Запомните! Читать нужно при хорошем освещении!


Телевизор - верный друг.

Будем экономить свет.

Всем транжирам скажем: « Нет!»

Сэкономим воду, газ –

И тогда похвалят нас.

Ведущая и Берегоша:

Закончили учиться –

Пора повеселиться.

Приглашают всех на весёлый танец под любую танцевальную музыку.

Берегоша: До свидания, ребята!


Будем экономными и бережливыми

Заседание познавательного клуба

Крамаренко Е.А., учитель учреждения образования «Государственная общеобразовательная средняя школа №28 г.Витебска»