Файл: Русские соотечественники в Иордании.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 11667

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Подготовка и проведение интервью, литературная 

обработка собранных материалов осуществлены

Л.Б. Ивановой и \Л.И. Калугиной


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Агнесса Дзодцоева - Башир

Тбилиси,  Владикавказ,  Москва,  Багдад,  Амман,  Стокгольм  -  эти 

города  прочно  вошли  в  жизнь  нашей  героини,  известного  музыканта  и 

композитора  Агнессы  Дзодцоевой-Башир.  Каждый  из  них  оказал  свое 

влияние  на  ее  творчество,  в  котором  неразрывно  переплелись  европейские 

и восточные музыкальные традиции.

Агнесса  Викторовна  Дзодцоева  родилась  в  интернациональной  семье: 

ее  отец  -  осетин,  мама  -  грузинка.  В  конце  войны  в  числе  пяти  лучших 

студентов-дипломников  Виктор  Дзодцоев  был  направлен  для  продолжения 

учебы  из  Новочеркасска  в  Тбилиси  (Грузия).  В  этом  замечательном  городе 

родители  Агнессы  встретились  и  поженились.  Тбилиси  стал  местом  ее 

рождения.

Виктор  Михайлович  происходил  из  семьи  священнослужителя,  сам 

же  впоследствии  стал  известным  в  Осетии  инженером-электриком.  Леля 

Александровна,  мама  Агнессы,  избрала  своей  профессией  архитектуру. 

Среди  представителей  ее  семьи  были  художники  и  артисты.  Агнесса  росла 

в  интеллигентной  среде,  которая  оказала  большое  влияние  на  развитие  ее 

внутреннего  мира,  на  формирование  ее  интересов,  и  в  конечном  счете,  на 

выбор жизненного пути.

В  семье  любили  литературу  и  музыку.  В  детстве  мама  рассказывала 

дочке  много  сказок.  Спустя  годы  Агнесса  с  удивлением  поняла,  что  часто 

слушала  изложение  пересказ  либретто  опер.  Желание  ребенка  вновь  и 

вновь  погружаться  в  этот  волшебный  мир  было  настолько  сильным,  что  в 

четыре  года  Агнесса  потратила  на  книгу  сказок  деньги,  которые  родители 

дали ей на мороженное.

Девочка,  несомненно,  росла  творческим  ребенком.  Она  сама  настояла 

на  том,  чтобы  ее  отдали  в  драматический  и  балетный  кружки  при  Доме 

пионеров.

Через  несколько  лет  семья  переехала  во  Владикавказ  (тогда  этот 

город назывался Орджоникидзе).

147


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

148

Послевоенное 

время 

было  очень  тяжелым,  но  когда 

дочь  приняли  в  музыкальную 

школу,  папа  купил  для  нее 

рояль 

(другого 

инструмента 

просто 

не 

нашлось). 

Как 

вспоминает 

Агнесса, 

рояль 

занял почти всю гостиную.

Кроме  музыки,  дочку  с 

детства 

учили 

английскому 

языку.  Но  главное,  родители 

не  только  стремились  дать 

девочке  хорошее  образование, 

но 

и 

воспитать 

из 

нее 

достойного человека.

Отец 

очень 

любил 

свою работу и хотел, чтобы

Агнесса 

продолжила 

его 

Газетная 

заметка 

о 

маленькой 

дело. 

Пытаясь 

заинтересовать 

читательнице 

Агнессе 

Дзодцоеве. 

подрастающую дочь, Виктор

Михайлович частенько брал ее с собой на строящиеся объекты.

Но  Агнессу  все  более  захватывали  занятия  музыкой,  с  которой 

она  планировала  связать  свою  судьбу.  Папа  был  категорически  против 

музыкальной  карьеры  дочери.  У  Агнессы  состоялся  тяжелый  разговор  с 

отцом.  Виктор  Михайлович  с  трудом  принял  выбор  дочери,  однако  после 

этого всегда поддерживал дочь и помогал ей.

Итак, 

закончив 

музыкальную 

школу, 

Агнесса 

поступила 

во 

владикавказское  музыкальное  училище.  До  сих  пор  воспоминания  об  этом 

периоде  жизни  сопряжены  у  нее  с  чувством  искренней  благодарности 

к  своим  педагогам,  которые,  как  она  подчеркивает,  принадлежали  к 

«прекрасной  ленинградской  школе».  После  окончания  училища  Агнессу


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

пригласили  там  же  преподавать.  Она  приняла  это  предложение,  но  мысль  о 

продолжении образования по-прежнему ее не оставляла.

Выпускники музыкального училища г. Орджоникидзе.

В  результате  через  год  Агнесса  отправилась  в  Москву  и  поступила 

в  Государственный  музыкально-педагогический  институт  имени  Гнесиных 

(ныне  -  Российская  академия  музыки  имени  Гнесиных)  на  отделение 

«История 

и 

теория 

композиции», 

специальность 

«музыковедение». 

Поступить  было  непросто,  поскольку  туда  стремились  попасть  очень 

многие  одаренные  ребята.  Государственный  институт  имени  Гнесиных  - 

одно  из  старейших  российских  высших  музыкальных  учебных  заведений: 

история  его  основания  восходит  к  1895  году.  Оно  славится  своими 

выпускниками,  многие  из  которых  получили  поистине  мировое  признание. 

Достаточно  упомянуть,  что  Институт  имени  Гнесиных  в  разное  время

149


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

закончили  такие  крупные  музыканты,  как  пианист  Станислав  Нейгауз, 

виолончелист  Мстислав  Ростропович,  композиторы  Арам  Хачатурян, 

Тихон  Хренников,  Борис  Чайковский,  Андрей  Эшпай,  Арно  Бабаджанян, 

певицы  Галина  Писаренко,  Ирина  Архипова,  дирижеры  Евгений  Светланов, 

Геннадий 

Рождественский, 

и 

многие 

другие 

выдающиеся 

деятели 

российской культуры.

Учиться 

в  Москве 

было 

сложно,  но  необычайно  интересно. 

Преподавательский  состав  Гнесинки  (так  любовно  называли  институт 

сами  учащиеся,  да  и  многие  москвичи)  отличался  не  только  высочайшим 

профессионализмом,  но  и  исключительной  внимательностью  к  учащимся, 

которым прививалось самоотверженное отношение к избранной профессии.

С 

нежностью 

и

благодарностью 

вспоминает

Агнесса  своего  профессора  Бориса 

Вениаминовича 

Левика, 

который 

открыл  ей  музыку  Рихарда  Штрауса, 

композитора 

почти 

неизвестного 

тогда  в  нашей  стране  (при  Гитлере 

Р.  Штраус  занимал  пост  президента 

Имперской 

музыкальной 

палаты, 

поэтому 

его 

музыка 

в 

СССР 

практически не исполнялась).

После 

Рихарда 

Вагнера 

(одного 

из 

любимейших 

композиторов 

Агнессы),  музыка  этого  немецкого 

композитора 

произвела 

на 

Агнессу  самое  яркое  и  глубокое 

впечатление;  его  творчеству  она  и 

посвятила свою дипломную работу.

Однако 

собрать 

необходимый 

материал  оказалось  непросто.  Положение  спас  научный  руководитель,

Агнесса с профессором 

Б.В.Левиком. 

Москва, 1968 г.

150