ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 11665
Скачиваний: 22
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
проф. Б.В.Левик, который сделал для Агнессы пропуск в Библиотеку
им. В.И. Ленина, главную библиотеку страны. «Нельзя ограничиваться
изучением музыкальных сочинений. Для их полного, всестороннего
восприятия необходимо понимать и чувствовать окружавшую композитора
культурную среду», - так говорил Б.В. Левик своим ученикам. Агнесса с
увлечением постигала работы немецких философов, погружалась в тонкий
и одновременно яростный мир поэтов-романтиков - перед ней по-новому
приоткрылся мир немецкой классической культуры.
Годы учебы шли, Агнесса взрослела. Музыка раскрывалась перед ней
во всей многогранности, мощи традиционного и современного звучания.
Московская культурная жизнь бурлила: концерты, спектакли, выставки -
везде хотелось успеть.
В Москве Агнесса открыла для себя изобразительное искусство
XX века. Наиболее яркими музыкальными впечатлениями того периода
стали ранние балеты Игоря Стравинского, заворожившие ее своей
магией и ритмической остротой. Музыкальные метаморфозы чешского
композитора Богуслава Мартину покорили ее глубоким лиризмом в
сочетании с внешне сдержанной, изысканной полифоничностью. И многое-
многое иное постигалось ею как бы заново.
В период учебы Агнесса
познакомилась
со
своим
будущим
мужем
-
иракцем
Фикри Баширом. Вот как об
этом рассказывает она сама:
«Однажды я купила музыкальные
пластинки и хотела их послушать.
Зная, что проигрыватель есть
у одного знакомого армянина, я
обратилась к нему с просьбой.
Владельцем
проигрывателя
оказался его сосед по комнате Институт изящных искусств. 1969 г.
151
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
- вот так мы и познакомились с Фикри. С тех пор мы вместе. Он очень
внимателен и заботлив ко мне, наверное, потому, что старше».
После окончания учебы в 1968 году молодая семья уехала в Багдад
(Ирак). Перед отъездом в другую страну Агнесса дала маме обещание
каждый год приезжать к ней, и всю жизнь старалась его сдержать. Только
три раза она не смогла выполнить обещанное - после рождения детей и во
время войны в Ираке.
В Багдаде началась не только семейная, но и самостоятельная
профессиональная жизнь. По счастью, Агнесса сразу окунулась в
интеллигентную,
творческую
атмосферу.
Сама
она
признается,
что
ей везет на интересных людей. Наверное, это оттого, что и сама она
-
яркая
творческая
индивидуальность,
необыкновенно
позитивный,
притягивающий к себе человек.
С восхищением и благодарностью вспоминает Агнесса о Викторе
Викторовиче Посувалюке, который долгие годы работал в Ираке в
посольстве СССР: сначала секретарем (с 1967 г.), потом 1-м секретарем,
советником посольства, наконец, послом (1990-1992 гг.). Это был
блестящий
арабист,
профессионал
высочайшего
класса
и
чуткий,
отзывчивый человек. Все, кого судьба сводила с В.В. Посувалюком,
отмечали, что этот человек одарен многими талантами - он был
спортсменом, поэтом, автором прекрасных лирических песен... Конечно,
такой человек не мог стоять в стороне от культурной жизни Ирака. Его
помощь и поддержку ощущали многие, в том числе и Агнесса.
Тогда же завязались тесные дружеские отношения между Агнессой,
Александром
Михайловичем
и
Ларисой
Ивановной
Калугиными,
которые в тот период времени работали в Посольстве РФ в Ираке. Эти
теплые, наполненные живым человеческим участием в судьбе друг друга
чувства поддерживаются до сих пор. Судьба часто сводит их вместе,
неизменно одаривая радостью новых встреч.
В Ираке Агнессе очень пригодилось хорошее знание английского
языка. Восточная культура не была чужой для Агнессы, ее понимание
152
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
Семья Калугиных, Башир, Посувалюка. Ирак.
было
для
молодой
женщины
органичным,
поскольку
основывалось
на искреннем интересе и заложенном ранее глубоком музыкальном
образовании. Но первое время было трудным, признается Агнесса,
поскольку многое в новой стране оставалось неведомым. Она стала
учить арабский язык, чтобы полнее понять страну и ее культуру, чтобы
чувствовать себя уверенней и свободней.
В 1969 году Агнесса устроилась на работу учителем музыки в
бывшую американскую (национализированную) школу для девочек. До
ее прихода учащиеся очень мало интересовались музыкой. Чтобы как-то
привлечь их внимание, она задумала поставить спектакль. В школе была
неплохая библиотека, она нашла много нот. Наконец, замысел созрел,
распределили роли, выучили партии - так родился спектакль «Белоснежка
и семь гномов».
153
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
Для специалиста с таким образованием, как у Агнессы, работа в
школе была не совсем тем, к чему она стремилась. Однако она приложила
все усилия к тому, чтобы сделать ее более привлекательной и для себя, и
для других.
Возможность
реализовать
свой
творческий
потенциал
Агнесса
нашла в выступлениях с сольными концертами. Вскоре ее имя становится
узнаваемым, поэтому, когда в Багдад приехала известная американская
певица
Маргарет
Эванс,
то
аккомпанировать
предложили
Агнессе
Дзодцоеве-Башир. Она с радостью согласилась, ведь предстояла интересная
работа. Эванс дала в Багдаде два концерта. Исполняемые ею произведения,
в основном, не были еще известны в Советском Союзе.
Муж
Агнессы,
Фикри
Башир,
профессиональный
скрипач,
первое время после возвращения на родину работал педагогом в той же
Музыкальной школе, что и жена. Вскоре ему предложили занять пост
директора школы.
В 1971 году в школе было открыто балетное отделение, и она стала
именоваться Музыкальной и Балетной школой. В эту школу устремились
многие: из 5000 изъявивших желание получить в ней образование было
принято 25 самых талантливых детей. Отбор был очень строгий, и
проходил не по принципу платежеспособности родителей - оценивался
талант абитуриентов. Школа могла себе это позволить, так как находилась
на государственном обеспечении под эгидой Министерств культуры и
образования Ирака.
В школе работали несколько высококлассных специалистов из
СССР, в том числе - музыкант и преподаватель Валерий Стародубровский
(впоследствии профессор, ректор Академии хорового искусства), пианист
Игорь Чернявский и др. В конце своей годичной командировки Валерий
Стародубровский дал концерт в Багдаде, где исполнил четыре баллады
Фридриха Шопена. Публика была потрясена, все сожалели о том, что
контракт его заканчивается и он скоро уезжает.
Педагогов в школе не хватало, поэтому Агнессе пришлось совмещать
154
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
сразу несколько должностей: она преподавала, аккомпанировала в балетной
студии, организовывала концерты. При такой загруженности она еще
успевала сочинять музыку.
Агнесса глубоко благодарна мужу за помощь и поддержку, которую
она всегда находила у него. Ведь ей постоянно приходилось доказывать
свою состоятельность в мужском коллективе, где на женщину нередко
смотрели сверху вниз. Она говорит, что ей было трудно утверждаться в
своей профессии, но это было интересное время.
Вместе
с
мужем
Агнесса
Дзодцоева-Башир
участвовала
в
реорганизации Иракского национального симфонического оркестра. Их
несомненной заслугой является создание Багдадского камерного ансамбля
из числа бывших выпускников музыкальной школы, вернувшихся из-за
границы после получения высшего образования.
Этот период стал плодотворным
для Агнессы Дзодцоевой-Башир и как
композитора: ею был написан целый
ряд
музыкальных
произведений,
среди которых - несколько балетов
(в частности балет «Синдбад»),
«Арабская сюита» (1986 год) и др.
Ее музыка звучала на открытии
Вавилонского
фестиваля,
который
проходил в Ираке в сентябре 1987
года. «Арабская сюита» исполнялась
на
открытии
Конференции
стран
третьего мира в Багдаде в 1988 году.
Несомненным
признанием
заслуг
Агнессы
Дзодцоевой-Башир
стало присуждение ей Первого приза
на конкурсе, который проходил в 1990
году по инициативе Министерства
Заметка в «Советской культуре» об
исполнении произведений А.Башир
«Ирак» и «Иштар».
155