Файл: Русские соотечественники в Иордании.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 11665

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

проф.  Б.В.Левик,  который  сделал  для  Агнессы  пропуск  в  Библиотеку 

им.  В.И.  Ленина,  главную  библиотеку  страны.  «Нельзя  ограничиваться 

изучением  музыкальных  сочинений.  Для  их  полного,  всестороннего 

восприятия  необходимо  понимать  и  чувствовать  окружавшую  композитора 

культурную  среду»,  -  так  говорил  Б.В.  Левик  своим  ученикам.  Агнесса  с 

увлечением  постигала  работы  немецких  философов,  погружалась  в  тонкий 

и  одновременно  яростный  мир  поэтов-романтиков  -  перед  ней  по-новому 

приоткрылся мир немецкой классической культуры.

Годы  учебы  шли,  Агнесса  взрослела.  Музыка  раскрывалась  перед  ней 

во  всей  многогранности,  мощи  традиционного  и  современного  звучания. 

Московская  культурная  жизнь  бурлила:  концерты,  спектакли,  выставки  - 

везде хотелось успеть.

В  Москве  Агнесса  открыла  для  себя  изобразительное  искусство 

XX  века.  Наиболее  яркими  музыкальными  впечатлениями  того  периода 

стали  ранние  балеты  Игоря  Стравинского,  заворожившие  ее  своей 

магией  и  ритмической  остротой.  Музыкальные  метаморфозы  чешского 

композитора  Богуслава  Мартину  покорили  ее  глубоким  лиризмом  в 

сочетании  с  внешне  сдержанной,  изысканной  полифоничностью.  И  многое- 

многое иное постигалось ею как бы заново.

В  период  учебы  Агнесса 

познакомилась 

со 

своим 

будущим 

мужем 

иракцем 

Фикри  Баширом.  Вот  как  об 

этом рассказывает она сама:

«Однажды  я  купила  музыкальные 

пластинки и хотела их послушать.

Зная,  что  проигрыватель  есть 

у  одного  знакомого  армянина,  я 

обратилась к нему с просьбой.

Владельцем 

проигрывателя 

оказался его сосед по комнате Институт изящных искусств. 1969 г.

151


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

-  вот  так  мы  и  познакомились  с  Фикри.  С  тех  пор  мы  вместе.  Он  очень 

внимателен и заботлив ко мне, наверное, потому, что старше».

После  окончания  учебы  в  1968  году  молодая  семья  уехала  в  Багдад 

(Ирак).  Перед  отъездом  в  другую  страну  Агнесса  дала  маме  обещание 

каждый  год  приезжать  к  ней,  и  всю  жизнь  старалась  его  сдержать.  Только 

три  раза  она  не  смогла  выполнить  обещанное  -  после  рождения  детей  и  во 

время войны в Ираке.

В  Багдаде  началась  не  только  семейная,  но  и  самостоятельная 

профессиональная  жизнь.  По  счастью,  Агнесса  сразу  окунулась  в 

интеллигентную, 

творческую 

атмосферу. 

Сама 

она 

признается, 

что 

ей везет на интересных людей. Наверное, это оттого, что и сама она

яркая 

творческая 

индивидуальность, 

необыкновенно 

позитивный, 

притягивающий к себе человек.

С  восхищением  и  благодарностью  вспоминает  Агнесса  о  Викторе 

Викторовиче  Посувалюке,  который  долгие  годы  работал  в  Ираке  в 

посольстве  СССР:  сначала  секретарем  (с  1967  г.),  потом  1-м  секретарем, 

советником  посольства,  наконец,  послом  (1990-1992  гг.).  Это  был 

блестящий 

арабист, 

профессионал 

высочайшего 

класса 

и 

чуткий, 

отзывчивый  человек.  Все,  кого  судьба  сводила  с  В.В.  Посувалюком, 

отмечали,  что  этот  человек  одарен  многими  талантами  -  он  был 

спортсменом,  поэтом,  автором  прекрасных  лирических  песен...  Конечно, 

такой  человек  не  мог  стоять  в  стороне  от  культурной  жизни  Ирака.  Его 

помощь и поддержку ощущали многие, в том числе и Агнесса.

Тогда  же  завязались  тесные  дружеские  отношения  между  Агнессой, 

Александром 

Михайловичем 

и 

Ларисой 

Ивановной 

Калугиными, 

которые  в  тот  период  времени  работали  в  Посольстве  РФ  в  Ираке.  Эти 

теплые,  наполненные  живым  человеческим  участием  в  судьбе  друг  друга 

чувства  поддерживаются  до  сих  пор.  Судьба  часто  сводит  их  вместе, 

неизменно одаривая радостью новых встреч.

В  Ираке  Агнессе  очень  пригодилось  хорошее  знание  английского 

языка. Восточная культура не была чужой для Агнессы, ее понимание

152


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Семья Калугиных, Башир, Посувалюка. Ирак.

было 

для 

молодой 

женщины 

органичным, 

поскольку 

основывалось 

на  искреннем  интересе  и  заложенном  ранее  глубоком  музыкальном 

образовании.  Но  первое  время  было  трудным,  признается  Агнесса, 

поскольку  многое  в  новой  стране  оставалось  неведомым.  Она  стала 

учить  арабский  язык,  чтобы  полнее  понять  страну  и  ее  культуру,  чтобы 

чувствовать себя уверенней и свободней.

В  1969  году  Агнесса  устроилась  на  работу  учителем  музыки  в 

бывшую  американскую  (национализированную)  школу  для  девочек.  До 

ее  прихода  учащиеся  очень  мало  интересовались  музыкой.  Чтобы  как-то 

привлечь  их  внимание,  она  задумала  поставить  спектакль.  В  школе  была 

неплохая  библиотека,  она  нашла  много  нот.  Наконец,  замысел  созрел, 

распределили  роли,  выучили  партии  -  так  родился  спектакль  «Белоснежка 

и семь гномов».

153


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Для  специалиста  с  таким  образованием,  как  у  Агнессы,  работа  в 

школе  была  не  совсем  тем,  к  чему  она  стремилась.  Однако  она  приложила 

все  усилия  к  тому,  чтобы  сделать  ее  более  привлекательной  и  для  себя,  и 

для других.

Возможность 

реализовать 

свой 

творческий 

потенциал 

Агнесса 

нашла  в  выступлениях  с  сольными  концертами.  Вскоре  ее  имя  становится 

узнаваемым,  поэтому,  когда  в  Багдад  приехала  известная  американская 

певица 

Маргарет 

Эванс, 

то 

аккомпанировать 

предложили 

Агнессе 

Дзодцоеве-Башир.  Она  с  радостью  согласилась,  ведь  предстояла  интересная 

работа.  Эванс  дала  в  Багдаде  два  концерта.  Исполняемые  ею  произведения, 

в основном, не были еще известны в Советском Союзе.

Муж 

Агнессы, 

Фикри 

Башир, 

профессиональный 

скрипач, 

первое  время  после  возвращения  на  родину  работал  педагогом  в  той  же 

Музыкальной  школе,  что  и  жена.  Вскоре  ему  предложили  занять  пост 

директора школы.

В  1971  году  в  школе  было  открыто  балетное  отделение,  и  она  стала 

именоваться  Музыкальной  и  Балетной  школой.  В  эту  школу  устремились 

многие:  из  5000  изъявивших  желание  получить  в  ней  образование  было 

принято  25  самых  талантливых  детей.  Отбор  был  очень  строгий,  и 

проходил  не  по  принципу  платежеспособности  родителей  -  оценивался 

талант  абитуриентов.  Школа  могла  себе  это  позволить,  так  как  находилась 

на  государственном  обеспечении  под  эгидой  Министерств  культуры  и 

образования Ирака.

В  школе  работали  несколько  высококлассных  специалистов  из 

СССР,  в  том  числе  -  музыкант  и  преподаватель  Валерий  Стародубровский 

(впоследствии  профессор,  ректор  Академии  хорового  искусства),  пианист 

Игорь  Чернявский  и  др.  В  конце  своей  годичной  командировки  Валерий 

Стародубровский  дал  концерт  в  Багдаде,  где  исполнил  четыре  баллады 

Фридриха  Шопена.  Публика  была  потрясена,  все  сожалели  о  том,  что 

контракт его заканчивается и он скоро уезжает.

Педагогов  в  школе  не  хватало,  поэтому  Агнессе  пришлось  совмещать

154


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

сразу  несколько  должностей:  она  преподавала,  аккомпанировала  в  балетной 

студии,  организовывала  концерты.  При  такой  загруженности  она  еще 

успевала сочинять музыку.

Агнесса  глубоко  благодарна  мужу  за  помощь  и  поддержку,  которую 

она  всегда  находила  у  него.  Ведь  ей  постоянно  приходилось  доказывать 

свою  состоятельность  в  мужском  коллективе,  где  на  женщину  нередко 

смотрели  сверху  вниз.  Она  говорит,  что  ей  было  трудно  утверждаться  в 

своей профессии, но это было интересное время.

Вместе 

с 

мужем 

Агнесса 

Дзодцоева-Башир 

участвовала 

в 

реорганизации  Иракского  национального  симфонического  оркестра.  Их 

несомненной  заслугой  является  создание  Багдадского  камерного  ансамбля 

из  числа  бывших  выпускников  музыкальной  школы,  вернувшихся  из-за 

границы после получения высшего образования.

Этот  период  стал  плодотворным 

для  Агнессы  Дзодцоевой-Башир  и  как 

композитора:  ею  был  написан  целый 

ряд 

музыкальных 

произведений, 

среди  которых  -  несколько  балетов 

(в частности балет «Синдбад»),

«Арабская сюита» (1986 год) и др.

Ее  музыка  звучала  на  открытии 

Вавилонского 

фестиваля, 

который 

проходил  в  Ираке  в  сентябре  1987 

года.  «Арабская  сюита»  исполнялась 

на 

открытии 

Конференции 

стран 

третьего мира в Багдаде в 1988 году.

Несомненным 

признанием 

заслуг 

Агнессы 

Дзодцоевой-Башир 

стало  присуждение  ей  Первого  приза 

на  конкурсе,  который  проходил  в  1990 

году  по  инициативе  Министерства

Заметка в «Советской культуре» об 

исполнении произведений А.Башир 

«Ирак» и «Иштар».

155