Файл: Русские соотечественники в Иордании.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 11652

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Муса  вновь  приехал  в  Советский  Союз,  и  спустя  год  после  знакомства 

Марина  вышла  за  него  замуж.  После  этого  молодой  муж  вернулся  в 

Иорданию,  а  его  жена  осталась  заканчивать  аспирантуру  (до  ее  завершения 

оставался год).

В  октябре  1988  года  Марина  защитила  кандидатскую  диссертацию, 

а  в  декабре  приехала  в  Иорданию.  После  московской  зимы  Иордания 

встретила  ее  теплом,  зеленью  и  цветами.  Поселились  они  в  доме  брата 

Мусы  под  городом  Салт.  Из  окон  открывался  прекрасный  вид  на  холмы  и 

оливковые рощи.

Первые  два  месяца  ушли  на  знакомство  с  родственниками  и  адаптацию. 

Муж  сразу  же  подключился  к  тому,  чтобы  Марина  смогла  утвердиться 

в  профессии:  они  вместе  пошли  в  профсоюз,  в  медицинский  Совет,  он 

обеспечил ее учебниками...

А  потом  пришла  пора  готовиться  к  подтверждению  диплома.  Для  этого 

надо  было  сдать  два  экзамена.  Первый  экзамен  -  на  врача  общего  профиля, 

без  этого  невозможна  никакая  врачебная  практика.  Экзамен  состоит  из 

тестов.  Через  месяц  Марина  легко  сдала  его.  Помогло  полученное  в  России 

приличное образование и хорошее знание английского языка.

Отныне  Марина  имела  полное  право  работать  врачом,  и  это 

вселило  в  нее  уверенность  в  своих  силах.  Вся  врачебная  документация 

в  Иордании,  как  правило,  ведется  по-английски.  Это  объясняется  тем, 

что  первые  иорданские  врачи  учились  за  границей,  преимущественно  в 

Великобритании.  Но  в  разговорах  с  пациентами  используется  арабский 

язык.  Поэтому  следующей  задачей,  которую  надо  было  решить,  стало: 

выучить  арабский  язык,  причем  не  классический,  а  диалект  -  необходимый 

для общения с пациентами.

Марина  начала  посещать  курсы  арабского  языка  «для  неграмотных 

бабушек»  при  местном  колледже,  выучила  буквы  и  основы  языка.  Но 

потом  на  это  просто  перестало  хватать  времени.  Пришлось  учить  язык  со 

слуха.  Уроки  арабского  письменного  Марина  берет  и  сейчас.  Она  читает 

по-арабски,  но  хочется  добиться  беглости  письма  и  чтения.  А  вот  арабский

181


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

разговорный у нее прекрасный.

Пришла  пора  сдавать  второй  экзамен  -  по  специализации,  на 

невропатолога.  Оказалось,  что  сначала  надо  два  года  проработать 

терапевтом.  Ординатуру  удалось  засчитать  за  один  год,  но  еще  год  пришлось 

отрабатывать в госпитале города Салт.

Общение  с  пациентами  помогло  освоить  арабский  разговорный 

язык.  Марина  ежедневно  приходила  в  госпиталь  (оплату  за  это  она  не 

получала),  вела  истории  болезней,  ходила  с  врачами  на  обходы,  вникала 

в  сам  процесс.  В  маленький  блокнотик  записывала  разговоры  врачей,  так, 

как  воспринимала  их  на  слух,  а  дома  разбирала  эти  записи  с  мужем.  Это 

очень  помогло  ей,  поскольку  экзамен  по  специальности,  кроме  вопросов  на 

английском языке включает в себя опрос пациента на арабском.

Так  продолжалось  полгода, 

а потом родился первый ребенок

-  Амер.  С  сыном  Марина  смогла 

провести только три месяца - надо 

было  снова  посещать  госпиталь, 

готовиться  к  экзамену.  Помочь 

Марине приехала ее мама,

Нинель  Петровна.  Когда  сыну 

исполнилось  7  месяцев,  мама  на 

полгода  забрала  его  с  собой  на 

Украину,  чтобы  Марина  смогла 

за  это  время  сдать  экзамен.  С 

того  времени  у  Нинель  Петровны 

с  Амером  очень  теплые,  нежные 

отношения.

Потом  Марина  работала  в 

государственной больнице Аль-

Башир. 

Ровно 

через 

два 

года 

по 

Марина 

с 

мамой 

Нинелъ 

Петровной

 

приезде в Иорданию Марина и сыном Амером. Амман, 2009 г.

182


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

сдала  экзамен  на  специалиста.  Причем  сдала  с  первого  раза,  а  это  редко 

кому удается. До сих пор ее ставят в пример молодым врачам.

Сейчас у Марины Хадиди свой кабинет, где она ведет прием пациентов. 

Работы  много,  пациенты  очень  ценят  ее.  Кроме  того,  Марина  ведет  и 

консультирует  больных  в  стационаре,  проводит  нейрофизиологическое 

обследование 

больных 

с 

повреждениями 

периферических 

нервов 

в 

результате  ранений.  В  основном  это  жертвы  военных  конфликтов  в 

Палестине  и  Ираке,  которых  направляет  к  ней  международная  организация 

«Врачи  без  границ».  Она  также  ведет  курс  неврологии  в  программе 

обучения  ординаторов  в  Иорданском  госпитале:  читает  лекции,  проводит 

семинары и обходы, принимает экзамены.

В 

течение 

многих 

лет 

Марина  была  членом  правления 

Иорданского 

Неврологического 

Общества, 

а 

в 

2001-2003 

году 

избиралась 

его 

вице- 

президентом.

У  Марины  и  Мусы  двое 

детей.

Сын 

Амер 

окончил 

антропософскую 

школу

«Михаил»  в  Киеве  на  Украине, 

он 

совершенно 

свободно 

и 

независимо  чувствует  себя  в 

обществе.  Сейчас  Амер  учится 

в  Киеве  на  повара.  Он  обожает 

этот 

город, 

который 

давно 

стал  для  него  родным.  Амер 

очень 

любит 

классическую 

музыку,  посещает  все  концерты 

в филармонии, часто бывает Марина с мужем Мусой. Амман, 2009.

183


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

в  Доме  органной  музыки.  Он  играет  на  фортепьяно,  изучает  английский 

язык, работает волонтером в зоопарке.

У 

Мусы и Марины есть еще дочь Лина. К сожалению, она с самого 

детства  тяжело  больна.  Поэтому  Марина  принимает  активное  участие  в 

деятельности  Общества  помощи  матерям,  чьи  дети  также  больны.  Она 

член правления этого общества.

Недавно  муниципалитет  Аммана  выделил  обществу  участок  земли 

для  создания  экологического  сада.  Там  будет  располагаться  центр  дневной 

занятости для взрослых с проблемами развития.

Как  говорит  сама  Марина:  «В  тяжелой  ситуации  один  человек  может 

сложить  руки,  упасть  духом  и  ничего  не  делать,  а  другой  -  мобилизуется 

на решение проблемы, поможет себе и другим». Марина как раз тот

человек, 

который 

не 

пал 

духом, 

борется 

и 

побеждает.  Она  победила 

болезнь  сына,  борется  за 

дочь.  Она  известнейший  в 

Иордании 

невропатолог, 

весь  год  у  нее  расписан: 

конференции,  симпозиумы 

по всему миру.

То, 

что 

выпало 

Марине  в  жизни,  осилит 

не  каждый.  Тем  большее 

уважение 

вызывает 

эта 

красивая, 

интеллигентная, 

достойная женщина.

Выступление с докладом на 

международной конференции в Стамбуле, 

2005 г.

184


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Светлана Головко - Аль-Отайби

Светлана  Головко  родилась  в  городе  Ростов-на-Дону.  Ее  отец, 

Головко  Юрий  Павлович  -  инженер,  кандидат  технических  наук,  лауреат 

Государственной 

премии 

Совета 

Министров 

СССР. 

Мама, 

Любовь 

Ивановна - инженер-программист.

Детство  Светланы  было  чрезвычайно  насыщенным.  Она  обучалась 

в  музыкальной  школе  по  классу  фортепиано  и  увлекалась  спортом: 

занималась  бегом,  ходила  в  бассейн  в  секцию  по  прыжкам  в  воду.  Очень 

любила рисовать. В общем, росла разносторонне развитым ребенком.

Родители  были  очень  заняты  на  работе,  поэтому  Светлана  всегда 

старалась  им  помочь.  После  занятий  она  бежала  в  магазины,  чтобы  закупить 

необходимые  продукты  -  у  родителей  на  это  просто  не  было  времени.  В 

общем,  это  было  обычное  советское  детство  «с  ключом  от  квартиры  на 

шее».  Ранняя  самостоятельность  сформировала  у  Светы  ответственность 

за свои поступки.

Как 

вспоминает 

Светлана, 

советская 

система 

школьного 

образования была очень хорошей.

Учителя 

стремились 

дать 

своим 

подопечным 

поистине 

фундаментальное 

образование,  поддерживали  и  поощряли 

интерес 

воспитанников 

к 

получению 

знаний,  прививали  умение  самостоятельно 

расширять 

свой 

кругозор. 

Школьная 

программа 

гармонично 

сочетала 

естественнонаучные 

и 

гуманитарные 

дисциплины,  большое  внимание  уделялось 

занятиям музыкой, изобразительным

искусством, спортом. Именно такой была Светлана - ученица 10-го

класса. Ростов-на-Дону.

185