Файл: Урок 1 Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Реклама от RtbSape
Урок 1
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Вопросы для обсуждения
• причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества;
• образование и социальное воспитание — основы культуры безопасности жизнедеятельности;
• личная ответственность — условие повышения общей безопасности жизнедеятельности.
Ключевые понятия темы:
институт социального воспитания; социальное взросление личности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации полная гражданская ответственность гражданина России за соблюдение социальных норм и правил жизнедеятельности, принятых в обществе, наступает с 18 лет.
Культура безопасности жизнедеятельности — часть общей культуры человека в современном мире. Изучение причин техногенных аварий и катастроф за последние десятилетия в России свидетельствует о низкой культуре безопасности жизнедеятельности людей в производственной и бытовой сферах, даже при наличии необходимых знаний. Почему взрослые не всегда соблюдают правила техники безопасности? Почему подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни? Почему человеческий фактор — самая частая причина аварий? Как объяснить парадокс: знаний много, а культуры безопасности мало?
Вероятные причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности в обществе, по мнению учёных:
• психологические: снижение внимания к потенциальным опасностям в привычных условиях;
• духовные: низкие личностная мотивация и осознание личной ответственности за свою и чужую жизнь; доминирование в сознании сиюминутных ценностей, заставляющих спешить, экономить, надеяться на авось, надеяться на сознательность других людей, доверять незнакомым и др.;
• социальные: низкий контроль соблюдения культуры безопасности жизнедеятельности в общественных местах, на предприятиях, отсутствие жёсткого контроля нарушений и обязательного адекватного наказания мерами правовой ответственности;
• экономические: нестабильность экономики, динамика и кризисы, сильное расслоение общества, неуверенность большинства людей в завтрашнем дне;
• образовательные: поверхностные, отрывочные теоретические знания, слабо развитое абстрактное и аналитическое мышление.
Эти причины оказывают определяющее влияние на качество формирования культуры безопасности жизнедеятельности в обществе. В других странах мира — свои проблемы и условия: социально-экономические, климатогеографические, общественно-политические. Например, в Японии учения по гражданской обороне население воспринимает с благодарностью к властям за бесплатный и очень ценный опыт обучения спасению в чрезвычайных ситуациях Приезжающие R Израиль на постоянное место жительства должны обязательно пройти обучение и сдать экзамен по гражданской обороне, чтобы активировать свои гражданские права.
Цель современного общего образования — развитие ключевых компетенций личности: информационных, когнитивных, коммуникативных, социальных. Ключевые компетенции выпускника школы — это общие способности личности, обеспечивающие эффективное решение задач в различных сферах жизнедеятельности. Основа развития ключевых компетенций — освоение знаний и способов мыслительной и практической деятельности.
«Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет направляет познавательную активность школьников на осознание личной ответственности за собственную и общественную безопасность.
Основы безопасности жизнедеятельности — это образовательный ресурс интегрированного научно-практического знания, который решает задачи повышения общей грамотности населения России по вопросам обеспечения общественной и личной безопасности. Компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности рассматривается государством и обществом как необходимая составная часть общей культуры человека.
Образованность — необходимое условие не только профессионального становления личности, но и качества жизни человека, его благополучия и безопасности в современном мире.
Однако образованность человека ещё не является гарантией благополучия его деятельности. Философы Древней Греции утверждали, что иногознание не учит мудрости. Только духовное сознание, а также нравственный выбор определяют характер действий человека: гуманность во имя добра, сохранения жизни и здоровья людей и природы или циничность и асоциальность поступков, действий только для личной пользы.
Увлекательность и эффективность образования зависит от главного умения человека — продуктивно учиться: самостоятельно ставить познавательные цели, добывать необходимую информацию, перерабатывать её и использовать в жизни с учётом законов общества. Незнание законов не освобождает человека от ответственности за их несоблюдение!
С каждым годом непрерывно и гигантскими темпами растёт поток информации, которую должен перерабатывать мозг современного школьника в знания и умения. Процесс реформирования образования становится постоянным в динамично развивающемся мире. Современному человеку приходится учиться всю жизнь, иногда кардинально менять профессию, регион проживания, образ жизни. Многие страны мира сегодня реализуют концепцию непрерывного образования, продолжающегося в течение всей жизни человека.
Ошибочно полагать, что необразованный житель Экваториальнэй Африки намного глупее образованного туриста из Европы или Америки, который приехал в Африку. У аборигенов Африки больше шансов выжить в экстремальных для европейца условиях. Тем не менее турист-европеец, хорошо подготовленный к опасному путешествию, может насладиться красотой экзотического края без потерь для здоровья.
Общественные и государственные институты активно участвуют в социальном воспитании молодого поколения — определяют образовательную политику, утверждают государственные образовательные стандарты, программы, финансируют образовательную деятельность организаций основного и дополнительного образования молодёжи (кружки, дома творчества и спорта, школы олимпийского резерва).
Наиболее сильное влияние на формирование мировоззрения личности (кругозора, потребностей, ценностных предпочтений, нравственных установок и образцов поведения) оказывают институты социального воспитания: семья, религия, этнокуль- тура рода (раса, национальность, традиции быта, язык мышления), школа, объединение дополнительного образования, неформальные группы и лидеры молодёжной субкультуры, средства массовой информации, другие организации.
Надо быть очень осторожным, чтобы не стать жертвой деструктивной организации: секты, экстремистской или террористической организации, криминального сообщества, реализующих асоциальные идеи и методы. Специалисты в области образования ведут непростую борьбу за социальную направленность духовного развития молодёжи, предлагая модели продуктивного и безопасного поведения с учётом законов, норм и правил общежития (общего жития). Социальные законы несовершенны, но позвсляют регулировать наиболее значимые для большинства социальные процессы. Школьнику помогают адаптироваться к жизни в сложном и противоречивом современном мире. Развитие способностей, освоение опыта продуктивного поведения формирует функциональную грамотность и социальную зрелость человека.
Социальное взросление личности — это процесс осознания и освоения законов, правил поведения, норм морали и нравственности, с учётом индивидуальных особенностей развития человека.
Вопросы и задания
1. Как влияют институты социального воспитания на формирование нравственности молодёжи?
2. Какое влияние оказывает внутренняя культура безопасности жизнедеятельности школы на социальное вэспитание школьника?
3. Какие социальные институты, организации оказывают деструктивное влияние на духовное развитие молодёжи?
4. Выясните, почему обязательное среднее образование для детей и подростков, оплачиваемое государством, считается важным социально-культурным завоеванием старших поколений.
Темы учебного исследования
1. Социальное и профессиональное самоопределение молодёжи в Российской Федерации.
2. «Кому на Руси жить хорошо?» — социум и безопасность.
3. Научись говорить «нет» в проблемной ситуации.
4. Психологический портрет современного выпускника.
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
-
ОБЖ
-
10 класс
-
11 класс
-
Презентации
1 из 23
ПОДБОР ОНЛАЙН-РЕПЕТИТОРА
Есть проблемы с домашними заданиями?
Воспользуйтесь помощью онлайн-репетиторов проекта «Инфоурок»:
Начало формы
Выберите предмет:
Выберите предмет
Конец формы
Курс профессиональной переподготовки
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Основы безопасности жизнедеятельности")
Учитель основ безопасности жизнедеятельности
300 ч. — 1200 ч.
Подать заявкуО курсе
-
Курс добавлен 26.01.2023
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
36 ч. — 144 ч.
Подать заявкуО курсе
-
Сейчас обучается 147 человек из 53 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
300/600 ч.
Подать заявкуО курсе
-
Сейчас обучается 794 человека из 76 регионов
Видеолекция
История становления науки о БЖД в России
11
Смотреть видеолекцию
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
ОБЖ. 11 класс
2 слайд
Курс ОБЖ в 11 классе
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства