Файл: Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7

    1. Феномен коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии 7

    2. Психологические особенности подросткового возраста 19




Введение



Современный мир невозможно представить без общения. Именно оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Общение это главное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека, его психических процессов, свойств человека, а также функций. Говоря о общении, как о главном условии развития личности, нельзя не заметить, что грамотность в общении необходима всем. Именно грамотность определяет степень компетентности человека. Общение человека, всегда возникает при пересечении его деятельности с деятельностью другого. В таком случае можно сказать, что компетентность способствует профессиональной эффективности человека. Общение это важный фактор психологической профилактики. если человек не умеет общаться, то неизбежно это приведет к одиночеству, что может спровоцировать невротические состояния и даже привести к суициду. То есть если обобщить, то можно сказать, что компетентность в общении прежде всего предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном потенциале, психологическом потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Общение, это сложная и многогранная деятельность. Для эффективного общения необходимы знания и умения которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Имея высокий уровень в умении общаться, человеку легко адаптироваться в любой социальной среде.
В современном мире имеет место специфическая коммуникативная среда - телевизионные мосты, программы для обмена сообщениями через интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS), возрастает роль диалога при решении международных задач, а также задач внутриполитического характера. В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.

Исследование научной литературы убеждает нас в том, что одной из основных, ключевых компетентностей, является коммуникативная компетентность. Для этого подростку необходимо знать особенности психологии человека, он должен овладеть умениями способствующие коммуникации, обладать знаниями о закономерностях восприятия и понимания, уметь слушать другого человекa и воспринимать его как личность, уметь адекватно реагировать, а если необходимо оказывать влияние, давать возможность самовыражения, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, владеть невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты, телодвижения) и т.д.

Общение приобретает особое значение в подростковом возрасте, поскольку оно является основным видом деятельности. Для достижения взаимопонимания с собеседником подросток должен обладать способностями, навыками и умениями коммуникативной компетентности.

Начиная с самого рождения подросток приобретает знания и умения, применяемые при коммуникации. Но, конечно же, надо отметить, что не все подростки обладают достаточными знаниями в области межличностного общения, поэтому необходимо эти навыки развивать. Большую

часть времени подросток проводит в школе, поэтому развитию коммуникативной компетентности должен способствовать педагог-психолог, для эффективного развития которой он должен обладать умением правильно подбирать методы развития.

Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Подростковый период это время, когда закладываются фундаментальные основы будущей жизни в обществе. Если подросток в данный период успешно научится выстраивать отношения со взрослыми, со своими родителями, а также сверстниками, зависит их удовлетворенность в будущем своей профессиональной и личной жизнью. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и

согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

Таким образом, проблема формирования и развития коммуникативной компетенции является актуальной в психологии, и ее решение имеет важное значение, не только для конкретного человека, но и для общества в целом.

Целью нашего исследования является разработка и апробирование программы развития коммуникативной компетентности подростков на этапе перехода из начальной в средней школе.

Объект изучения - коммуникативная компетентность подростков.

В качестве предмета исследования выступает динамика коммуникативной
компетентности подростков в процессе реализации программы эффективной коммуникации.

Гипотеза: Целенаправленное развитие коммуникативной компетентности подростков возможно в процессе реализации специальной психолого-педагогической программы развития эффективной коммуникации на основе системно-деятельностного подхода.

Для проверки гипотезы, сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить коммуникативную компетентность в работах отечественных и зарубежных психологов.

  2. Раскрыть психологические особенности подросткового возраста

  3. Определить возможности групповых форм работы в развитии коммуникативной компетентности подростков.

  4. Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные результаты.

  5. Разработать и апробировать программу по развитию компетентности подростков.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Теоретические: сравнимо-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование.

  2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; анализ коммуникативной деятельности; методы математической обработки полученных данных

Структура дипломной работы обусловлена логикой и последовательностью поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков


    1. Феномен коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии


Компетентность в общении активно исследуется множеством авторов, однако проблема развития компетентности в общении окончательно не решена.

При анализе отечественных и зарубежных авторов можно сделать вывод, что в определении коммуникативной компетенции отсутствует четкая стандартизация. Причинами нечеткой стандартизации толкования можно назвать: специфику термина, его атрибутивность; данное понятие рассматривается с разных сторон; в определении коммуникативная компетентность имеются самостоятельные составляющие, но наряду с этими элементами выступают также качества личности ребенка, типы его поведения, а также индивидуальный процесс протекания самой коммуникации; особенности в толковании англоязычного термина

«communicative competence», что в русском языке может обозначать как словом компетенция, так и компетентность. Все вышеперечисленное приводит к недопониманию и разногласиям в описании определения семантической стороны термина. Он включает в себя такие подпонятия как: коммуникативная грамотность, коммуникативные способности, коммуникативное совершенство, вербальная коммуникативная компетентность, речевая компетентность, социолингвистическая компетентность, коммуникативные умения и др. [12].

Такая нечеткость в границах термина приводит к наличию многочисленных его определений.

В зарубежной психологии использование термина "коммуникативная