Файл: 1. Формирование теоретических основ исследования пространственного развития города.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средовая ориентация деятельности архитектора — дизайнера предельно широка и касается самых различных областей материально — художественной культуры — архитектуры, промышленного дизайна, прикладного и оформительского искусства, искусства экспозиции, театра, кино, непосредственно формирующих окружающую нас предметно — визуальную реальность. Лидер при этом — очевидно, тот, кого выдвигает сама ситуация, ее сложившийся опорный контекст.
Современный средовой подход отложился в профессиональном проектном сознании рядом ценных для сегодняшней практики понятий, наделяя проектную деятельность повышенной концептуальностью. Так, касаясь синтеза архитектуры (как «дальнодействия») и дизайна (как «близкодействия»), он показывает, что их соединение может осуществляться в том числе за счет формирования образа человека на пересечении его пространственных передвижений и реальности среды, в которой он себя «собирает». Отсюда необходимость «концептуальной ориентации проектирования» и «концептуальной информатики» как части системы проектирования и образования.
С другой стороны, специфика этого подхода исключает возможность заранее заданной, однозначной иерархии факторов формирования среды в процессе проектной работы и предполагает относительное равноправие как «случайных» условий и обстоятельств («дух места», причуды «стиля жизни» и т.д.), так и «объективных» предпосылок — функциональных и художественных задач, технологических особенностей, производственных возможностей и пр.
Синтезируются проектные установки средового подхода при особом состоянии включенности потребителя в атмосферу предметно — пространственной ситуации, его причастности к ее духовной и эмоциональной жизни, к протекающей здесь практической деятельности.
Средовым называют только такой подход, в котором на всех стадиях работы сохраняется целостность и естественнонаучного, и социотехнического, и социокультурного, и «надзирающего над самою целостностью» методологического отношений к городу. Однако для того, чтобы не только заявить возможность средового подхода к развитию города, но и осуществлять эту возможность, был только один путь — через программы, проекты, планы, действия, через процесс взаимодействия с городом.
Первый охватывает любые специальные виды деятельности, где внешний по отношению к наблюдателю объект исследуется как таковой. Классическим примером этого может послужить экологический анализ гидрогеологической карты города, на которой проступают все уровни, направления и интенсивности перемещения подземных и поверхностных вод. Извечной ключевой философской категорией для первого подхода выступает истинность.
Второй подход оказывается общим для всех видов операций, где мыслимый объект должен быть воплощен в действительность согласно воле автора, дисциплинированной в соответствии с накопленным знанием и умением: характернейшим примером этого подхода служит традиционное архитектурное и инженерное проектирование, результатом которого являются все постройки города и все его технические инфраструктуры, начиная с водопровода и канализации и кончая системами электронной почты и сотовой телефонной связи. Говорить здесь об истинности нелепо, и ключевой категорией подхода выступает дееспособность или реалистичность проекта, оцениваемые, естественно, соответственно времени его разработки.
Третий ключевой подход охватывает область более или менее рафинированной оценки окружающего мира: философия, религия, искусство, литературная критика, да и все обыденные человеческие реакции на внешние раздражители. Здесь, в рамках этого подхода, город оценивается как комфортный и неуютный, прекрасный и безобразный, скучный и завлекающий. Здесь, в конечном счете, формируется то самое не вполне определенное общественное мнение, которое прямо или косвенно проступает вовне в сфере принятия экономических и политических решений (которые явно должны быть отнесены ко второму, или социотехническому подходу).
Следует признаться в том, сама возможность перечислить три основных подхода осуществима только из некоторой внешней позиции по отношению к любому из них, а это предполагает наличие четвертого подхода, методологического. Необходимо было зрительно представить модель данного подхода. Лишь одна стереометрическая фигура связывает воедино четыре плоскости, даже если это только умозрительные плоскости рассмотрения объекта, — это четырехгранная пирамида, тетраэдр.
Принципиальное отличие от традиционного аналитико-проектного подхода заключается в том, что, отдавая должное обычной объективированной информации о состоянии застройки, инфраструктуры, составе жителей и пр., сосредоточивается внимание на всем том, что всегда оставалось за рамками. В изучении проблемы, является важным, насколько люди отождествляют себя с местом: «старый город» и «новый город», как жители воспринимают окружающий городской мир, как и насколько готовы к самостоятельному мышлению жители городов, готовившиеся вступить во взрослую жизнь.
2. Применение инструментария средового подхода к анализу пространственного развития г. Краснодара
2.1 Общая характеристика г. Краснодара
Общее представление о городе дает возможность выделить наиболее важные особенности, которые могут быть использованы при планировании пространственного развития города. Территория муниципального образования г. Краснодар составляет 841,4 кв.км. В городе проживает 778,9 тысяч человек (2021 г). Плотность населения-926,6 человек на 1 кв.км. По этим показателям город занимает 42 место в России, 1 место среди городов и 2 место среди районов Краснодарского края. В городе проживают представители 120 национальностей, представлены крупные диаспоры (армянская, адыгская).
Город находится на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности на высотах 200-250 м над уровнем моря. Исторический центр города — место на правом берегу реки Кубань у впадения притока Карасун.
Климат умеренно-континентальный. Среднегодовая температура в Краснодаре положительная: + 10,8°С. Средняя температура января: +0,9°С; средняя температура июля: +24,3°С. Годовое количество осадков доходит до 500 мм на правобережье Кубани; преобладают ветры восточной составляющей, которые в весенне-летний период носят суховейный характер, приводя иногда к возникновению пыльных бурь; в летний период увеличивается повторяемость западных влагонесущих потоков.
Краснодар — крупный город, находящийся на одной географической параллели с северной Италией и южной Францией. Через Краснодар как региональный центр реализуются внешнеэкономические интересы России в зоне Черноморского и Средиземноморского бассейнов.
Влияние регионального центра на всю территорию края очень велико. Ядро муниципального образования, современный Краснодар — крупный индустриальный, научный и культурный центр России. Он расположен в фокусе транспортных магистралей, связывающих центр РФ с портами Черного и Азовского морей; Закавказьем; курортами Черноморского побережья, имеются два аэропорта. На юго-востоке к городу примыкает Кубанское водохранилище.
В Краснодаре сосредоточена треть промышленного производства края. Промышленный потенциал города включает предприятия топливно-энергетического комплекса, станкостроения и приборостроения, деревообрабатывающей, легкой, пищевой отраслей и стройиндустрии. Однако меньший удельный вес в инвестициях и вводе жилых домов, говорит об определенном потенциале стагнации в перспективе. Не в последнюю очередь это связано и с одними из самых высоких значений в крае стоимости земли и недвижимости, что объективно выталкивает не только низко-, но средне — рентабельные хозяйствующие субъекты и виды деятельности в пригородную зону. В свою очередь это дополнительно несет в себе потенциал перспективной депрессивности, иными словами город вполне может пройти все эволюционные стадии характерные для классических мировых городов Запада.
Краснодар — центр образования и науки в крае. За последние десять лет численность студентов почти удвоилась (71,6 тыс. чел). Вместе с тем, очевидно, что унаследованная функциональная и архитектурно-планировочная структура города не рассчитана на подобные кардинальные трансформации. Это требует концептуального пересмотра градостроительной политики в этой области.
В Краснодаре более тысячи крупных и средних предприятий и около 7 тысяч малых. Промышленное производство последние пять лет устойчиво растет по большинству показателей.
Динамично растут инвестиции в основной капитал, ввод жилья, объем подрядных работ, что свидетельствует о достаточно позитивном будущем и дальнейшем нарастании отрыва краевого центра от других районов региона. Об этом же свидетельствует и наметившийся рост грузооборота на транспорте, и достаточно высокий уровень автомобилизации. Розничный товарооборот на душу населения превышает совокупные доходы граждан, что свидетельствует о роли города, как общекраевого и межрегионального торгового центра. В городе один из самых низких в крае уровень износа основных фондов и высокий уровень обеспеченности бюджета собственными доходами (около 80%). В целом краевой центр можно обозначить как один из основных полюсов роста в регионе.
В планировании пространственного развития к городу Краснодар наиболее применим средовой подход, так как до 2022 г. он ориентирован на постепенное вхождение в постиндустриальную глобализованную экономику при обеспечении международных стандартов устойчивого развития.
Краснодар имеет ряд важных особенностей, которые являются базовыми при разработке пространственного развития:
1) Краснодар обладает наиболее комфортными для проживания климатическими ресурсами, что в контексте общего сдвига человечества к югу делает его одним из наиболее привлекательных городов в России для проживания и занятия бизнесом;
2) численность населения есть базовая характеристика развития, от которой рассчитываются все остальные показатели. Демографическая динамика города складывается из двух составляющих: наращивание постоянного населения, с целью получить статус города-миллионера и увеличение наличного населения за счет интенсификации агломерационного процесса и стимулирования процесса завершающейся урбанизации в крае;
3) стандартная зона двухчасовой доступности при краснодарских дорогах до 100 км, что означает возможность вовлечения в социально-экономический процесс развития города сотен тысяч дополнительных граждан;
4) Краснодар — это резерв креативной территории для перегруженного функциями Азово-Черноморского побережья, который может взять те из них, которые жестко не привязанных к нему;
5) Краснодар обладает значительным потенциалом для повышения престижности образования в краснодарских ВУЗах, в условиях, когда значительная часть студентов не возвращается в места первоначального проживания, а создает дополнительный ресурс высококвалифицированной и креативной рабочей силы для всех секторов экономики;
6) ещё один базовый ресурс города — земля. Эффективное управление системой земельных отношений позволяет иметь неисчерпаемый и устойчивый доход.
В будущем Краснодар может стать одним из «испытательных полигонов» новой инновационной экономики России и одним из первых городов России, совмещающих креативную среду для жизни и бизнеса.