Файл: 1. Формирование теоретических основ исследования пространственного развития города.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Анализ экологической среды (естественнонаучное направление)
Анализ географических условий различных поселений показывает, что на ранних стадиях развития общества рельеф играл ведущую роль при выборе мест для строительства. Чаще всего выбирался участок у реки, на высокой надпойменной террасе, удобный и для обороны, и для стройки. Однако не всегда территория, выбранная по экономическим и политическим соображениям, оказывалась удачной в экологическом отношении. Часто поселения оказывались в болотистых низинах, в зонах землетрясений, на конусах выноса лавин и селей, в горных ущельях, на склонах вулканов и других неблагоприятных местностях. Сложные природные условия нередко принимали катастрофический характер.
Основатели Екатеринодара в этом отношении справились со своей задачей удовлетворительно. Только заболоченность и связанный с ней микроклимат и, в некоторой степени, угроза землетрясения представляли реальную экологическую угрозу на момент основания города.
Современная экологическая ситуация представляет резкий контраст исходных условий. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: автомобильный транспорт, объекты теплоэнергетики (ТЭЦ и котельные), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, полигоны ТБО и несанкционированные свалки.
Загрязнение воздуха.
Объем выбросов от стационарных источников сократился с 306 тыс. т в 1990 г. до 80 тыс. т в 1998 г., а затем после дефолта на основе компенсационного подъема в промышленности вновь вырос до 108 тыс. т к 2019 г. и до113 в
С учетом выбросов автотранспорта атмосферное загрязнение Краснодара существенно увеличивается. Так в городе Краснодар среднегодовая концентрация формальдегида составила 7 ПДК, фенола — до 4,8 ПДК.
Крупнейшим загрязнителем воздуха из всех предприятий города является ТЭЦ, которая дает более половины всех промышленных выбросов в атмосферу (9806 тысяч тонн ежегодно). Реконструкция системы воздухоочистки позволила в 1994 году снизить выбросы ТЭЦ примерно в два раза. К тому же экономический кризис за последние два-три года привел к снижению промышленного производства, уменьшив долю промышленного загрязнения. Важную роль сыграл переход котельных на газообразное топливо вместо мазута. Все это привело к тому, что суммарный выброс от промышленных источников в городе снизился с 51569 тонн в 2020 году до 17081 тонны в 2022 году.
Водное загрязнение.
Качество поверхностных вод края формируется под воздействием сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод от промышленных предприятий и объектов ЖКХ, поверхностного стока с сельхозугодий и территорий животноводческих комплексов, поступления загрязненных биогенными элементами и пестицидами сбросных вод оросительных систем.
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты 78,3 млн м3, в том числе 4,4 без очистки.
В последние годы заметно ухудшилась экологическая обстановка в районах, прилегающих к Краснодарскому водохранилищу. За 25 лет эксплуатации его гидротехнические и часть защитных сооружений пришли в аварийное состояние. Идет интенсивный размыв русла р. Кубань в нижнем бьефе водохранилища. Подтапливаются близлежащие сельскохозяйственные угодья, населенные пункты в Динском районе и восточной части г. Краснодара.
Объем отходов.
Уровень отходов в г. Краснодаре ежегодно увеличивается. К промышленным отходам относятся строительные отходы (до 30-40 процентов от всего количества промышленных отходов), отходы автотранспорта, отстой очистных сооружений, отходы лесоперерабатывающей и пищевой промышленности. Уровень утилизации, использования и обезвреживания токсичных отходов на предприятиях крайне невысок и составляет около 25-26%. Последнее, как не парадоксально, является следствием отсутствия отраслей тяжелой промышленности, в которых уровень утилизации отходов традиционно выше. Ежегодно в городе Краснодаре образуется 1778 тыс. м3 (2019 г) твердых бытовых отходов.
Действующая свалка в районе х. Копанском введена в эксплуатацию недостроенной в 1991 году и занимает площадь 16 гектар. Ежегодно она принимает 1,2 миллионов кубических метров отходов, высота складирования ТБО достигает 25 метров, ресурс ее уже исчерпан. При таком размере температура внутри свалки не падает ниже 37-38С даже при внешней температуре — 20С.
Вытекающий из-под свалки фильтрат заражен микроорганизмами и имеет концентрации загрязняющих веществ в сотни раз выше нормы. Причем этот процесс продолжается и после закрытия свалки, поэтому закрытая свалка в районе мясокомбината «Краснодарский», эксплуатировавшаяся с довоенных лет с грубейшими нарушениями, расположенная в прибрежной зоне старого русла реки Кубань, по сей день является крупнейшим источником опасности. Состав ранее размещенных здесь отходов включает в себя: гальваношламы, отходы производства фурфурола, хромсодержащие отходы выделки кож и другие высоко токсичные отходы. В таком же состоянии находится и закрытая свалка в ст. Елизаветинской.
Наряду с санкционированными, существует множество стихийных свалок. Общее количество незаконных свалок на заброшенных территориях и в лесополосах в зависимости от сезона составляет до 5 тысяч мест размещения. Город расположен в зоне сухих степей, бедных лесными территориями. Удельная площадь озелененных территорий общего пользования (бульвары, парки и др.) без учета придорожной, внутридворовой, рудеральной растительности составляет 4,5 м2/чел.
Существующие зеленые насаждения общего пользования в границах города Краснодара составляют 316 га и лесной фонд — 271 га.
Анализ экологической ситуации города Краснодара выявил положительные и отрицательные моменты, связанные с различного рода загрязнениями окружающей среды. Так же выявлены проблемные факторы, которые могут ухудшить состояние экологии города при не правильном регулировании принятия решений по устранению отрицательных моментов в сложившейся ситуации.
Положительными моментами в экологической обстановке являются:
относительно невысокий уровень антропогенного воздействия от стационарных источников;
перевод теплоэнергетики на газ (ТЭЦ), как на самое чистое топливо;
устойчивое, хотя и незначительное, сокращение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты с 2015-2020;
невысокий объем и доля сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты без очистки;
объездная дорога вокруг города, минуя центр.
Отрицательные моменты:
высокая доля углеводородов в атмосфере;
рост образования твердых отходов (бытовых и промышленных);
проблемная с точки зрения эколого-экономической эффективности планировочная структура города;
организация движения автотранспорта;
высокая плотность загрязнения атмосферы в зонах с минимальным количеством зеленых насаждений.
Корень негативных тенденций лежит как в продолжающихся структурных изменениях в экономике, так и специфике инвестиционного процесса.
Недостаток капитальных вложений на природоохранные мероприятия, неадекватные структуре экологической ситуации, может в дальнейшем развить отрицательную сторону существующего положения до серьезных проблем, таких как:
рост загрязнения атмосферы, опережающий рост промышленного производства;
усиление роли автотранспорта в загрязнении воздуха
;
отсутствие развития интенсификации экологических процессов;
угрозы, связанные с потенциально экологически опасными инвестиционными проектами края в целом (трубопроводы, новые промышленные предприятия и пр).
2.3 Анализ градостроительства, материальной среды города (социотехническое направление в средовом подходе)
Как уже было упомянуто выше, социотехнический подход — это архитектурное и инженерное проектирование, результатом которого являются все постройки города и все его технические инфраструктуры, начиная с водопровода и канализации и кончая системами электронной почты и сотовой телефонной связи.
Только за последние два года в городе вдвое увеличился объем ввода жилья с 500 тысяч квадратных метров в 2018 году до более 1 миллиона квадратных метров запланированных к вводу в 2020 году.
За последние 12 лет построено и введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 5359,0 тыс. кв. м. Только в 2016 году введено жилых домов общей площадью свыше 862,6 тыс. кв. м, что на 38,0 процентов больше чем в 2015 году.
Планировочная структура существующего города может характеризоваться как линейная, так как город вытянут с запада на восток более 22 км. Протяженность с севера на юг — от 3 до 12 км.
Планировочную организацию города во многом определяет абрис железных дорог и особенности сложившегося расселения.
Планировочная организация города в проектных границах предусматривает деление его на 7 планировочных районов с центрами планировочных районов:
1) центральный планировочный район располагается в границах улиц: ул. Тургенева, Кубано-Набережной, Суворова, Ростовским шоссе, Солнечной. В его состав входит исторический центр с многофункциональным центром общегородского и краевого значения. Границы исторического центра определены Краевым комитетом охраны культурного наследия Краснодарского края в 2013 г. В его составе располагаются памятники истории, архитектуры города;
2) западный планировочный район — ограничен ул. Тургенева, железнодорожной веткой западной промзоны, р. Кубань. В него входят жилые районы многоэтажной застройки (Юбилейный, Фестивальный, Славянский), а также крупные территории Кубанского сельскохозяйственного университета с дендрарием, научно-исследовательских институтов — КНИИСХ, фитопатологии, лечебных учреждений города и края, а также западной промзоны;
3) Восточно-Кругликовский планировочный район ограничивается с запада железной дорогой Ейск — Краснодар, Ростов — Краснодар, с юго-востока — железной дорогой Краснодар — Тихорецк, с севера — ул. Солнечной. В него входят микрорайоны 5-этажной застройки по ул. Колхозной, 9-этажной — по ул. Московской и 40 лет Победы
Особенность этого района — наличие крупных общегородских территорий научно-исследовательских институтов (садоводства и виноградарства, табака и махорки), политехнического института, университета культуры, краевой больницы, а Северной промзоны.
В районе располагается охраняемая природная территория Первомайской рощи. Характерна чересполосица жилых и с/х территории;
4) восточный планировочный район расположен в развилке железных дорог и автомагистрали федерального значения «Дон». В состав района входят восточный промузел и жилой район Знаменский;
5) юго-Восточный планировочный район ограничивается железной дорогой, автодорогой федерального значения М-4, р. Кубань. Это самый крупный район города, состоящий из двух подрайонов — Восточная промзона с ТЭЦ делят этот район на два подрайона;
Первый подрайон включает в себя 5-этажную застройку по ул. Ставропольской и 9-этажную застройку по ул. Селезнева, индивидуальную застройку района мясокомбината и КСК.
Второй подрайон включает в себя многоэтажную застройку Комсомольского жилого района, Гидрострой и индивидуальную застройку с большемерными участками пос. Пашковский. Система Карасунских озер проходит по центру этого района;
6) Северо-Западный планировочный район ограничен обводной автодорогой «Западный обход», железной дорогой Ейск — Краснодар, Ростов — Краснодар" и железнодорожной веткой западной промзоны.
Этот район включает 10-этажную застройку пос. Энка, 5-этажную застройку военного городка и индивидуальную застройку.
Особенность этого района — наличие крупных территорий общегородского значения — юридический институт, военное училище, научно-исследовательский институт «Биосельген», городское кладбище и военный аэродром;
7) Северо-Восточный районограничен: железной дорогой Ейск — Краснодар, автодорогой «Западный обход», продолжением ул. Солнечной. В этом районе располагается индивидуальная усадебная застройка и основная часть Северной промзоны.
Следует обратить внимание на следующее данные:
число промышленных площадок, размещенных в производственных зонах, составляет менее половины (311 из 704, или 44%). Примерно такое же соотношение, по занимаемым ими территориям (1043 из 2296 га, без Аэропорта, или 45%);
Анализ географических условий различных поселений показывает, что на ранних стадиях развития общества рельеф играл ведущую роль при выборе мест для строительства. Чаще всего выбирался участок у реки, на высокой надпойменной террасе, удобный и для обороны, и для стройки. Однако не всегда территория, выбранная по экономическим и политическим соображениям, оказывалась удачной в экологическом отношении. Часто поселения оказывались в болотистых низинах, в зонах землетрясений, на конусах выноса лавин и селей, в горных ущельях, на склонах вулканов и других неблагоприятных местностях. Сложные природные условия нередко принимали катастрофический характер.
Основатели Екатеринодара в этом отношении справились со своей задачей удовлетворительно. Только заболоченность и связанный с ней микроклимат и, в некоторой степени, угроза землетрясения представляли реальную экологическую угрозу на момент основания города.
Современная экологическая ситуация представляет резкий контраст исходных условий. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: автомобильный транспорт, объекты теплоэнергетики (ТЭЦ и котельные), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, полигоны ТБО и несанкционированные свалки.
Загрязнение воздуха.
Объем выбросов от стационарных источников сократился с 306 тыс. т в 1990 г. до 80 тыс. т в 1998 г., а затем после дефолта на основе компенсационного подъема в промышленности вновь вырос до 108 тыс. т к 2019 г. и до113 в
С учетом выбросов автотранспорта атмосферное загрязнение Краснодара существенно увеличивается. Так в городе Краснодар среднегодовая концентрация формальдегида составила 7 ПДК, фенола — до 4,8 ПДК.
Крупнейшим загрязнителем воздуха из всех предприятий города является ТЭЦ, которая дает более половины всех промышленных выбросов в атмосферу (9806 тысяч тонн ежегодно). Реконструкция системы воздухоочистки позволила в 1994 году снизить выбросы ТЭЦ примерно в два раза. К тому же экономический кризис за последние два-три года привел к снижению промышленного производства, уменьшив долю промышленного загрязнения. Важную роль сыграл переход котельных на газообразное топливо вместо мазута. Все это привело к тому, что суммарный выброс от промышленных источников в городе снизился с 51569 тонн в 2020 году до 17081 тонны в 2022 году.
Водное загрязнение.
Качество поверхностных вод края формируется под воздействием сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод от промышленных предприятий и объектов ЖКХ, поверхностного стока с сельхозугодий и территорий животноводческих комплексов, поступления загрязненных биогенными элементами и пестицидами сбросных вод оросительных систем.
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты 78,3 млн м3, в том числе 4,4 без очистки.
В последние годы заметно ухудшилась экологическая обстановка в районах, прилегающих к Краснодарскому водохранилищу. За 25 лет эксплуатации его гидротехнические и часть защитных сооружений пришли в аварийное состояние. Идет интенсивный размыв русла р. Кубань в нижнем бьефе водохранилища. Подтапливаются близлежащие сельскохозяйственные угодья, населенные пункты в Динском районе и восточной части г. Краснодара.
Объем отходов.
Уровень отходов в г. Краснодаре ежегодно увеличивается. К промышленным отходам относятся строительные отходы (до 30-40 процентов от всего количества промышленных отходов), отходы автотранспорта, отстой очистных сооружений, отходы лесоперерабатывающей и пищевой промышленности. Уровень утилизации, использования и обезвреживания токсичных отходов на предприятиях крайне невысок и составляет около 25-26%. Последнее, как не парадоксально, является следствием отсутствия отраслей тяжелой промышленности, в которых уровень утилизации отходов традиционно выше. Ежегодно в городе Краснодаре образуется 1778 тыс. м3 (2019 г) твердых бытовых отходов.
Действующая свалка в районе х. Копанском введена в эксплуатацию недостроенной в 1991 году и занимает площадь 16 гектар. Ежегодно она принимает 1,2 миллионов кубических метров отходов, высота складирования ТБО достигает 25 метров, ресурс ее уже исчерпан. При таком размере температура внутри свалки не падает ниже 37-38С даже при внешней температуре — 20С.
Вытекающий из-под свалки фильтрат заражен микроорганизмами и имеет концентрации загрязняющих веществ в сотни раз выше нормы. Причем этот процесс продолжается и после закрытия свалки, поэтому закрытая свалка в районе мясокомбината «Краснодарский», эксплуатировавшаяся с довоенных лет с грубейшими нарушениями, расположенная в прибрежной зоне старого русла реки Кубань, по сей день является крупнейшим источником опасности. Состав ранее размещенных здесь отходов включает в себя: гальваношламы, отходы производства фурфурола, хромсодержащие отходы выделки кож и другие высоко токсичные отходы. В таком же состоянии находится и закрытая свалка в ст. Елизаветинской.
Наряду с санкционированными, существует множество стихийных свалок. Общее количество незаконных свалок на заброшенных территориях и в лесополосах в зависимости от сезона составляет до 5 тысяч мест размещения. Город расположен в зоне сухих степей, бедных лесными территориями. Удельная площадь озелененных территорий общего пользования (бульвары, парки и др.) без учета придорожной, внутридворовой, рудеральной растительности составляет 4,5 м2/чел.
Существующие зеленые насаждения общего пользования в границах города Краснодара составляют 316 га и лесной фонд — 271 га.
Анализ экологической ситуации города Краснодара выявил положительные и отрицательные моменты, связанные с различного рода загрязнениями окружающей среды. Так же выявлены проблемные факторы, которые могут ухудшить состояние экологии города при не правильном регулировании принятия решений по устранению отрицательных моментов в сложившейся ситуации.
Положительными моментами в экологической обстановке являются:
относительно невысокий уровень антропогенного воздействия от стационарных источников;
перевод теплоэнергетики на газ (ТЭЦ), как на самое чистое топливо;
устойчивое, хотя и незначительное, сокращение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты с 2015-2020;
невысокий объем и доля сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты без очистки;
объездная дорога вокруг города, минуя центр.
Отрицательные моменты:
высокая доля углеводородов в атмосфере;
рост образования твердых отходов (бытовых и промышленных);
проблемная с точки зрения эколого-экономической эффективности планировочная структура города;
организация движения автотранспорта;
высокая плотность загрязнения атмосферы в зонах с минимальным количеством зеленых насаждений.
Корень негативных тенденций лежит как в продолжающихся структурных изменениях в экономике, так и специфике инвестиционного процесса.
Недостаток капитальных вложений на природоохранные мероприятия, неадекватные структуре экологической ситуации, может в дальнейшем развить отрицательную сторону существующего положения до серьезных проблем, таких как:
рост загрязнения атмосферы, опережающий рост промышленного производства;
усиление роли автотранспорта в загрязнении воздуха
;
отсутствие развития интенсификации экологических процессов;
угрозы, связанные с потенциально экологически опасными инвестиционными проектами края в целом (трубопроводы, новые промышленные предприятия и пр).
2.3 Анализ градостроительства, материальной среды города (социотехническое направление в средовом подходе)
Как уже было упомянуто выше, социотехнический подход — это архитектурное и инженерное проектирование, результатом которого являются все постройки города и все его технические инфраструктуры, начиная с водопровода и канализации и кончая системами электронной почты и сотовой телефонной связи.
Только за последние два года в городе вдвое увеличился объем ввода жилья с 500 тысяч квадратных метров в 2018 году до более 1 миллиона квадратных метров запланированных к вводу в 2020 году.
За последние 12 лет построено и введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 5359,0 тыс. кв. м. Только в 2016 году введено жилых домов общей площадью свыше 862,6 тыс. кв. м, что на 38,0 процентов больше чем в 2015 году.
Планировочная структура существующего города может характеризоваться как линейная, так как город вытянут с запада на восток более 22 км. Протяженность с севера на юг — от 3 до 12 км.
Планировочную организацию города во многом определяет абрис железных дорог и особенности сложившегося расселения.
Планировочная организация города в проектных границах предусматривает деление его на 7 планировочных районов с центрами планировочных районов:
1) центральный планировочный район располагается в границах улиц: ул. Тургенева, Кубано-Набережной, Суворова, Ростовским шоссе, Солнечной. В его состав входит исторический центр с многофункциональным центром общегородского и краевого значения. Границы исторического центра определены Краевым комитетом охраны культурного наследия Краснодарского края в 2013 г. В его составе располагаются памятники истории, архитектуры города;
2) западный планировочный район — ограничен ул. Тургенева, железнодорожной веткой западной промзоны, р. Кубань. В него входят жилые районы многоэтажной застройки (Юбилейный, Фестивальный, Славянский), а также крупные территории Кубанского сельскохозяйственного университета с дендрарием, научно-исследовательских институтов — КНИИСХ, фитопатологии, лечебных учреждений города и края, а также западной промзоны;
3) Восточно-Кругликовский планировочный район ограничивается с запада железной дорогой Ейск — Краснодар, Ростов — Краснодар, с юго-востока — железной дорогой Краснодар — Тихорецк, с севера — ул. Солнечной. В него входят микрорайоны 5-этажной застройки по ул. Колхозной, 9-этажной — по ул. Московской и 40 лет Победы
Особенность этого района — наличие крупных общегородских территорий научно-исследовательских институтов (садоводства и виноградарства, табака и махорки), политехнического института, университета культуры, краевой больницы, а Северной промзоны.
В районе располагается охраняемая природная территория Первомайской рощи. Характерна чересполосица жилых и с/х территории;
4) восточный планировочный район расположен в развилке железных дорог и автомагистрали федерального значения «Дон». В состав района входят восточный промузел и жилой район Знаменский;
5) юго-Восточный планировочный район ограничивается железной дорогой, автодорогой федерального значения М-4, р. Кубань. Это самый крупный район города, состоящий из двух подрайонов — Восточная промзона с ТЭЦ делят этот район на два подрайона;
Первый подрайон включает в себя 5-этажную застройку по ул. Ставропольской и 9-этажную застройку по ул. Селезнева, индивидуальную застройку района мясокомбината и КСК.
Второй подрайон включает в себя многоэтажную застройку Комсомольского жилого района, Гидрострой и индивидуальную застройку с большемерными участками пос. Пашковский. Система Карасунских озер проходит по центру этого района;
6) Северо-Западный планировочный район ограничен обводной автодорогой «Западный обход», железной дорогой Ейск — Краснодар, Ростов — Краснодар" и железнодорожной веткой западной промзоны.
Этот район включает 10-этажную застройку пос. Энка, 5-этажную застройку военного городка и индивидуальную застройку.
Особенность этого района — наличие крупных территорий общегородского значения — юридический институт, военное училище, научно-исследовательский институт «Биосельген», городское кладбище и военный аэродром;
7) Северо-Восточный районограничен: железной дорогой Ейск — Краснодар, автодорогой «Западный обход», продолжением ул. Солнечной. В этом районе располагается индивидуальная усадебная застройка и основная часть Северной промзоны.
Следует обратить внимание на следующее данные:
число промышленных площадок, размещенных в производственных зонах, составляет менее половины (311 из 704, или 44%). Примерно такое же соотношение, по занимаемым ими территориям (1043 из 2296 га, без Аэропорта, или 45%);