Файл: 1. Формирование теоретических основ исследования пространственного развития города.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


город располагает резервом для промышленных объектов общей площадью 877 га, из которых 841 га находится в производственных зонах;

внутри производственных зон расположена жилая застройка, занимающая 21,2 га.

Следует отметить, что рассмотренные предприятия не являются исключением — средняя эффективность использования территорий промышленными предприятиями экспертно оценивается на уровне 35 — 50%.

Современные процессы формирования пространственной среды многих городов России имеют хаотичный, неорганизованный, антиэстетичный и, в конечном счете, антигуманный характер. В некоторых случаях, как, например, в Краснодаре, целостный пространственный облик исторического центра почти утрачен.

Проблема эта столь остра, что если не озаботиться ее решением сейчас, то уже через несколько лет лавинообразная, слабо контролируемая властями коммерциализация режима пользования городскими землями, строениями и даже объектами историко-культурного наследия приведет к полной утрате самобытных черт екатеринодарской и краснодарской архитектуры, не говоря уже о «рядовой» исторической застройке.

Только выработка единой политики формирования пространственной среды, регламента застройки исторического ядра и новых территорий способна преодолеть существующий конфликт современной застройки с архитектурно-градостроительным наследием, создать предпосылки для складывания гармоничной среды обитания людей, изменения их «пространственной ментальности». Характеристика кризисной ситуации, выявление ее причин на фоне ретроспективного обзора градостроительных процессов — первый шаг на этом пути.

У градостроителей прежних времен существовал неписаный закон: новые постройки, заменявшие пришедшие в ветхость здания, возводились в прежних объемах и высоте, равной общей высоте улицы. История екатеринодарской и, отчасти, краснодарской архитектуры свидетельствует о том, что развитие внутригородской пространственной среды было подчинено именно этому закону. Практически каждое сооружение во фронтальном ряду улицы, особенно в соотношении ее ширины и высоты домов, отвечало требованию соподчиненности, определявшему основу градостроительства.

Нарушение указанных закономерностей пространственного развития столицы Кубани, игнорирование градостроителями последних трех десятилетий основ исторического градостроительства, практически полное отсутствие правильных градостроительных и реконструкционных решений применительно к историческому центру Краснодара позволяет констатировать кризис историко-архитектурного облика города.


В ряду конкретных проявлений современного пространственного кризиса Краснодара первое место принадлежит дисгармонии современных зданий с окружающим архитектурным пространством, выражающейся в полной утрате десятилетиями складывавшегося «силуэта» города, несогласованности пластики фасадов, зачастую в сочетании с нарушением «красной линии». Ярче всего этот пространственный конфликт проявился в нарушении, а потом и полной утрате «силуэтности» Краснодара.

Здесь можно говорить даже не о кризисе, а о катастрофе, поскольку силуэт в архитектурной среде — неотъемлемый и постоянный элемент панорамы города, без него немыслимо городское пространство. Еще в 80-х годах прошедшего века в исторически сложившийся силуэт города, практически разрушив его, были «втиснуты» несколько высотных зданий. Последний «удар» по остаткам исторического силуэта города был нанесен 2015 году: в квартале, примыкающем к Центральному скверу, появился 14-этажный жилой дом, а на улице Красноармейской новое банковское здание закрыло со стороны Центрального сквера и Красной улицы Екатерининский Семипрестольный кафедральный собор, бывший некогда одним из главных высотных акцентов Екатеринодара-Краснодара.

Названные постройки разрушили не только высотную композицию центра: они, наряду с другими подобными сооружениями внесли диссонанс во фронтальный ряд исторических кварталов. Отступление от «красной линии», конфликт пластики фасадов граничащих исторических и современных зданий, нарушение принципов «сомасштабности» и «соподчиненности» объектов в системе исторической улицы — суть проявления пространственного кризиса исторического центра Краснодара.

Новые адреса разрушения пространственной среды — торговый комплекс «Арбат» на пересечении улиц им. Горького и Красной (2013 г) и кафе «Старый город» (2015 г) в Центральном сквере. В первом случае архитекторы проигнорировали окружающую историческую застройку, чем полностью разрушили пространственную среду перекрестка, ограничившись, правда, соблюдением «красных линий» пересекающихся улиц. Второй случай — явный пример чиновничьего произвола. При реконструкции Центрального сквера (бывшая Соборная площадь, на которой располагался Войсковой Александро-Невский собор — главный храм Кубанского казачьего войска, разрушенный в 1931 г; история сквера связана с именами генералов Корнилова, Деникина, красного главкома Автономова, первого ректора Кубанского госуниверситета Маркса, поэта Волошина, известного советского государственного деятеля Кагановича, партийного деятеля Адыгеи Хакурате) в 2013-2014 гг. были снесены временные торговые павильоны, как не соответствующие мемориальному характеру одного из пространственных «узлов» исторического центра Краснодара.



В 2015 году на площади перед зданием администрации, куда западной стороной выходит сквер, был торжественно открыт памятник казакам-первопоселенцам — конная статуя кубанского казака; одновременно, в 2015 году на северной и южной оконечностях сквера были вырыты котлованы под фундаменты будущих кафе. После появления в «Российской газете» публикации, обличавшей зарвавшихся чиновников, южный котлован был зарыт. На северной же стороне сквера вскоре появилось примитивное сооружение, заслонившее фасад исторического квартала (с полностью сохранившейся дореволюционной застройкой!), в зданиях которого расположен историко-археологический музей. Как будто в насмешку, новое заведение названо «Старый город», а располагается оно на месте братской могилы английских морских офицеров (захоронение 1919 года).

Другим явлением, имеющим плачевные для состояния историко-архитектурного облика Краснодара последствия, является массовая неконтролируемая перестройка старых зданий и сооружений. В историческом центре города эта проблема проявляется в переделке фасадов старинных знаний, возведении всевозможных не гармонирующих с обликом зданий крылец, тамбуров, дополнительных капитальных объемов.

Так, в 2015 году с исторической карты Краснодара в одночасье практически исчез известный горожанам «Дом Толстопята», описанный в романе Виктора Лихоносова «Ненаписанные воспоминания или „Наш маленький Париж“. С фасада этого старинного здания на Гимназической улице в течение нескольких дней убрали знаменитый широкий балкон с кованой оградой, сбили лепные украшения, после чего пристроили дополнительный объем, облицевали фасад заурядными пластиковыми панелями турецкого производства и провели внутренние перепланировки. Еще раньше подобным образом обошлись со старинным двухэтажным домом, расположенным на углу улиц им. Горького и Коммунаров.

Множество фасадов дореволюционных построек отреставрированы наполовину или на треть, только в той части, где располагается какой-либо магазин или офис какого-нибудь предприятия. Показательно, что многие примеры пренебрежения нормами застройки и любых пространственных изменений в историческом центре города свидетельствуют о „разрешительных санкциях“ городских чиновников от архитектуры. Более того, проекты переделок многих зданий-памятников архитектуры сделаны профессиональными архитекторами.


В качестве примера приведем здание бывшего коммунального дома, построенного в 1927-1928 года по проекту М.Н. Ишунина на пересечении Пашковской и Красной улиц. К этому зданию, являющему собой пример конструктивизма в краснодарской архитектуре, во второй половине 90-х годов было пристроено несколько основательно изменивших облик постройки дополнительных объемов, оформляющих входы в расположенные на первом этаже магазины. Проектировал эти изменения бывший главный архитектор Краснодара В.Т. Головеров, мечтавший некогда „превратить Краснодар в Чикаго“.

В 2013 году была практически уничтожена Красная улица на участке от Постовой до Советской: бывшая проезжая часть была замощена той же тротуарной плиткой, что и площадь перед Пушкинской библиотекой и тротуара по обеим сторонам. Более того, на пересечении с Советской, где заканчивается замощенный тротуарной плиткой участок, бывшая линия Красной улицы перегорожена подобием ограды — линией чугунных столбов с цепями. Площадь зрительно „разлилась“, уничтожив эту часть главной улицы Краснодара. Подобная картина — на квартал и два южнее — на пересечении с улицей им. Пушкина и в месте примыкания Екатерининского сквера. Вероятно, в мире нет такого города, где бы градостроители буквально уничтожили главную ось исторического центра, причем самую древнюю ее часть!

Крайним проявлением непрофессионального, бездумного вторжения в существующую пространственную ткань города следует назвать произошедшие в 2015 году изменения участка улицы им. Гоголя на участке от Красной до Рашпилевской. Вначале отрезок улицы был замощен тротуарной плиткой и отгорожен, на пересечении с Красной, рядом каменных цветочниц, расположенных вдоль бордюра. Тогда же западная перспектива этого квартала была закрыта „зонтами“ расположившейся между зданиями Дома Книги и Концертного зала им. Г.Ф. Пономаренко пивной. Когда в здании Концертного зала начался капитальный ремонт, пивную убрали, а перед фасадом здания расположили, „спиной“ к главному входу, памятник известному композитору Г.Ф. Пономаренко, имя которого носит Концертный зал. Эта монументальная скульптура с 2012 года, то есть с момента открытия, находилась на бульваре в северной части Красной улицы, близ дома, в котором жил. Смысл перенесения памятника и установки его „впритык“ к фасаду, на котором располагается памятная доска, посвященная Г.Ф. Пономаренко, как и размещение на образовавшемся „пятачке“ нескольких рядов каменных ваз-цветочниц, напоминающих могильные холмики, мягко говоря, непонятен. Однако ясно, что площади, даже маленькой, не получилось, памятник в новом окружении выглядит инородным элементом, а пространственной среде перекрестка и исторического квартала нанесен серьезный урон.


Выводы.

В связи с проведенным анализом, отдельно по каждому району, мы дадим характеристику существующих недостатков соответственно (по районам).

Главные проблемы Центрального планировочного района:

Размещение преобладающего ветхого жилого фонда города с процентом износа более 60, большей частью муниципальные:

высокая плотность малоэтажного жилого фонда;

необходимость регенерации застройки, сохранение памятников истории, архитектуры и фасадостроительства, природы, организации охранных зон и фоновой застройки;

интенсивное движение транспортного потока до 4-5 тыс. маш/час по узким улицам центра, идущего с севера на юг, с востока на запад;

исторический центр является практически транспортной развязкой общегородского движения;

устаревшее инженерное оборудование территории, необходимость замены коммуникаций;

необходимость восстановления парково-садовых зеленых насаждений общегородского пользования;

организация пешеходных зон.

Основные проблемы Западного планировочного района:

наличие обособленных общественных центров, не увязанных в единую структуру обслуживания;

отсутствие благоустроенной набережной вдоль р. Кубань;

наличие промзоны в водоохранной зоне р. Кубань.

Основные проблемы Восточно-Кругликовского планировочного района:

замкнутость этого района, транспортная связь с центром города и другими районами города осуществляется по единственной магистрали — ул.40лет Победы — Офицерская;

отсутствие единой системы озеленения;

не сформирован общественный центр обслуживания района, а существующие мелкие центры — разрознены;

большая чересполосица жилых, промышленных и сельхозтерриторий.

Восточно-Кругликовский планировочный район является основным для развития и освоения новых территорий под застройку города.

Проблемы Восточного района:

отсутствует четкая транспортная связь жилого района с другими районами города;

отсутствует зелень общего пользования;

не организован центр обслуживания жилой застройки.

Проблемы Юго-Восточного планировочного района:

большая протяженность этого района в направлении восток — запад и отсутствие дублеров основной магистрали ул. Ставропольская — Мачуги;

реанимация Карасунских озер и зеленых насаждений вдоль р. Кубань;

наличие промышленных предприятий в жилой застройке.