Файл: Человеческий капитал понятие человеческий капитал.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Производительные качества и характеристики работников были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что, они подобно физическому капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход. «В последние десятилетия идея о том, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана, – отмечал в 70-е года американский экономист Т. Шульц. На ее месте постепенно утвердился более всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив - физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.

Существование любой формы капитала предполагает целевую функцию возрастания прибыльности. В связи с этим необходим соответствующий показатель рентабельности, исчисляемый отношением доходов от данного капитала к его стоимости (так называемая норма отдачи). По мысли экономистов-неоклассиков данная величина - аналог «нормы прибыли», используемой по отношению к физическому капиталу.

Что же является составными компонентами стоимости человеческого капитала? Важнейшими формами вложения в человека принято считать затраты на образование, профессиональную подготовку (осуществляемую непосредственно в процессе производства), медицинское обслуживание, рождение детей и уход за ними[27].

Интерес вызывает разработанный Г. Беккером вопрос об эффективности высшего образования. Степень данной результативности отражает рентабельность вложений в образование человека, которая, в свою очередь, исчисляется путем сопоставления выгод и издержек (издержки - затраты в денежной форме, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращении продукции) образования.

Выгоды, или доход, от высшего образования в экономической науке определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто окончил колледж, и теми, кто этого сделать не сумел. В составе же издержек образования главным элементом являются «потерянные заработки», т.е. доходы, недополученные студентами за годы учебы (своего рода «альтернативные заработки») или просто, и как плюс, расходы на оплату учебы. По существу, потерянные суммы измеряют ценность человеческого капитала.

Формирование новой теории изменило позицию многих политиков по отношению к затратам на образование. Инвестиции в данную форму начали рассматриваться как источник экономического роста, не мене важный, чем традиционные капиталовложения.


Многие сторонники концепции постиндустриализма, понимая под таковым множество вариантов постэкономических обществ, то есть обществ, в которых неэкономические интересы и потребности людей выходят на первый план социально-духовной жизни, по-разному видят их структуру:

- одни мыслят его как технократы, уповая на решающую роль и всесилие техники и технологий;

- другие акцентируют приверженность гуманитарной и экологической проблематике;

- третьи считают предназначением такого общества обеспечение гарантированного выживания человечества и т.д.

Начиная со второй половины ХХ века. Будущая продолжительность неизвестна, но многие специалисты предсказывают ее в период всего нескольких десятилетий ввиду многих серьезных противоречий, порождаемых постиндустриальной эпохой.

Эту новую эпоху в развитии человечества иногда еще называют «информационным обществом», «обществом знаний» ввиду той роли, которую в ней играют знания и информация, а также «обществом услуг», так как в этом новом обществе все большая часть трудоспособного населения переходит на работу в сферу услуг.

Постиндустриальная экономика, характеризующаяся увеличением доли нематериального производства в общей структуре хозяйства, делает высококвалифицированный труд массовым и повышает роль образовательного потенциала, как важнейшего производительного фактора. Улучшение условий труда, рост заработной платы, кардинальное изменение содержания деятельности, в которой все в большей мере присутствуют элементы творческой самореализации, постепенно модифицируют отношения эксплуатации капиталистом наемного работника. Все больше выявляются моменты партнерства, причем не, только в форме владения акциями компаний. Однако в рамках капиталистических производственных отношений наблюдается противоречивое течение этого позитивного процесса. Возрастает не только доля рабочих мест, требующих высокообразованного профессионала, но и рабочих мест низкой квалификации. Последние не пользуются спросом среди жителей развитых стран, что усиливает приток в Европу, США, Австралию (а в рамках СНГ - приток жителей ближнего зарубежья в Россию, особенно в крупные города - Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, в нефтедобывающие регионы). В этом секторе труда эксплуатация усиливается (иммигранты и временные гастарбайтеры не имеют права на социальные льготы, работодатель за них не несет столь высокой ответственности как за граждан своей страны). Кроме того, усиливается социальная напряженность, растет безработица, что также опосредованно увеличивает степень эксплуатации. Однако большинство исследователей постиндустриального хозяйства сходятся в том, что постепенно отношения эксплуатации будут подрываться. Кроме того, ввиду нетоварной природы основных постиндустриальных продуктов (знания, информация) подрываться будут и товарные отношения.



Главным действующим лицом постиндустриализма - человеком, - движет не забота о хлебе насущном, не стремление к накоплению материальных благ, не потребительские инстинкты, а потребность в преодолении социально-экономического и политического отчуждения, освобождении от обезличивающей массовости индустриального общества, самореализации и самоутверждении в творчестве. В этом смысле человек становится не только носителем «всеобщих производительных сил» (в информационном обществе основой любого производства становится знание), но и основной целью культурного развития. Деятельность «многомерного человека» постиндустриального общества неразрывно связывается с коренными преобразованиями самого характера труда. Труд в привычном его понимании, как процесс воздействия человека на вещество природы, исчезает. На место абстрактного труда («труда вообще»), овеществляемого в массе стоимостей, создающего всю совокупность материальных богатств, приходит всеобщий («универсальный») труд как свободная творческая деятельность человека в области науки, культуры, информации и, что, быть может, и болеет важно, производстве самого человека. Всеобщий труд всегда индивидуален, независимо от того, совершается ли он в огромных коллективах или является деятельностью одиночек. Он опирается, как правило, на всю совокупность научных знаний, достижений культуры, народную мудрость, традиции, духовные ценности, накопленные человечеством. По своей природе всеобщий труд не поддается той регламентации, которая обычно характерна для абстрактного труда индустриального типа, объединяющего под крышей отдельных производств сотни и тысячи людей.

«Капитал» или «инвестиционные ресурсы» в постиндустриальном обществе приобрел характер венчурного, т.е. рискового, приоритетным является вложение материальных и финансовых ресурсов в новые, растущие инновационные предприятия[8].

С содержательной точки зрения структура «труда» изменилась в сторону преобладания интеллектуальной составляющей. В постиндустриальном обществе определяющими в воспроизводственном процессе стали умственные способности людей, в связи с трансформацией содержания труда целесообразно в качестве основного фактора производства употреблять понятие «интеллектуальный труд».

«Человеческий капитал» в постиндустриальном обществе складывается из следующих затрат:

- огромных усилий и расходов по воспитанию детей в семье;

- собственных усилий детей, а потом и учащихся средней специальной и высшей школ по освоению знаний и достижений культуры;


- расходов государства, частных фондов и самих граждан на образование;

- общих - государственных, частных и коллективных, - затрат на поддержание и развитие культуры и искусства;

- затрат времени людей на освоение достижений культуры;

- затрат времени и усилий человека на поддержание своей спортивной формы - здоровья и трудоспособности;

- совокупных расходов на охрану и восстановление окружающей среды.

Важнейшей сферой «производства человека», где начинается накопление «человеческого капитала», становятся домашнее хозяйства и семья. В постиндустриальной перспективе сохранятся, как утверждают специалисты, все три главные функции семьи, но существенно изменятся механизмы их реализации:

- на стадии зрелой постиндустриальной цивилизации возобладает тенденция возрождения семьи как основной ячейки общества, без которой невозможно полноценное воспроизводство жизни, продолжение рода, передача биологического генотипа следующим поколениям;

- усилится экономическая роль семьи: в развитых странах доля домашних хозяйств в конечном потреблении в 1993 году составила от 63% (Япония) до 74% (США). Повышение роли семейного хозяйства в общественном воспроизводстве может свидетельствовать лишь об укреплении семьи как важнейшего социального института;

- незаменимой становится роль семьи в воспроизводстве социального генотипа: передаче знаний и культурного наследия, образовании и воспитании, формировании духовного мира подрастающего поколения.

Свободное время, а отнюдь не производство материальных благ, как это было раньше, все больше начинает влиять на бытие и сознание людей. И хотя «существенный рост свободного времени сначала проявляется в катастрофических судорогах бескультурья, поскольку бытие в условиях свободного времени для большинства людей дело непривычное, а свобода самоопределения человеческих поступков труднопереносима, постольку свободное время пока что растет лишь в пустотах времени рабочего как вздох освобождения от дьявольской принудительности исполнительского труда». Тем не менее, возрастает понимание того, что материальные блага или деньги, с одной стороны, и богатство общества, с другой, «суть не одно и то же», что мерой последнего становится свободное время.