Файл: Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики и психологии детства
Организация системы контроля в дошкольной образовательной
организации
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите
Зав. кафедрой: Е.В. Коротаева
______ ___________________ дата подпись
Исполнитель:
Пупышева Наталья Николаевна, обучающийся БУ-55z группы
__________________________ подпись
Научный руководитель:
Царегородцева Елена Анатольевна, канд. пед. наук, доцент
___________________ подпись
Екатеринбург 2017

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...………….
3
ГЛАВА
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
КОНТРОЛЯ
В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ …… ……..
6 1.1. Понятие контроля как управленческой функции в дошкольном образовании …………..……………..……..……………………………….
6 1.2. Особенности системы контроля в дошкольной образовательной организации ………………………………….………………………………
14 1.3. Формы контроля в дошкольной образовательной организации … 23
ГЛАВА
2.
СИСТЕМА
КОНТРОЛЯ
В
ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………….
40 2.1. Анализ системы контроля в дошкольной образовательной организации ..…………………………………………….…………………..
40 2.2. Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации .………….……………………………………………………...
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….………………… 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..
71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………. 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………… 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………………… 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …………………………………………………………… 95

3
ВВЕДЕНИЕ
Изучение вопроса организации системы контроля в дошкольной образовательной организации важно и обусловлено значимостью сферы социальной жизни.
Современное общество реализует трудную, противоречивую и важную перестройку.
В настоящий период прослеживается тенденция рассогласованности управления в сфере образования на различных административных ступенях.
Осуществляя самую важную функцию менеджмента, руководители могут выявить собственные ошибки и ошибки педагогического коллектива.
Реализуя функцию контроля, руководитель оценивает достижение ранее поставленных целей и задач деятельности. В то же время особое значение придается контролю, в результате которого обеспечивается необходимая для управления обратная связь, без которой управление становится невозможным; именно контроль делает управление чувствительным к изменениям.
Контроль позволяет создать такую информационную базу, не только чтобы выявить и разрешить возникающие проблемы раньше, чем они станут слишком серьезными, но и для оценки деятельности педагогического коллектива. При оценке должны быть предусмотрены способы влияния с целью стимулирования эффективной деятельности педагогов, раскрытия наилучшего педагогического опыта.
Проблему контроля, как неотъемлемой части управленческой деятельности в менеджменте образования, рассматривали М.М. Поташник,
Ю.А. Конаржевский, Н.Г. Доронина, К.Ю. Белая, С.А. Езопова и др.
В условиях проводившихся реформ дошкольного образования, появилась потребность в поиске новых подходов к организации системы контроля, в связи с тем, что ее отсутствие вызывает стихийность в функционировании дошкольного образовательного учреждения и в реализации воспитательно-образовательного процесса.


4
Контроль – важнейший фактор воспитания молодых педагогических кадров, их профессионального роста, увеличение ответственности всех членов коллектива за свои обязанности.
Роль контроля и самоконтроля профессиональной деятельности увеличивается в связи с тем, что в настоящее время прослеживается направленность к формированию содержания методической работы на базе образовательных запросов педагогов, что имеет существенное значение для эффективного управления в ДОО. Самоконтроль и взаимоконтроль как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования.
Соответственно, достижение высоких показателей в деятельности дошкольного образовательного учреждения невозможно без функции контроля как одной из ключевых в деятельности руководителя.
Объективная потребность совершенствования управленческой деятельности обусловила выбор темы работы «Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования – управленческий контроль в дошкольной организации.
Предмет исследования – организация системы контроля в дошкольной образовательной организации.
Целью является исследование организации системы педагогического контроля в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
1) Изучить понятие и особенности контроля как управленческой функции в дошкольной образовательной организации.
2) Охарактеризовать формы осуществления и механизмы контроля в дошкольной образовательной организации.
3) Осуществить анализ системы контроля в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Теремок».

5 4) Описать практику организации системы педагогического контроля в дошкольной образовательной организации на примере Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок».
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной и методической психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, программно- методического обеспечения дошкольного образования; обобщение передового педагогического опыта; качественный и количественный анализ.
Степень разработанности темы исследованияраскрывается в работах отечественных научных работников по проблеме совершенствования системы контроля в дошкольных образовательных учреждениях (А.В.
Зырянова, О.И. Лозицкая, Е.Ю. Малеванова, В.А. Мальгин, С.Ю.
Новоселова, А.А. Орлов, Т.И. Пуденко, И.Ю. Федорова, В.В. Фурсова), научные подходы по проблеме самоконтроля и взаимоконтроля (О.Т.
Бугрова, В.Г. Горд, Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) направленные на выявление основных аспектов анализа профессиональной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные практические рекомендации по совершенствованию системы педагогического контроля, могут быть использованы в управленческой деятельности ДОО.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», Свердловская обл., р.п. Верхнее
Дуброво. В исследовании участвовало 20 педагогов ДОО (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог- психолог, учитель-логопед).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 60 источников, приложения.


6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие контроля как управленческой функции в дошкольном
образовании
Контроль является обязательным элементом процесса управления и одним из важнейших ее функций. Необходимость контроля обуславливается тем, что процесс достижения цели находится под влиянием большого количества условий, которые могут помешать достижению цели. Контроль дает возможность обнаружить заранее неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу подчиненных для того, чтобы обеспечить достижение цели.
Отсутствие контроля или недостаточное внимание к нему приводит к дезориентации и нарушению взаимодействия членов коллектива по достижению единых целей.
Эффективно организованный контроль должен быть стратегически направлен на результат, являться своевременным и достаточно простым [6].
Контроль – это управленческая деятельность, которая преследует количественную и качественную оценку и учет результатов деятельности всего коллектива. Основные средства выполнения данной функции – наблюдение, проверка всех направлений деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль представляет собой компонент обратной связи, в связи с тем, что по его показателям производится корректировка ранее принятых решений и планов [1, с. 42].
Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и рационального использования достоверных и своевременных данных о состоянии всей управляемой системы, все ли в ней исполняется в согласовании с запланированными целями и принципами,

7 полученными распоряжениями руководства, имеющимися нормативно- правовыми актами.
«Контроль» считается многоаспектным понятием, о чем свидетельствует большое количество его определений, имеющихся в теории.
Термин «контроль» не является однозначным. Первоначально понятие контроля рассматривалось с точки зрения проверки точности составления документов, записей в журналах и т.д.
В словарях и энциклопедиях контроль описывается как проверка чего- либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдение с целью проверки деятельности сотрудников или результатов деятельности организации [18, с. 68].
Исторически первоначальным представляется толкование контроля как проверки правдивости и достоверности документов. Дальнейшим шагом стало представление о контроле как проверке соответствия деятельности коллектива поставленным целям, задачам, действующим законодательным актам. Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, выявление их причин [16, с. 71].
Классики науки управления (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон) акцентировали внимание на невозможности управления любым процессом без контроля.
На предприятии контроль заключается в проверке выполнения утвержденного плана, в соответствии с разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявление слабых мест и ошибок, своевременное их исправление и недопущение их повторения.
Контролируется все: предметы, люди, действия (А. Файоль) [20, с. 38].
Таким образом, А. Файоль полагал, что контроль соотносится со всеми основными функциями управления и действительно сам становится особой функцией.
М.М. Поташник концентрирует внимание на то, что контроль носит особенный по содержанию характер, так как подразумевает периодическое


8 отслеживание промежуточных, конечных и прогнозируемых результатов образовательной деятельности, сопоставление данных результатов с ожиданиями [31, с. 82].
Ю.А. Конаржевский указывает, что согласно собственному предназначению контроль является одной из главных административных функций, которая напрямую связана с функциями анализа и целеполагания, а при отсутствии цели незачем осуществлять контроль [37, с. 29].
Н.Г. Доронина отмечает значимость функции контроля с целью улучшения процесса управления: контроль позволяет выявить важность принятия управленческих решений в ситуациях, когда настоящее положение дел не соответствует желаемому. Кроме этого, задачи контроля включают формирование информационной базы для оценки работы персонала и инициирование исполнителей к результативной деятельности. В конечном итоге, контроль дает возможность выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности [40, с. 65].
К.Ю. Белая отмечает, что согласно собственному предназначению контроль многофункционален: он позволяет проверить выполнение обязанностей, исследовать положение дел в каждом отделе, состояние учебно-воспитательного процесса в группах, избежать возможные отклонения от поставленных задач. Собственно контроль в различных его структурах и методах гарантирует обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает обнаружить отрицательные моменты в работе, определить их причины, следовательно, обозначить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности [40, с. 65].
С.А. Езопова описывает контроль как управленческое действие, в рамках которого обнаруживаются и оцениваются итоги работы учреждения, разбираются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие воздействия [39, с. 92].
В настоящий период под термином «контроль» предполагают:

9
– базисную функцию управления;
– комплект средств регулирования поведения членов коллектива или учреждения в целом;
– функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы [46].
При организации системы контроля в дошкольном учреждении руководителю следует ориентироваться на принципы (К.Ю. Белая, Л.М.
Денякина, Л.В. Поздняк и др.).
Рассмотрим классификацию принципов, описанных Е.Н. Степановым:
1) Стратегическая направленность контроля.
Все основные усилия педагогического коллектива, контролируемых и контролирующих органов, обязаны быть сконцентрированы на направлениях улучшения и обновления образовательного процесса, связанных с годовыми задачами.
2) Целевая, предметная, персональная и временная определенность контроля.
Деятельность субъектов учреждения будет благополучным, если будут точно определены: цель и задачи контроля; предмет контроля; состав контролирующей и контролируемой групп; сроки контроля.
3) Системность контроля.
– принцип нацеливает субъектов контроля рассматривать общеобразовательный процесс как целостную систему, а объект осуществляющий контроль деятельности как неотъемлемую часть данной системы;
– необходимо понимание того, что контроль представляет собой лишь один из частей системы управления образовательным процессом;
– непосредственно контроль – это системное образование, строящееся на базе целостного анализа и оценки получаемых при исследовании данных.


10
Если все виды контроля дополняют друг друга и предоставляют непредвзятую информацию о состоянии дел в дошкольном учреждении, в этом случае допускается говорить о присутствии системы контроля.
4) Демократичность и толерантность.
Смещение центра тяжести с управленческого контроля, исполняемого в основном преимущественно единоначально, на коллективные формы контрольной деятельности, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его рассредоточение. Контроль является не только делом администрации, но и педагогов, а также, и родителей. Он обязан быть открытым, гласным, направленным на конструктивное решение существующих трудностей.
Каждая форма контроля организуется и проводится в установленной очередности. Рассмотрим подробнее алгоритм контрольной деятельности:
1) Цель контроля, обладающая такими характеристиками, как значимость, ранг, важность, соподчиненность.
Регулирование соподчиненности различных целей согласно их масштабу и уровню составляет дерево целей, выступающее в роли многоуровневого представления взаимосвязанности разных целей. Единые цели контроля делятся на подцели и задачи (В.С. Лазарев, Л.В. Поздняк,
М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.) [14].
2) Задачи контроля – части цели или более мелкие цели.
Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Задачами контроля, как функции управления, являются:
– получение данных о состоянии объекта;
– анализ состояния образовательного процесса на основе оценки полученных данных;
– обнаружение причин, сложностей и недостатков, имеющих место в каком-либо направлении деятельности;
– исследование и популяризация передового опыта;

11
– предупреждение отклонений фактического состояния от запланированного.
3) Объект контроля – целостная педагогическая ситуация.
Классификация объектов контроля:
– образовательный процесс: реализация образовательной программы; раздел программы; степень личностно – ориентированного взаимодействия; уровень знаний, умений, навыков детей; качество, продуктивность и профессионализм педагога; организация индивидуальной работы с детьми; степень участия родителей в образовательном процессе; здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий); степень инициативности и самостоятельности детей; формирование коммуникативных качеств;
– методическая работа: документация; диагностическая база: планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов; работа над передовым педагогическим опытом; повышение квалификации (самообразование, аттестация и др.); методический уровень каждого педагога;
– инновационная деятельность: соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ; степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами); результативность нововведения; поэтапное планирование;
– психологическое состояние коллектива: степень психологического комфорта педагога; психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса; степень психологического комфорта детей; психологическая подготовленность коллектива к введению инновации;
– условия реализации образовательного процесса: охрана труда; выполнение ТБ (техники безопасности); санитарно-гигиеническое состояние; предметно-развивающая среда; обеспеченность учебно-методической литературой; обеспеченность дидактическими пособиями; обеспеченность
ТСО (технических средств образования); выполнение инструкций и