Файл: Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов специальности 270205, 190702.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА ТРАССЫ

3.1. Общие положения

Трасса – это положение геометрической оси дороги на местности.

Планом трассы называют графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость, выполненную в уменьшенном масштабе. Трасса дороги должна удовлетворять требованиям удобного и безопасного движения автомобиля, при этом длина ее должна быть, по возможности, меньшей. Трасса должна огибать рельеф местности так, чтобы ее уклоны были, по возможности, минимальными и при строительстве не требовалось выполнение большого объема земляных работ.

В проекте выполняется трассирование по карте в горизонталях методом полигонального трассирования (традиционным методом).

Основные положения полигонального метода трассирования:

– заданные точки (с направлениями уже построенных участков дороги) соединяют прямой, а вдоль нее просматривают ситуацию и рельеф, при этом намечают участки, где проложение трассы нецелесообразно (пересечение населенных пунктов, болота и озера, крупные склоны, овраги и т.д.);

– намечают варианты обхода препятствия (препятствие должно быть внутри угла) и выбирают оптимальный вариант, имеющий минимальную длину, меньшее количество углов поворота и т.д.;

– с учетом предыдущих положений трасса принимает вид ломаной линии. Изломы трассы смягчают, вписывая в их углы кривые возможно больших радиусов (3000 м и более), но всегда сумма тангенсов двух смежных кривых не должна быть больше расстояния между вершинами углов.

Удлинение дороги, вызванное введением углов поворота, характеризуют коэффициентом развития трассы. Коэффициент развития равен отношению фактической длины запроектированной трассы к длине прямой (воздушной) линии между начальным и конечным пунктами трассы.

Каждое изменение направления трассы определяется углом поворота, который измеряют между предыдущим направлением трассы и последующим. Углы поворота последовательно нумеруют вдоль дороги – по ходу трассы.

Чтобы запроектированную трассу можно было точно воспроизвести на местности, ее ориентируют относительно сторон света. Для этого вычисляют румбы прямых участков трассы.

Различают следующие основные геометрические элементы закругления: угол , радиус R, кривую
К, тангенс Т, биссектрису Б, домер Д.

Тангенс Т расстояние от вершины угла до начала кривой:

Т=R·tg . (3.1)

Кривая К расстояние от начала до конца кривой:
(3.2)
Биссектриса Б – расстояние от вершины угла поворота до середины кривой:

Б = R (sec 2 – 1). (3.3)


Домер Д – увеличение длины трассы по прямым по сравнению с длиной по кривой:

Д=2Т – К . (3.4)
При назначении радиуса кривой 3000 м и менее для дорог I технической категории и 2000 м и менее для дорог II-V технических категорий необходимо проектировать вираж для обеспечения безопасного движения автомобилей.



Рис. 3.1. Схема закругления с переходными кривыми
Вираж– это односкатный поперечный профиль. Отгон виража, т. е. переход от двухскатного профиля к односкатному, осуществляется на протяжении переходной кривой.

Переходная кривая – это кривая переменного радиуса с постоянным уменьшением последнего от бесконечности (на прямой) до радиуса круговой кривой. При этом необходимо запроектировать элементы переходной кривой: Т, Б, Д, l, а затем рассчитать элементы полного закругления в соответствии с п. 3.1.

При устройстве переходных кривых (рис.3.1) круговая кривая сохраняется только на протяжении, измеряемом углом , уменьшенным на 2, т. е. центральный угол круговой кривой будет равен 2, где  – угол, образованный касательными в начале и в конце переходной кривой.

Разбивка переходных кривых возможна при соблюдении условия

  2. Элементы переходных кривых приведены в прил. 3.

3.2. Последовательность проектирования плана трассы

После выбора направления трассы на карте приступают к разбивке пикетажа по трассе (прил. 1) и одновременно составляют ведомость углов поворота, прямых, переходных и круговых кривых (форма 1., прил. 4).

1. Замеряют транспортиром углы поворотаα по трассе. Затем от начала трассы, по линейке, откладывают пикеты в соответствии с масштабом карты (пикет равен 100 м) и карандашом делают засечки их местоположения, только до вершины угла № 1.

2. Следующим этапом является определение основных геометрических элементов закругления Т, К, Д, Б по величине угла поворота ([18] или прил. 2) и назначение радиуса кривой.

3. Значения элементов закругления Т, К, Д, Б умножают на величину принятого радиуса. Рассчитанные значения углов поворота
α, ПКВУ №1, Т, К, Д, Б заносят в ведомость (прил. 4).

4. При радиусе R < 3000 м для дорог I технической категории и при R < 2000 м для дорог II -V технических категорий вычисляют элементы переходной кривой l, Т, Б, Д по таблицам [18] или табл. 3.1.

5. Вычисляют элементы полного закругления по формулам:

Тп = Т+Т; Кп = К+ l; Бп = Б+Б; Дп = Д+Д . (3.5)
6. Следующим этапом разбивки трассы является определение пикетажного положения главных точек закругления НК, СК, КК. Для этого с помощью линейки откладывают значение полного тангенса Тпот вершины угла № 1 в направлении начала трассы. Полученная точка будет соответствовать положению пикета начала кривой. Ее пикетажное значение вычисляют по формуле

ПКНК1=ПКВУ1– Тп. (3.6)

7. Положение точки конца кривой КК определяют, откладывая значение полного тангенса Тп от вершины угла № 1 в направлении вершины угла № 2. Ее пикетажное значение вычисляют по формулам:
ПККК1= ПКНК1 + Кп; (3.7)

ПККК1= ПКВУ1 + Тп – Дп. (3.8)

8. Затем угол, в который будет вписана кривая, делят пополам, из вершины угла откладывают значение биссектрисы Бп и плавной линией соединяют точки НК, СК и КК. Пикет середины кривой СК определяют по формуле

ПКСК= ПКНК1 + . (3.9)

9. Закончив заполнение всех граф ведомости для угла № 1, переходят к дальнейшей разбивке пикетажа по трассе. Для этого от пикетажного значения конца первой кривой ПККК1 продолжают разбивку пикетажа до вершины угла № 2. Разбивка последующих кривых производится аналогично разбивке пикетажа первой кривой.

10. С целью обеспечения правильности разбивки трассы, по ведомости углов поворота, прямых и кривых (см. прил. 4) производят проверки. Для этого вычисляют расстояние между вершинами углов S1(рис.3.2). Для первого участка трассы S'1равно пикетажному значению вершины угла ВУ № 1 (м). Для последующего направления трассы расстояние S''1 равно:

S'1 =ПКВУ2 ПКВУ1+ Дп1
и т.д. (3.10)
11. Определяют длину прямой вставки S2. Для первого участка трассы прямая вставка S'2 равна пикету начала кривой ПКНК, (м). Для последующего направления трассы прямая вставка S''2 равна пикету начала второй кривой минус пикет конца первой кривой:

S'2 = ПКНК2ПККК1 и т.д. (3.11)

12. Чтобы запроектированную трассу можно было точно воспроизвести на местности, ее ориентируют относительно сторон света.




Для этого вычисляют азимуты Аз или румбы R прямолинейных участков трассы.

Азимут первой линии измеряют транспортиром от северного направления меридиана по часовой стрелке до направления трассы, а затем переводят в румбы по следующей закономерности:
румб в первой четверти равен RI = Аз, (3.12)

румб во второй четверти равен RII = 180º– Аз, (3.13)

румб в третьей четверти равен RIII = Аз–180º, (3.14)

румб в четвертой четверти равен RIV = 360º–Аз. (3.15)

Полученные значения румбов записывают в ведомость с соответствующим названием четверти, в которой он находится: СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ.

После заполнения ведомости углов поворота прямых и кривых подводят итоги по графам и проверяют правильность заполнения ведомости по следующим проверкам.

1. Проверка расстояний:

=Lтр(м), (3.16)

т.е. сумма прямых минус сумма домеров равна длине трассы;

=Lтр(м), (3.17)

т.е. сумма прямых вставок плюс сумма кривых равна длине трассы.

2. Проверка направлений:

=Азн – Азк , (3.18)

т.е. сумма углов левых минус сумма углов правых равна азимуту начала минус азимуту конца трассы.

После разбивки плана трассы заполняют таблицу технических показателей трассы

Таблица 3.1

Технические показатели трассы