Файл: Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов специальности 270205, 190702.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Показатель | Ед. изм. | Значение |
1 | 2 | 3 |
Окончание таблица 3.1
1 | 2 | 3 |
Длина трассы | км | |
Коэффициент развития трассы | – | |
Количество углов поворота | шт. | |
Средний радиус кривых | м | |
Минимальный радиус | м | |
1. Средний радиус кривых определяют по формуле
, (3.19)
где К – сумма всех кривых, м; – сумма углов поворота в радианах.
2. Коэффициент развития трассы
К = L1Lвозд, (3.20)
где L1 – длины трассы между заданными пунктами, м; Lвозд –длина трассы по воздушной линии, м.
3.3. Оформление плана трассы
План трассы изображают сплошной жирной линией. Прямые участки трассы отделяют от кривых засечками или черточками, на которых указывают пикетажное положение начала и конца кривой. Тангенсы отделяют тонким пунктиром.
На вершинах углов поворота подписывают только их номера. Значения элементов закруглений, длину прямых (округленную до 0,01 м) и вычисленные румбы заносят в ведомость углов поворота, прямых и кривых (см. прил. 4). Графы ведомости заполняют в соответствии с их наименованием из [18] или прил. 2 и 3.
Условные обозначения и знаки должны соответствовать условным обозначениям и указаниям [3].
Пример оформления плана автомобильной дороги общего пользования приведен в прил. 1.
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Продольным профилем дороги называют развернутую в плоскости чертежа проекцию оси дороги на вертикальную плоскость, изображенную в уменьшенном масштабе. Продольный профиль является одним из основных проектных документов, он показывает линию фактической поверхности земли и линию проектируемой поверхности дорожного покрытия по оси дороги.
4.1. Определение отметок поверхности земли
При проектировании продольного профиля необходимо установить линии фактической поверхности земли по оси дороги, т. е. начертить «черную линию».
При подробных технических изысканиях местности продольный профиль вычерчивают по данным нивелировочных журналов. При работе с топографической картой необходимо предварительно определить отметки пикетных и плюсовых точек путем интерполяции отметок горизонталей. Плюсы назначают во всех точках изменения крутизны склона, характеризующегося резким изменением густоты горизонталей, на пересечениях железных и автомобильных дорог, в логах суходолов, оврагов, рек и др.
Если известны отметки двух соседних горизонталей, промежуточную отметку можно определить, исходя из подобия треугольников (рис.4.1, а), замерив заложение, т. е. расстояние между горизонталями по карте.
При расположении пикетной или плюсовой точек между горизонталями ее отметку определяют по интерполяции. Из подобия треугольников имеем
= или x = , (4.1)
где x– искомое превышение точки над горизонталью с меньшей отметкой, м; h– высота сечения между горизонталями (по данным карты или по заданию), м; b– расстояние от точки до горизонтали с меньшей отметкой; l – расстояние между рассматриваемыми точками, мм.
а)
Рис. 4.1. Схема к расчету отметок точек методом интерполяции
Аналогичным образом определяют отметки пикетов или плюсовых точек при различном сочетании горизонталей и положения трассы (рис. 4.1, б; 4.1, в; 4.1, г).
Продольный профиль приведен в прил. 9.
4.2. Определение рекомендуемой высоты насыпи
Для проектирования проектной линии продольного профиля (так называемой красной линии) необходимы следующие основные данные:
– максимально допустимый продольный уклон, минимальные радиусы выпуклых и вогнутых вертикальных кривых (см. табл.2.1);
– рекомендуемая рабочая отметка земляного полотна;
– контрольные (фиксированные) отметки.
1. Для обеспечения устойчивости и прочности верхней части земляного полотна и дорожной одежды рекомендуемую рабочую отметку земляного полотна устанавливают из двух условий:
а) возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 суток) стоящих поверхностных вод (3-й тип местности по характеру увлажнения) (рис.4.2) определяют по формуле
hpeк = h1 – hгв+ i1, (4.2)
где h1 – наименьшее возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод (м), в зависимости от вида грунта и дорожно-климатической зоны должно соответствовать требованиям табл. 4.1; hгв– глубина залегания грунтовых вод (по заданию или по данным изысканий); b – ширина проезжей части, м; iпр – поперечный уклон проезжей части в тысячных долях.
Рис.4.2. Определение рекомендуемой рабочей отметки насыпи
б) возвышение поверхности покрытия над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 суток) стоящих поверхностных вод (1-й и 2-й типы местности по характеру увлажнения) определяется по формуле:
hрек = h2+ i1 , (4.3)
где h2 – наименьшее возвышение поверхности покрытия над уровнем поверхности земли согласно табл. 4.1, м.
Таблица 4.1
Наименьшее возвышение поверхности покрытия (м)
Грунт рабочего слоя | Дорожно-климатическая зона | |||
II | III | IV | V | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Песок мелкий, супесь легкая крупная, супесь легкая | 1,1 0,9 | 0,9 0,7 | 0,75 0,55 | 0,5 0,3 |
Песок пылеватый, супесь пылеватая | 1,5 1,2 | 1,2 1,0 | 1,1 0,8 | 0,8 0,5 |
Окончание таблицы 4.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины | 2,2 1,6 | 1,8 1,4 | 1,5 1,1 | 1,1 0,8 |
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок мягкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый. | 2,4 1,8 | 2,1 1,5 | 1,8 1,3 | 1,2 0,8 |
Примечание. Над чертой – возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 суток) стоящих поверхностных вод (h1); под чертой – то же, над поверхностью земли на участке с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 суток) стоящих поверхностных вод (h2).
2. Земляное полотно на участках дорог, проходящих по открытой местности, по условиям снегонезаносимости во время метелей следует проектировать в насыпи (hpeк), высота которой определяется по формуле
hрек= hсн+ Δh + аi2+ i1, (4.4)
где hсн – расчетная высота снегового покрова с вероятностью превышения 5 %, м, принимаемая по СНиП II.А 6–72 или по данным наблюдений; Δh – возвышение бровки земляного полотна над расчетным уровнем снегового покрова (м), принимается по рекомендациям [8, п. 6.33]: 1,2 м – для дорог I категории; 0,7м – для дорог II категории; 0,6 м– для дорог III категории; 0,5 м – для дорог IV категории; 0,4 м – для дорог V категории; а – ширина обочины, м; b – ширина проезжей части дороги, м;i1 и i2– поперечные уклоны проезжей части и обочины, в тысячных долях.
В расчет принимается рекомендуемая рабочая отметка, наибольшая из двух условий: обеспечивающая одновременно нормальный водно-тепловой режим дорожной конструкции и снегонезаносимость дороги.
К контрольным фиксированным отметкам относятся:
а) отметки осей проезжей части существующих автомобильных дорог, к которым примыкает проектируемый участок дороги;
б) отметки головки рельса пересекаемых железных дорог в одном уровне;
в) отметки искусственных сооружений (трубы, мосты, путепроводы).
Контрольные точки позиций а) и б) определяют по журналу нивелирования либо по картам.
Минимальную высоту насыпи над трубами определяют по формуле
Hmin = d + + h3 + hдо , (4.5)
где d – отверстие трубы: диаметр круглой или высота прямоугольной трубы, м; δ – толщина стенки трубы, δ =0,12– 0,20 м; hЗ – минимальная толщина засыпки над трубой, не менее 0,5 м; hдо – толщина дорожной одежды, м.