Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Цели и функции приватизации
2. Приватизация в различных странах
2.1 Особенности приватизации во Франции
2.2 Приватизация в Восточной Европе.
2.3 Особенности приватизация в Германии
2.4 Приватизация в странах Балтии.
10.https://studfile.net/preview/7759713/page:15//Приватизация: сущность, этапы, последствия.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Кировский филиал
Факультет права и экономики
Кафедра Государственного и муниципального управления
Курсовая работа
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
тема: «Пути и модели приватизации в различных странах»
Выполнил: студент 3 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Сабурова Ксения Павловна
Проверил: Д.А.Логинов
г. Киров
2023 г.
Оглавление
Введение 3
1. Сущность приватизации 5
1.1 Понятие приватизации 5
1.2 Цели и функции приватизации 6
2. Приватизация в различных странах 9
2.1 Особенности приватизации во Франции 9
2.2 Приватизация в Восточной Европе. 12
2.3 Особенности приватизация в Германии 15
2.4 Приватизация в странах Балтии. 18
Заключение 21
Список использованных источников 22
10.https://studfile.net/preview/7759713/page:15//Приватизация: сущность, этапы, последствия. 22
11.https://vuzlit.com/1340900/modeli_osobennosti_privatizatsii_zarubezhnyh_stranah// Модели и особенности приватизации в зарубежных странах 22
Приложение А 23
Приложение Б 24
Приложение В 25
Введение
Цель моей курсовой работы: раскрыть сущность приватизации, рассмотреть приватизацию в России и зарубежных странах.
Задачи данной работы: рассмотреть особую форму преобразования отношений собственности - приватизацию; исследовать методы и итоги российской приватизации; рассмотреть проблемы и итоги приватизации в странах Восточной, в странах Балтии, а так же в Германии, Франции
Приватизационные процессы приобретают особые масштабы в странах с ценрализованно-планируемой экономикой, и развивающихся странах. Крупнейшими по абсолютному и относительно планируемому масштабам реформ является Россия.
Приватизация в различных странах проводилась разными методами. Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это, прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий - все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.
Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Актуальность исследования определяется тем, что приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентоспособность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова.
1. Сущность приватизации
1.1 Понятие приватизации
Приватизация – это передача собственности государства частным лицам, как физическим, так и юридическим, и становление на ее основе частной или же смешанной реформ существующей собственности после осуществления правительством программ преобразований социально-экономического характера.
Приватизация является особой системой экономических отношений, которые возникают при изменении формы собственности на производственные средства: с государственной на частную. Приватизация несет в себе взаимосвязанные приоритеты, отражающие сочетающиеся интересы трудовых коллективов, органов государственной власти и населения в целом при процессе масштабных изменений.
Приватизационный процесс рассматривается как важнейшее средство при переходе от командной экономики к рыночной. В процессе оценки приватизации основным должен быть не экономический эффект, достигаемый в результате изменения форм собственности, а эффект социальный, т.е. не просто приватизационное воздействие на основание наиболее эффективной системы хозяйствования, а его воздействие на уровень жизни населения, на все социальные проблемы.
Социально-экономический эффект приватизации определяется при помощи подхода к изучению взаимосвязи процессов приватизации и процессов становления и функционирования экономики рыночного типа не в общем виде, а в частном. Например, в рамках отдельной страны.
Все реформы, проводимые в Восточной Европе, основывались на приватизации. Во многих странах намечались общие тенденции к росту и укреплению своих позиций частным сектором.
Цель приватизации во многих развитых странах состоит в уменьшении государственного влияния на процессы хозяйствования и создании благоприятных условий для развития частного предпринимательства. С другой стороны, приватизация – это результат отсутствия эффектов национализации, периодически проводившейся в отдельных странах.
Развивающиеся страны приходят к приватизации в тяжелых экономических условиях, они характеризуются, прежде всего, большим внешним долгом и возможностями получения новых внешних кредитов, без которых подобные страны не смогут полноценно функционировать и осуществлять развитие.
Последствия от приватизации в большинстве случаев являются отрицательными, что отражается на благосостоянии населения и социальной справедливости. Таким образом, в результате неоправданно обогащается незначительная часть общества и обнищает большинство населения. Однако, если рассматривать приватизацию с позиции продолжительного и очень сложного процесса изменения, который занимает большой временной период, то, возможно, конечная цель будет заключаться в создании эффективной экономической системы.
1.2 Цели и функции приватизации
Основной целью приватизации является повышение эффективности существующей экономической системы.
К непосредственным целям процесса приватизации относятся:
-Создание слоя небольших и средних собственников;
-Уменьшение доли имущества, которое находится в собственности государства и муниципалитетов;
-Осуществление перераспределения экономических основ власти.
При этом выделяют и другие цели, такие как:
-осуществление социальной справедливости;
-увеличение экономического эффекта от производства;
-преумножение государственного бюджета.
Целью процесса перехода от государственной к частной собственности как ключевого элемента реформ при переходной экономике является создание фундаментальных условий для беспрепятственного функционирования новой рыночной системы.
Объективные причины осуществления процесса приватизации имеют как макроэкономическую, так и микроэкономическую направленность. Постоянная необходимость согласования вне рынка деятельности производства государственных предприятий при административно-командной экономике обуславливает высокие планово-координационные расходы.
При рыночном механизме подобное согласование осуществляется с меньшей величиной издержек. Таким образом, приватизационные процессы объясняются и стремлением производства к уменьшению величины издержек.
Приватизация осуществляет две функции, которые представлены в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Основной проблемой преобладания государственной собственности является отсутствие эффективного руководителя, который заинтересован в рациональном использовании и преумножении капитала. При частной собственности владелец заинтересован в повышении ее эффективности, поскольку получает доход от максимизации прибыли. Для государственной собственности характерен ослабленный личный интерес при ее защите и при повышении производственной эффективности. В связи с этим, проведение реформ экономической системы при условии преобладания государственной собственности не дает ожидаемых экономических и социальных результатов.
Государственная собственность отличается эффективностью в естественных монополиях и инфраструктуре. Другие сферы материального производства, находящиеся в собственности государства, не могут противостоять частному капиталу в конкурентной борьбе. Именно поэтому приватизация необходима на определенном этапе развития общества.
2. Приватизация в различных странах
2.1 Особенности приватизации во Франции
Если ещё в 1980-е годы продукт, создаваемый госсектором в отдельных странах ЕС, достигал 20-30 % от ВВП, то в 1990-2000 г., в большинстве европейских стран он не выходит за пределы 10-15 %. В 1990-е годы во всех европейских странах проводилась приватизация. По масштабам приватизации за 1990-2000 годы по отношению к ВВП 2000 года явным лидером выглядит Португалия (20,2 %), а Германия(1,1 %) имеет наименьшие масштабы в развитых странах Европы. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.
Таблица 1 предоставлена в Приложении Б.
Во Франции, по сравнению с другими развитыми странами, наиболее ярко выраженными оказались так называемые волны трансформации собственности. Процессы национализации и приватизации последовательно сменяли друг друга в зависимости от того, кто находился у власти.
В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции независимо от их политической ориентации.
У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает "ухода" государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках рычаги контроля и управления экономическими процессами. Все мероприятия по приватизации тщательно готовились, просчитывались различные варианты и возможности.
Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.
За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.
Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиард франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров - к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов.
Одним из самых распространенных в стране вариантов приватизации стал выкуп компаний ее руководством и сотрудниками. Лишь за первые четыре года осуществления программы приватизации, 1989-1992, таким способом были переданы в частные руки около 25 % всех компаний с числом сотрудников до 1000 человек.