Файл: Пути и модели приватизации в различных странах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1993 была успешно проведена приватизация Banque Nationale de Paris и Rhone-Poulenc Group, крупнейшего французского фармацевтического концерна.

Персоналу предприятий в период приватизации, предоставлялись значительные льготы в этом процессе: так, например, 5 % акций компании продавались сотрудникам компании по льготной цене, при этом оплату своего пакета можно было растянуть во времени на 2 года, то есть фактически купить кусочек предприятия «в кредит».

Специфическими чертами французского образца приватизации стали сочетание централизованного регулирования с рыночными рычагами, а также использование принципа сегментации предложения акций между различными группами акционеров. Обычно в процессе приватизации акции распределялись следующим образом: иностранным инвесторам - 20 %; персоналу - 10 %; еще 15-30 % - так называемому «стабильному ядру» акционеров - группам предприятий и кредитных учреждений. Наличие таких «твердых ядер» было призвано обеспечить стабильность контроля над управлением приватизированным предприятием и сохранить среднесрочную стратегию его развития, а также защитить от бесконтрольной скупки его акций внешними инвесторами. Остальные активы реализовывались на французском финансовом рынке.

Тем не менее, эксперты не склонны считать, что крупная волна приватизации во Франции в середине 1990-х успешно выполнила одну из поставленных перед ней задач в плане наполнения бюджета. Так, в результате приватизации десяти весьма крупных госкомпаний правительство получило всего 1,7 млрд долл.

Однако впоследствии приватизационные процессы проходили все более и более успешно.

Всего благодаря продаже госпакетов акций правительство Франции получило в 2004 году дополнительные доходы бюджета в размере 10,6 млрд. долл. Осенью 2004 года французское правительство решило продать за 5,8 млрд. евро 12,1 % акций France Telecom, второй по величине телекоммуникационной компании Европы, после этой продажи под контролем правительства оставалось 42 % акций компании. В середине 2003 года Франция продала 8,5 % акций компании Renault за 1,2 млрд. евро, оставив себе пакет в 15 % акций.

2.2 Приватизация в Восточной Европе.


Термин "приватизация" по-разному трактуется в официальных документах отдельных восточноевропейских стран. В Румынии приватизация относится к выпуску ценных бумаг с учетом оценки стоимости имущества компании. В Югославии приватизация-это создание условий и осуществление преобразования государственной собственности в собственность непосредственных производителей. В Венгрии приватизация отражает полную или частичную передачу собственности государственных предприятий в
собственность хозяйствующего субъекта, включая частную иностранную собственность. Наконец, в Польше под приватизацией понимается преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.

В странах Восточной Европы накоплен поучительный опыт приватизации. В ряде из них (в бывшей ГДР, Венгрии) используется вариант продажи предприятий по их фактической рыночной стоимости. Для осуществления этого вида приватизации были созданы специальные учреждения (Попечительский совет при Министерстве финансов ГДР, Агентство государственного имущества Венгрии). Задача этих учреждений-подготовка к продаже приватизированных предприятий, повышение их конкурентоспособности, привлечение избыточной рабочей силы и т. д. За два года на территории бывшей ГДР было приватизировано 25 тыс. человек. мелких объектов и 11,5 средних и крупных предприятий. В Венгрии в частные руки перешло около 15 тысяч мелких и более 100 крупных объектов. При этом при покупке госпредприятий допускалось кредитование; половина суммы выплачивалась покупателем сразу, а другая-в рассрочку по ставке 15% годовых.

В ГДР часть долга передавалась Попечительскому совету с целью погашения доходов от приватизации; в Венгрии 85% доходов от приватизации предприятий направлялось на погашение государственного долга.

Есть и такой опыт, как свободное и уравнительное распределение купонов, чеков (ваучеров) среди взрослого населения с последующим обменом на акции приватизируемых предприятий. Это было опробовано в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии и Польше.

Все совершеннолетние граждане Чехословакии получали именные купонные книги, которые не подлежали свободной купле-продаже за административный сбор в размере 1035 крон (тогда около 40 долларов). Их владельцы имели возможность стать (как правило, через специально созданные инвестиционные фонды) владельцами солидных пакетов акций стоимостью (при удачном использовании книг) до 70 000 крон.

Купонная приватизация обеспечила достаточно широкое "рассредоточение" собственности среди различных слоев граждан, формирование значительного среднего класса как социальной опоры процессов рыночной трансформации, позволила избежать сколько-нибудь заметной криминализации крупномасштабной приватизации.

В то же время свободный характер распространения купонных книг привел к тому, что в Чехословакии приватизация не сопровождалась реальным накоплением капитала.



Сильной стороной этого опыта является социальная приемлемость, не обходятся ни работники предприятий, ни все остальные группы населения (бюджетники, студенты, пенсионеры и т. д.), а также сравнительная скорость распространения чеков; слабой стороной является то, что государство не тратит деньги, но и не обеспечивает поступления в казну. Слабость заключается еще и в том, что реальное положение приватизируемых предприятий не меняется, они не получают средств на преодоление технической отсталости и модернизацию производства.

С точки зрения экономической эффективности приватизации наиболее удачным, пожалуй, был опыт Польши. Из 8000 предприятий, которые были предназначены для масштабной приватизации к началу 1990-х годов, только 1150 из них были первоначально переданы в частные руки на возмездной основе (в основном иностранным инвесторам). Остальные 5000 объектов были превращены в предприятия, принадлежащие департаменту приватизации, которые должны были осуществляться исключительно самостоятельно, т. е. без финансовой помощи государства, собственной санации (кредиты для этого они могли получать только на регулярной коммерческой, возвратной и платной основе). Достичь самодостаточности и рентабельности и тем самым подготовить себя к последующей приватизации на выгодных для государства и производственных коллективов основаниях. Остальные 1850 объектов, наиболее слабые в финансово - экономическом плане и потому бесперспективные, были немедленно закрыты.

Продажа акций этих 5000 предприятий осуществлялась поэтапно с августа 1995 года (первоначально 413 из них) через специально созданные национальные инвестиционные фонды.

Польские граждане могут приобрести акции либо за деньги, либо за приватизационные сертификаты, распространяемые с ноября 1995 года, которые, как и российские ваучеры, подлежали свободной купле-продаже. 27 миллионов поляков в возрасте от 18 лет и старше получили право приобретать сертификаты в отделениях государственного сберегательного банка за административный сбор в размере 20 злотых (около 3 долларов). Сертификаты должны быть обменены на акции в течение года с момента их покупки.

Польская приватизация была достаточно жесткой для населения из-за резкого роста безработицы из-за сокращения персонала предприятий в период их реабилитации и гораздо менее привлекательной с точки зрения социальной справедливости, чем чешская. В то же время она сопровождалась реальным накоплением капитала и во многом способствовала тому, что Польша вышла из кризиса экономических преобразований.


Заслуживает внимания и опыт приватизации, основанный на преобразовании государственных предприятий в закрытые акционерные общества, наиболее полно такой опыт накоплен в бывшей Югославии. Акции распределялись только между сотрудниками компании, в том числе вышедшими на пенсию. Предоставлялась скидка в размере 30% от номинальной стоимости акции плюс 1% за каждый год стажа работы. Выкуп допускал рассрочку до 10 лет. Этот путь имеет то преимущество, что средства от покупки акций идут не в казну, а на нужды самого предприятия, открываются перспективы модернизации, негативным моментом является то, что граждане, не связанные с предприятием, исключаются из приватизации.

В Восточной Европе ускоренное формирование частного сектора, в том числе за счет свободной передачи и продажи государственной собственности частным лицам, считалось приоритетным направлением рыночных реформ. В результате доля негосударственного сектора (частные и полугосударственные предприятия, кооперативы) Она стала преобладающей в производстве ВВП.

Однако опыт трансформации отношений собственности в этих странах показал, что создание новых частных предприятий является более важным для экономики, чем приватизация старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, в то время как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.

2.3 Особенности приватизация в Германии


В Восточной Германии прошла беспрецедентная в мировой практике приватизация самых различных видов собственности и в самых разных отраслях хозяйства. Объединение Германии в 1990 году послужило катализатором преобразования экономики бывшей ГДР и обусловило некоторые принципиальные отличия от опыта восточноевропейских реформ.

К особенностям восточногерманского варианта можно отнести:

- определенность политического выбора направления реформ - возврат к капиталистическому варианту развития, решительная приватизация;

- возможность опереться на сформированную правовую базу и институциональные структуры.

Процесс приватизации в восточных землях Германии, в отличии от России, с самого начала был введен в четкие правовые и институциональные рамки. На формирование правовой базы приватизации восточногерманских предприятий ушло примерно четыре месяца.


В основу реформирования хозяйства Восточной Германии была положена концепция ускоренной и всеобъемлющей приватизации. Концепция приватизации исходила из трех возможных в рыночной ситуации стратегий:

1) скорейшая приватизация в форме продажи наиболее эффективных, конкурентоспособных предприятий;

2) санация “проблемных” предприятий как шаг на пути к приватизации, если нет инвесторов, готовых взять ее на себя;

3) ликвидация предприятий, не имеющих шансов на выживание, но по возможности превращение их в ядро “кристаллизации” новых видов деятельности.

Первым этапом немецкой телекоммуникационной реформы стал принятый летом 1989 закон, который разделили традиционную Deutsche Bundespost (DBP) на три независимые компании - почтовую, телекоммуникационную и финансовую. Все они были затем приватизированы. В частности, DBP Telekom в 1996 году превратилась в Deutsche Telekom AG, от продажи части ее акций уже тогда правительство выручило 20 млрд дойчмарок. Приватизация действительно превратила компанию в частную фирму, в частности, за счет того, что значительное число ее акций торгуется на бирже.

Аналитики отмечают, что несмотря на тот факт, что немецкое государство по-прежнему сохраняет долю собственности в телекоммуникационной Deutsche Telekom, а также опосредованно - в Deutsche Post, Deutsche Bahn осталась единственной крупной компанией в ФРГ, которая на 100 % принадлежит государству.

Решение о приватизации принимались на основе заявки заинтересованного лица, которая должна была содержать предложения относительно цены и детальная концепция дальнейшего развития предприятия. Концепция включала в себя производственный, инвестиционный и финансовый план, план занятости, перечень предполагаемых поставщиков и клиентов. Ключевой являлась информация о финансировании покупки фирмы и инвестиций. Кроме того сделка не должна была противоречить Закону против ограничения конкуренции. Цены определялись в процессе переговоров между Попечительским ведомством и потенциальным покупателем, а не какой-то нормативной методикой. Приоритет обычно отдавался приватизации предприятия целиком.

Германия в 1990-1998 годах - страна с одними из наименьших доходов от приватизации собственности, о чём свидетельствуют данные таблицы 2.

Таблица №2 предоставлена в приложении В

Итоги приватизации сильно различаются в зависимости от отрасли. Она практически завершена в розничной торговле и гостиничном бизнесе. Менее чем за год (к апрелю 1991 г.) в торговле, общественном питании и гостиничном хозяйстве было продано более 17 тысяч фирм. Это стало мощным стимулом для развития мелкого бизнеса.