Файл: Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

по дисциплине: экономика образования

на тему:

«Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями».


     Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3

1. Понятие системы образования….…………………………………………..…4

2. Государственная политика в области образования…………………………10

3. Органы, осуществляющие управление в области образования …………...16

4. Экономика системы образования……………………………………………19

Заключение …………………………………………………………………..….24

Введение

Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, насчитывающую более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн. человек. Такая большая сфера деятельности не может существовать сама по себе без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов. Проблемы системы образования затрагивают практически всех членов нашего общества — все мы являемся родителями, учащимися (бывает, что и одновременно), работниками системы образования, бабушками и дедушками и т. п. Следовательно, в сфере образования пересекаются интересы многих, если не всех субъектов общественных отношений, что, естественно, требует согласования этих интересов и их реализации.

Сфера образования представляет собой не только множество организаций. Законом Российской Федерации ” Об образовании“ (статья 8) введено понятие системы образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Взаимодействие этих элементов порождает способность системы оказывать образовательные услуги признаваемого государством и обществом качества, понятного уровня и содержания.

Для того чтобы система образования работала ” в одном направлении“, осуществляла необходимую обществу, государству и личности образовательную деятельность, ею необходимо управлять.


Существует достаточно много определений управления, например:

• управление — это совокупность мероприятий некоей организации (часто — государства), связанных с осуществлением какой-либо деятельности [1, с. 266];

• процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу [2, с. 38–39];

• управление — это функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, сохранение поддержания режима деятельности, реализации программы, целей деятельности [3];

• управление выполняет объективно необходимую миссию по организации, координации, согласованию, регулированию и контролю всякого совместного труда людей. Применительно к обширной и сложной сфере образования управление — это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом и т. д.

Обобщая эти определения, можно считать управлением обособленную (1) деятельность, обеспечивающую (2) такую организацию основной деятельности, которая способствует достижению поставленной перед этой основной деятельностью цели (3). Управление возникает там, где существует несколько связанных общей деятельностью элементов (людей, организаций) и имеет место общая цель такой деятельности. Можно, разумеется, критиковать это обобщенное определение, но для целей дальнейшего изучения предмета его, на мой взгляд, достаточно.

Итак, управление представляет собой деятельность, характеризующуюся следующими основными чертами:

• обособленная, осуществляемая отдельно от основной деятельности специально выделенными для ее осуществления людьми и (или) организациями в специально отведенное для этого время. Иначе говоря, управление в образовании осуществляется или должно осуществляться отдельно от образовательного процесса (полезно вспомнить, что называется образовательным процессом);

• обеспечивающая сохранение и поддержание образовательного процесса посредством его планирования, организации, мотивации преподавателей и учащихся и контроля за ходом образовательного процесса;



• обеспечивающая достижение целей, стоящих перед системой образования как в данный момент времени, так и в историческом (стратегическом) плане. Из теории управления известно, что необходимость в управлении возникает там, где деятельность осуществляют два человека или более (см. [1]). Также правильно, наверное, утверждение о том, что если одну деятельность осуществляют две или более организации, преследуя при этом единую цель, то ими также нужно управлять. В этом смысле множество организаций можно представить в виде большой разлапистой кляксы, которая втягивает одни ” щупальца“, выдвигает другие и при этом куда-то движется. А нужно, чтобы она двигалась не куда-то, а в определенном направлении, к намеченной цели. Очень желательно, чтобы она до этой цели доползла. Для этого и нужно этой ” кляксой“ управлять.

Очевидно, что такой громадной системой, как образование, управлять просто необходимо, поскольку недостатка в самодеятельности и новаторстве в образовании, как, впрочем, и в других сферах, никогда не испытывалось (в этом и сила системы). Куда способна завести неупорядоченная (другой вопрос — насколько, каким образом, кем) самодеятельность, сказать трудно.

     Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Российское законодательство в области образования распространяется на все образовательные организации на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и административного ведения.

К образовательным относятся учреждения и организации следующих типов:

  1. дошкольные;

  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

  3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

  4. учреждения дополнительного образования взрослых;

  5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  6. учреждения дополнительного образования;

  7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

  8. учреждения дополнительного образования детей;

  9. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.


Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс (точнее было бы говорить выделенный баланс, поскольку филиалы отчитываются перед головной организацией, и баланс выделяется из ее баланса для удобства расчетов) и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования, установленные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ. Вспомним клубы по изучению иностранных языков, кружки, станции юных натуралистов и техников и др.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
     1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
     Образовательная программа определяет содержание образования  определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
общеобразовательные (основные и дополнительные);
профессиональные (основные и дополнительные).

     К основным общеобразовательным относятся  программы:
дошкольного образования;
начального общего образования;

основного общего образования;
среднего (полного) общего образования.

     К основным профессиональным относятся  программы:
начального профессионального образования;
среднего профессионального образования;
высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
послевузовского профессионального образования.

     С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
в форме семейного образования;
самообразования;
экстерната.

     Допускается сочетание различных форм получения  образования.
     Перечни профессий и специальностей, получение  которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме  экстерната не допускается, в части  компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному, среднему и высшему профессиональному образованию).
     Использование дистанционных образовательных  технологий находится в компетенции образовательного учреждения.
     2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
     Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее  одну или несколько образовательных  программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
     Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в  ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных  организаций (объединений)).
     Образовательное учреждение является юридическим лицом.
     К образовательным относятся учреждения следующих типов:
дошкольные:

образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

дошкольное образовательное учреждение;
учреждение "Школа - детский сад";

общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):