Файл: Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


общеобразовательное учреждение;
общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;
кадетская школа (кадетская школа-интернат);
образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
общеобразовательная школа-интернат;
вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение;
учреждение "Школа - детский сад";

учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:

образовательное учреждение начального профессионального образования;
образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение);
образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
военное образовательное учреждение высшего профессионального образования;

учреждения дополнительного образования взрослых:

образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

учреждения дополнительного образования детей:

образовательное учреждение дополнительного образования детей;
межшкольный учебный комбинат;

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:

специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением;
образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей.

     Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
     Образовательные учреждения могут иметь филиалы  и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение  образовательной деятельности запрещается. 


Государственная политика в области образования

     В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.
     Статья 43 Конституции Российской Федерации  закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
     Фундаментальными  основами государственной  политики в области  образования в Российской Федерации являются:

Сфера образования охватывает все организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также частных лиц, занимающихся образовательной деятельностью самостоятельно. Строго говоря, в нее следовало бы включать и семьи, в которых содержатся, воспитываются и обучаются дети. Но на практике статистическим наблюдением, например, охватывается часть сферы — отрасль ” Образование“, общие количественные характеристики которой представлены в табл. 2.1 — данные за 2004 г. [44]. Как видно из приведенных данных, в 142 тыс. организаций сферы образования учится и (или) работает более 40 млн. человек. И это без учета ” частных“ преподавателей, поскольку они, в основном, уже учтены как работники тех или иных образовательных организаций. Не учтены также и взрослые слушатели различных курсов, центров, кружков, секций и др. Можно представить, какая это громадная часть нашего общества — более 26% населения России (144 млн. человек в 2004 г. — по данным указанного выше источника). Приложение №1

На содержание сферы образования обществом направляются большие ресурсы, главным образом бюджетные средства. Расходы консолидированного бюджета на образование можно охарактеризовать данными, приведенными в табл. 2.2.

Естественно, проблемы сферы образования так или иначе затрагивают практически всех членов нашего общества. Понятна и та заинтересованность, которую проявляют различные социальные группы к проблемам образования, поскольку именно через образование решаются важнейшие социальные проблемы:

• социальной мобильности общества — повышение социального статуса через получение образования и успешности личности через карьеру;



• занятости и сроков поиска работы на рынке труда;

• получаемых доходов и т. д.

Важно также и то, что образ современного человека, сложившийся в общественном сознании, в первую очередь представляет собой образ человека образованного. Приложение №2

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. 
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации. 
Общее образование является обязательным. 
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов). 
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

     Государственная политика в области  образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 

Органы, осуществляющие управление в сфере образования


     Управление  системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

федеральном;
региональном;
муниципальном.

     Первые  два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной  деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и  высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
     Министерство  образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
     Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.
     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в области образования и науки  является Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
     В каждом из субъектов Российской Федерации  имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере  образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
     Контрольно-надзорные  функции в рамках полномочий, предоставленных  субъектам Российской Федерации  действующим законодательством, могут  осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     В муниципальных районах и городских  округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.