Файл: Тема 6 теория познания в античной философии (2 часа).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 6
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
(2 часа)
Актуальность темы
Процесс познания возникает одновременно с человеком. На основе познания человек осваивает мир и осознает свое место в нем, поэтому процесс познания для человека выступает постоянным переходом от непостижимого к познанному. Познание - один из интересов среди многообразных интересов человека. Античных философов интересовал процесс познания, и они пытались осмыслить и объяснить его со своего уровня знаний — это, с одной стороны, показывает один из ранних этапов развития гносеологии человечества, а с другой стороны, выступает отражением постепенного процесса формирования познания отдельно взятого человека на определенном этапе его жизнедеятельности и уровне знаний.
Цели обучения
Общие цели
уметь дифференцировать интересы познания античных философов. Дает возможность определить особенность становления гносеологии в освоении мира человеком.
Конкретные цели
УМЕТЬ
1) интерпретировать природу и источник знания в философии Сократа;
2) трактовать особенности познания у Платона;
3) анализировать проблемы познания в философии Аристотеля;
4) анализировать противоречия чувственного и логического познания в элейской школе.
Содержание обучения
Граф логической структуры темы см. в приложении 6
Теоретические вопросы к теме
1. Природа и источник знания в философии Сократа. От диалога к диалектике. «Познай самого себя».
2. Вопросы познания в философии Платона. Познание как процесс формирования общих понятий («воспоминание»).
3. Проблемы познания в философии Аристотеля: учение об активности «формы».
4. Элейская школа - противоречие между чувственными и логическими формами познания. Апории Зенона Элейского.
Источники информации
Основная литература:
1. Горлач М.I., Кремень В.Г., Требiн М.П. та iн. Основи філософських знань: підручник / уклад. М.І. Горлач та iн. – К.: Центр учбової літератури, 2008. – 1028 с. – С. 77-80, 361-363.
2. Кислюк К.В. Філософія. Модульний курс. Філософія. Релігієзнавство. Логіка: навч. Посібник / К.В. Кислюк. – Харків: Торсінг плюс, 2009. – 416 с. – С. 32-34, 35.
Дополнительная литература:
1. Бартко А. Н. Тестовые задания по философии и философским проблемам биологии и медицины: учебное пособие / А. Н. Бартко, В. И. Моисеев, Н. А. Саблина. - М.: МГМСУ. Ч. 1. - 2009. - 85 с.
2. Бартко А. Н. Тестовые задания по философии и философским проблемам биологии и медицины: учебное пособие / А. Н. Бартко, В. И. Моисеев, Н. А. Саблина. – М.: МГМСУ. Ч. 2. - 2009. - 107 с.
3. Глиненко Г. В. История философии: учебник / Г. В. Глиненко. - 3 изд. испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 689 с.
4. Причепій Є.М. Філософія: підручник / Є.М. Причепій. – К.: Академвидав, 2007. – 592 с.
5. Философия: учебник / под ред.: В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 812 с.
Интернет-ресурсы:
1. ЭБС ДонНМУ http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/
3. ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
4. Научная электронная библиотека elibrary https://elibrary.ru
5. ЭБС Российского университета дружбы народов http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
6 Цифровая библиотека по философии (философский словарь и библиотека по философии) - http://filosof.historic.ru/
7. Библиотека Гумер - гуманитарные науки. Раздел «Философия» http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
8. ИОС https: distance.dnmu.ru
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения
Тест 1. Одним из поворотов в античной философии есть направление к природе человека. Кто из философов считает, что приобрести знания можно в контакте с другими людьми?
А. Сократ
В. Парменид
С. Демокрит
D. Эмпедокл
Е. Платон
Тест 2. Сократовский тезис «Познай самого себя» является центральным в его гносеологии. Этим тезисом он подчеркивает, что в основе знаний стоит:
А. Диалог людей, полемика
В. Практическая деятельность
С. Знание истины
D. Категории и законы
Е. Принципы и законы
Тест 3. В теории познания Платона формируются общие понятия. Какова общая категория в его учении выступает главной?
А. Идея, как таковая
В. Красота как таковая
С. Знания вообще
D. Умение как такое
Е. Реальность как таковая
Тест 4. В теории познания античности закладываются основы формальной логики. Кто является основателем формальной логики?
А. Аристотель
В. Сократ
С. Платон
D. Демокрит
Е. Эпикур
Тест 5. В элейской школе намечаются противоречия между чувственным и рациональным познанием. Чье учение обнаруживает это противоречие?
А. Зенона Элейского
В. Аристотеля
С. Платона
D. Сократа
Е. Демокрита
Краткие методические указания к работе на семинарском занятии
Форма проведения занятия - семинар. Основой обучения является отработка конкретных целей занятия.
Основной этап занятия – рассмотрение вопросов по теме в виде докладов. Докладчики делают сообщение по выбранным вопросам; содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщения; оппоненты - задают дополнительные вопросы.
После рассмотрения каждого вопроса делаются выводы. Преподаватель анализирует выступления, корректирует и уточняет их, обращает внимание на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний-умений проводится текущий тестовый контроль.
В конце занятия подводятся итоги.
Приложение 6
Граф логической структуры темы «Теория познания в античной философии»
гносеология античной философии
диалог и диалектика Сократа
Познание общих понятий Платона
Учение об активности форм Аристотеля
Апории Зенона Элейского