Файл: Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместе с тем было отмечено, что и внутренние мотивы могут влиять на действие внешних мотивов учения, поскольку лишь формированием внутренних мотивов (мотивов приобретения обобщенных способов действий) широкие социальные мотивы наполняются содержанием, конкретно связанным с учебной деятельностью.
В исследованиях подчеркивается необходимость отражения всех видов содержания образования, всех компонентов учебной деятельности в учебниках и учебных пособиях, рассматривается возможность использования групповых, коллективно-распределенных форм организации работы по совершенствованию учебной деятельности.
В подавляющем большинстве работ внимание фиксируется преимущественно на отдельных компонентах учебной деятельности: содержательных, операционных или мотивационных.
Это не означает, что улучшая тот или иной компонент учебной деятельности, исследователи игнорируют другие, просто они оказываются на периферии и не являются предметом специального рассмотрения. Речь идет не о формировании целостной учебной деятельности, а об обучении студентов какому-либо конкретному виду деятельности, в процессе которого развивается и совершенствуется один из компонентов учебной деятельности. Очевидно, что развитие личности требует создания в процессе обучения единой картины мира, формирования действий и умений как необходимых для овладения содержанием определенного учебного предмета, так и инвариантных, универсальных по отношению к различным учебным предметам.
Формирование учебной деятельности на межпредметной основе особенно значимо для развития мотивов учения, поскольку важно формировать отношение к учебной деятельности как к целостному явлению.
В то же время целесообразно исходить и из того, что даже в том случае, когда учебная деятельность формируется в единстве всех ее компонентов, на основе определенного предметного содержания еще не обеспечивается развитие учебной деятельности как деятельности, направленной на обучение учению.
ВИДЫ МОТИВОВ
Выделяют следующие виды мотивов:
1. Мотив самоутверждения, связанный с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе
, хочет, чтобы его уважали и ценили.
2. Мотив идентификации - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.).
3. Мотив власти - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Этот мотив является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными.
4. Мотив саморазвития - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность, это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Саморазвитие часто сопровождается внутриличностным конфликтом, но не является насилием над собой.
5. Мотив достижения цели - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и вероятность достижения успеха – незначительными. Тогда как индивид, с низким мотивом достижения, при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.
6. Мотив аффилиации - это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Потребность в нем возникает как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Эта потребность строиться в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее.
По направленности и содержанию мотивы классифицируют на:
-
Социальные -
Познавательные -
Профессионально-ценностные -
Эстетические -
Коммуникационные -
Статусно-позиционные -
Традиционно-исторические -
Утилитарно-практические (меркантильные)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данного реферата я поняла, насколько же важную роль играет мотивация в учебном процессе. Без нее в нашей жизни все бы ленились и бросали дело на половине пути. Мы выбираем будущую профессию не в самом осознанном возрасте, и часто сомневаемся – «моё это или нет?». Но мотивация стать образованным высококлассным врачом и помогать людям «берет своё».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/ (05.12.2022г. – дата обращения) - → Электронный ресурс (статья)
2.https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/ponjatija-motiva-i-motivatsii-obuchenija/ (05.12.2022г. – дата обращения) - → Электронный ресурс (статья)
3.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=607953 (05.12.2022г. – дата обращения) - → Электронный ресурс (статья)
4.https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/12/18/referat-na-temu-motivatsiya-obucheniya-na-raznyh (05.12.2022г. – дата обращения) - → Электронный ресурс (статья)