Файл: Реферат "Возможные последствия применения основных стилей поведения в конфликте".docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Кемеровский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России)
Реферат
"Возможные последствия применения основных стилей
поведения в конфликте"
Выполнил: Оликов
Илья Олегович
Проверил: Абрамов Николай Владимирович
Кемерово, 2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……3
1.Основные стили поведения в конфликте………………………………..……4
2.Стратегия использования основных стилей поведения в конфликте….…..9
3.Характеристика основных стилей поведения………………………………12
Заключение…………………………………………………………………..….17
Список литературы……………………………………………………….…….19
Введение
Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Когда человек находится в конфликтном противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.
Относительно общения между людьми стиль — это манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. способ преодоления конфликтного противостояния, решения проблемы, приведшей к конфликту.
1.Основные стили поведения в конфликте
При взаимодействии людей на работе, дома, в транспорте, магазине неизбежно возникают конфликтные ситуации. Каждый человек в конфликтной ситуации предпочитает выбрать ту линию поведения, которая наиболее привычна для него. Но не всегда данный выбор способствует достижению желаемых результатов.
Существует модель, разработанная Кеннетом Томасом и Ральфом Килманном, описывающая пять возможных стилей разрешения конфликтной ситуации. Согласно данной концепции стиль поведения в конфликте определяется степенью заинтересованности удовлетворения собственных интересов или интересов другой стороны.
Если человек склонен к индивидуальным действиям, то это приводит к силовому решению или уклонению от него. Если предпочитает совместные действия, то это ведет к уступкам или к конструктивным решениям. Проявление пассивной реакции направлено на выход из конфликта, а активной - на разрешение конфликта.
Таким образом, существует пять основных шаблонов поведения:
-
принуждение; -
уклонение; -
приспособление, уступчивость; -
компромисс; -
сотрудничество.
Каждый из вышеперечисленных стилей поведения в конфликтных ситуациях может подходить при определенных обстоятельствах в той или иной ситуации. В конфликтной ситуации в начале развертывания самого конфликта оппонентам необходимо выбрать приемлемую для себя форму дальнейшего поведения в сложившейся ситуации, с тем, чтобы в наибольшей степени отстоять свои интересы.
Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации:
1.Принуждение (стиль борьбы или соперничества).
Суть этого стиля состоит в стремлении навязать свою волю и разрешить конфликт с помощью силы (власти, административных санкций, экономического давления и т.п.), не считаясь с интересами оппонента. Данный стиль характерен для ситуаций:
-
Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому. -
Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения.
Несмотря на кажущуюся эффективность использования силового стиля, он обладает существенными недостатками. Ведь силовой стиль, как правило, не устраняет источник конфликта, а лишь заставляет более слабого временно подчиниться. Через какое-то время, особенно при изменении соотношения сил, конфликт может возобновиться. Кроме того, навязанное силой подчинение зачастую бывает внешним, формальным. Побежденный может оказывать скрытое сопротивление, накапливать силы и ждать удобного момента. Победитель же нередко расслабляется, теряет готовность к борьбе, утрачивает ресурсы влияния.
Силовой стиль часто используют руководители по отношению к подчиненным, поскольку по своему статусу они обладают властью и превосходством в ресурсах влияния. В таких случаях обычно появляются отмеченные выше слабости силового стиля, а кроме того, он может вызвать у подчиненных фрустрации, отбить у них всякое желание к проявлению инициативы и активности.
Применяют в случае, если:
-
исход очень важен для человека, и он делает большую ставку на разрешение возникшей проблемы; -
решение необходимо принимать очень быстро; -
характерное чувство, что нет другого выбора и терять нечего; -
нахождение в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
2. Уход от конфликта, избегание конфликтных ситуаций или выход из конфликта.
Данный стиль характерен для ситуаций:
-
Этот стиль рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
-
Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта. -
Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для одной из сторон, тогда она не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение.
Нередко все эти три обстоятельства имеют место одновременно. Однако и при их наличии не всегда возможно уклонение от конфликта, очень часто приходится выбирать стиль поведения, связанный с односторонними уступками.
Применяют в случае, если:
-
затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение; -
чувство нахождения в безнадёжном положении; -
ощущение себя неправым и предчувствие правоты другого человека; -
другая сторона обладает большей властью.
3. Приспособление (к интересам и требованиям оппонента).
Этот стиль конфликтного поведения предполагает необходимость пожертвовать своими интересами в пользу оппонента, выполнить его требования и отказаться от собственных целей. Последовательное использование данного стиля ведет к победе одной стороны. Стиль приспособления нередко приходится применять подчиненным в конфликтах с начальством, а также руководителям низшего звена по отношению к руководителям высшего звена. Данный стиль характерен для ситуаций:
-
Стиль приспособления означает, что одна сторона действует совместно с другой, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для одной стороны и не очень существенен для другой, либо когда одна сторона жертвует собственными интересами в пользу другой.
-
Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.
Приспособление — обычно вынужденный стиль конфликтного поведения. Если оно сопровождается осознанием собственной неправоты в споре, то не имеет негативных организационных последствий. Если же приспособление рассматривается как вынужденное и остается внутреннее несогласие с победителем, то оно имеет для проигравшей стороны примерно такие же негативные последствия, как при силовом стиле. Разница заключается лишь в сохранении ресурсов, которые при силовом стиле затрачиваются на борьбу.
Применяют в случае, если:
-
исход дела важен для одной стороны и не очень существенен для другой; -
другая сторона обладает большей властью; -
необходимое смягчение ситуации; -
важность сохранения отношения, а не отстаивания своих интересов.
4. Компромисс.
Суть этого стиля конфликтного поведения состоит в частичных (до известных пределов) уступках оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны в надежде избежать обострения конфликта, которое чревато большими потерями, чем отдельные уступки. Компромисс — один из самых распространенных стилей конфликтного поведения. Нередко компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или предотвратить его. Данный стиль характерен для ситуаций:
-
Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
-
В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
Применяют в случае, если:
-
устраивает временное решение проблемы; -
уступка в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.
5. Сотрудничество.
Данный стиль конфликтного поведения предполагает совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта. Сотрудничество означает внимательное ознакомление с позицией противоположной стороны, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента, поиск взаимоприемлемых путей и решений и их совместную реализацию. Данный стиль характерен для ситуаций:
-
Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.
-
Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. -
Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.
Сотрудничество наиболее коррелирует с идеалистической стратегией обращения с конфликтом. Оно имеет достаточно широкое распространение в практике руководства.
Применяют в случае, если:
-
решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться; -
у одной стороны хорошие взаимоотношения с другой стороной; -
есть время поработать над возникшей проблемой; -
обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью
2.Стратегия использования основных стилей поведения в конфликте
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой одна сторона желает удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Стратегию «принуждение» рекомендуется использовать:
-
в том случае, если Вы, обладая неопределенной властью, уверены в правильности своего решения данной ситуации;