Файл: Программа комплексного психологопедагогического сопровождения ребенка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуально-ориентированная программа
комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка
(с нарушением зрения)
Составитель:
Волосатова К. П.
Архангельск
2023
Фамилия, имя ребенка | Иванов Иван Иванович | |
Дата рождения | 5 лет | |
Срок реализации ИОП | Январь | |
Группа | Старшая группа комбинированной направленности | |
Режим пребывания | Группа полного дня | |
Группа здоровья | IV | |
Сопровождение тьютера | нуждается | |
Сведения об инвалидности | Инвалидность: ребенок-инвалид | |
Педагоги и специалисты | ||
Воспитатели | Логинова К. П., Щукина Л. Д. | |
Учитель-дефектолог | Волосатова К. П. | |
Учитель-логопед | Бастрова Е. Н. | |
Педагог-психолог | Николаева З. М. | |
Музыкальный руководитель | Тихомирова А. Г. | |
Инструктор по физической культуре | Долина Р. А. |
Расписание коррекционно-развивающих занятий со специалистами
на январь 2023 год.
День недели | Специалисты | Время |
Понедельник | Дефектолог Логопед | 11.00-11.30 17.35-17.55 |
Вторник | Дефектолог Логопед | 09.00-09.30 10.25-10.55 |
Среда | Дефектолог Логопед Психолог | 11.00-11.30 15.30-15.45 15.00-15.30 16.40-17.10 |
Четверг | Дефектолог Логопед | 09.00-09.30 10.25-20-55 |
Пятница | Дефектолог | 15.00-15.30 |
В результате психолого-педагогического обследования у ребенка выявлены следующие особенности развития:
Психологическая характеристика: достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя. Проявляет интерес к заданиям, но действует не всегда целенаправленно. Не всегда может найти и исправить ошибку. Помощь взрослого принимает (совместное выполнение, направляющая.) Перенос сформированного навыка на аналогичный материал затруднён. Скорость обучения снижена. Мотивация к познавательной деятельности выражена хорошо.
Развитие мелкой моторики – ниже среднего уровня.
Внимание неустойчивое, концентрация снижена, переключение затруднено. Развитие произвольного внимания ниже среднего уровня.
Развитие слухоречевой кратковременной памяти – средний уровень; зрительной - из-за особенностей развития обследование – невозможно. Преобладающий вид памяти - слуховая
Представления о цвете - сформированы до появления слепоты;
Представления о форме, величине недостаточно сформированы (путает прямоугольник, овал),
Ориентировка в пространстве и на листе бумаги затруднена. Представление о временных соотношениях (дольше, короче, быстрее, медленнее) недостаточно сформированы. Времена года называет. Части суток - день, ночь. Способность воспринимать и удерживать словесную инструкцию взрослого и следовать ей сформирована недостаточно.
Развитие восприятия – слухового средний уровень, пространственного – низкий уровень. Испытывает незначительные затруднения, обобщая предметы. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.
Развитие наглядно-действенного мышления соответствует возрастной норме; наглядно-образного мышления – ниже среднего уровня. Уровень тревожности в норме; излишней погруженности в себя не наблюдается; гиперактивность не проявляет; двигательная координация нарушена в связи с тотальной слепотой, упрямство не проявляет, устойчивость собственного мнения не выражена; адаптивные способности в пределах нормы.
Чаще проявляет положительные эмоции. В коллективе сверстников заинтересован в общении и взаимодействии с другими детьми в группе, активен. С педагогами взаимодействие устанавливает хорошо. Принимает правила поведения в группе, но не всегда им следует. Особенности детско-родительских отношений благоприятные.
Заключение. Уровень актуального развития ниже средневозрастной нормы. Эмоционально-волевая регуляция деятельности сформирована достаточно.
Характеристика речевого развития
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Артикуляционная моторика развита недостаточно. Язык с укороченной подъязычной связкой. Отсутствие верхних резцов. Необходима санация. Отмечается ограничение объёма мимических движений, недостаточная их точность.
Дыхание ротовое, наблюдается отдышка, выдох слабый. Голосовые функции просодическая сторона сформированы на элементарном уровне.
Звукопроизношение нарушено. Ротацизм горловой.
Фонематическое восприятие: формировано недостаточно. Допускает ошибки при воспроизведении слоговых рядов (па-ба – ба-ба). Повторять другие слоговые ряды с оппозиционными звуками отказался. Первый гласный звук в слове не определяет.
Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Отказался называть детенышей животных, кроме зайца. На ощупь определил игрушки с животными, назвал белку, лягушку, медведя.
Состояние словаря сформировано недостаточно. Обращенную речь понимает. Обобщающие понятия сформированы частично: называет «овощи», «фрукты». Не знает геометрические фигуры прямоугольник, овал. Называет части головы (щёки, уши, глаза, брови, лоб). Называет действия (жмешь бумагу, стучишь, свистишь, звенишь). Знает антоним прилагательного большой – маленький.
Связная речь: пересказ рассказа на слух самостоятельно составить не смог. На вопросы отвечает односложно. Симптоматика заикания не выражена.
Логопедическое заключение: Недоразвитие речи системного характера III уровня речевого развития. Дизартрия
Индивидуальный образовательный маршрут дефектологического сопровождения Цель: оказание комплексной помощи – организация специальной образовательной среды и социума для ребенка-инвалида; формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов; обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности Ответственные: Учитель - дефектолог: | |||
Период | Направление | Задачи | Содержание (примерный перечень игр, упражнений, материалов) |
Январь 4. «С чего начинается Родина? – Я житель Севера». (обследование). Февраль. 1. «С чего начинается Родина? – Наша родина – Россия!» 2. «Русь – матушка!» -знакомство с народной культурой и традициями России, народными промыслами 3. «Защитники Руси!». 23 февраля – День защитника Отечества. 4. «Русь – матушка!» - народное устное и художественное творчество - народные игры – забавы, песенное творчество. | Ориентировка в пространстве - Ориентировка в замкнутом (помещения группы, детского сада) и открытом (участки и территория детского сада, ближайшая улица) пространстве - Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов» - Ориентировка в пространстве с помощью сохранных анализаторов. - Ориентировка в пространстве в процессе передвижения. - Ориентировка в микропространсве ------------------------ Развитие полисенсорного восприятия | - Развивать умение самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам дефектолога, логопеда, в музыкальный и физкультурный залы и т.д. - Самостоятельно ориентироваться на всей территории детского сада и ближайшей улице, находить дорогу до участков других групп, до спортивной площадки, до ворот детского сада. - Обозначать в речи свой путь до различных помещений детского сада, до своего участка, до участков других групп, до ворот детского сада. - Формировать умение выделять парно противоположные направления окружающего пространства (направо - налево, вперед - назад, вверх - вниз) с точкой отсчета «от себя». - Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между самими предметами. - Обогащать пространственное воображение: учить мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет. - Учить определять направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов, например, заводной игрушки. - Формировать умение ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа тетради, альбома, книги, фланелеграфа, стола, доски). - формировать представление о временах года, частей суток, днях неделях --------------------------------------------------------------------- Форма: - Формировать умение дифференцировать и называть объёмные и плоские геометрические фигуры. - Группировать по форме объёмные и плоские фигуры, соотносить объёмные фигуры и предметы с их плоскостным изображением (развёртка). Величина: - Сопоставление предметов разной величины, локализация одинаковых по величине объектов из множества в малом и большом пространстве. - Классификация предметов разной величины по заданному параметру. - Развитие внимания, памяти, комбинаторных и аналитических способностей с опорой на представление о величине. - Знакомство с числами (цифрами)в пределах 5-ти. Умение соотносить число с количеством. | Имитация вербальных (произносительных) движений. «Открой рот», «Покажи язык», и т.п. Игры и упражнения - Лови да бросай — слова называй», «Дай» «Где мяч?», «Иди сюда», «Похлопай», «Встань», «Подними», Имитация основных движений, действий с предметами. Массажные активизирующие движения кистей и пальцев рук; Узнавание на ощупь различных фактур предметов; Пальчиковая гимнастика; Активизация пассивных и активных движений пальцев рук; Упражнения с волчками, мозаикой, Су-Джоком, сухом бассейне и т.д. Пальчиковое рисование. Упражнения – подражания. Танцевальные движения Упражнения на массажных ковриках. Привлечение внимания к звучащему предмету («Что звучало»); определение направления звука («Откуда звук?»); различение звучания шумов, муз, инструментов, голосов Д/И «Сравни и опиши расположение игрушек на Упражнение «Расскажи, как расположены части твоего тела»; «Назови направления "от себя"»; «С какой стороны от тебя расположены игрушки?»; «Расскажи, как идти от кабинета тифлопедагога до группы» и т ---------------------------------------------- Куб, шар, эллипсоид, параллелепипед, конус, цилиндр, пирамида; круг, квадрат, эллипс, треугольник, ромб, прямоугольник, шестиугольник и др. Геометрические фигуры. Выкладывание контуры геометрических фигур из ниток, палочек, пластилина, рисовать с помощью трафаретов. ДИ «Чем отличается», «Сравни предметы», контурные изображения («Предметы и их изображения»; «Предмет и его контур, силуэт»). Набор деревянных цифр, плоскостных цифр. Счетный материал. |
Март 1. «8 марта – Международный женский день» 2. Весна. День рождения весны. 3. «Весна в искусстве» (в музыке, в живописи, в поэзии, в литературе). 4 «Весеннее настроение» (мир эмоций) 27 марта – международный день театра». Апрель 1. «Планета Земля. Космос». «2 апреля – Международный день детской книги». «12 апреля – День космонавтики». 2. «Быть здоровыми хотим» 7 апреля – Всемирный день здоровья. 3. «Весна в городе, весна в жизни человека». (комнатные растения). 4. Труд в жизни человека» (профессии) Май 1. День Победы. 2. Весна шагает по планете!» (середина весны, поздняя весна – признаки, изменения в природе и в жизни человека) 3. «Весна шагает по планете!». «Полевые и садовые цветы, насекомые». (середина весны, поздняя весна – признаки, изменения в природе и в жизни человека)». 4. «На пороге лета!» Май 3-4 неделя - диагностика | Тифлографика - Развитие осязательно-двигательного анализатора. - Восприятие рельефного изображения. - Воспроизведение рельефного изображения. Социальная адаптация - Предметные представления. - Социально-бытовая ориентировка. - Самопознание и коммуникативная деятельность. | - Захват и одновременное удержание двух предметов двумя руками, - Закрепление умений и навыков по развитию осязательных ощущений и включение их в активную поисковую и практическую деятельность. - Самостоятельное узнавание рельефных изображений, выполненных аппликационно и контурно. - Продолжать формировать понимание о назначении окружающих предметов - Рисование геометрических форм по внутренние и внешние трафареты. - Формировать представления о том, что количество предметов не меняется независимо от их расположения, от их размера - Обследование предметов с опорой на все сохранные анализаторы - Характеристика предмета по основным признакам, его назначение, использование, хранение. - Установление связи между назначением, строением и материалом, из которого сделаны предметы. - Группировка предметов по разным признакам - Использование бытовой техники и приборов, техника безопасности. - Продолжать знакомство с профессиями людей (врач, продавец, повар и т.д.). - Расширить сведения о видах транспорта (наземный, водный, воздушный), познакомить с группировкой по назначению (пассажирский, грузовой, специальный). - Познакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками. - Работа с различными видами застёжек и пряжек, развязывание и завязывание узелков, бантиков, застёгивание пуговиц. Уход за одеждой и обувью, самостоятельное определение вида одежды и обуви и их назначения. - Учить понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность, дисциплинированность). Определять эмоциональное состояние собеседника по интонациям голоса, походке. - Формировать умение выполнять простые инструкции. - Обучать адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства, используя тактильное и слуховое восприятие. - Развитие артикуляционной моторики. - Формирование правильного звукопроизношения – - Формирование длительного выдоха. - Расширение словарного запаса по темам недели - Закреплять знания о своем имени, фамилии, домашнем адресе, возрасте. - Развитие умения запоминать на слух 5 - 7 несвязанных друг с другом предметов. Развитие слухоречевой памяти. | Оперирование предметами по заданию педагога (например, чашка и блюдце, мыло и мыльница). Д/и «Найди в группе предметы такой формы, как предъявленная фигура»; «Подбери для каждого предмета свой домик». Аппликация по теме недели Игра «Озорные карандаши» Соотношение простейшие реальных предметов с их моделями Трафареты. «Найди предмет с такой же поверхностью, как эта»; «Выбери деревянные (металлические, пластмассовые и т. д.) Дыхательные и артикуляционные упражнения Определение направления звука; Дифференциация неречевых и речевых звуков; называние слов на заданный звук («Найди игрушку с заданным звуком»); интонационное выделение звуков. Использование в играх кукол БИ-БА-БО, настольного театра. пальчикового Игрушки. Трафареты». Д/и «Отгадай, что это», «Назови детеныша», «Один – много», «Большой – маленький», Работа со счетным материалом. «Найди в комнате много одинаковых предметов» Д/и «Принеси несколько предметов», «Покажи несколько предметов», «Блоки Дьенеша», «Цвет и форма», «Геометрическое лото», «Сравни и подбери», «Палочки Кюизенер», «Сравниваем противоположности», «Куда укатился мяч», «Куда спрятался мишка», «Режим дня» Упражнения: Мимика: грусть, отвращение, заинтересованность, гордость. Жесты: отдай, не покажу, возьми. Этюды: примерка платья, пошёл дождь, меня ругают, испугался, встретил друга. Подражание: свинья, лисица, ворона. |
На занятиях применяются: мультимедийные технологии: прослушивание аудиосказок, песен, звуков природы, звуков, издаваемых животными и птицами; логоритмические упражнения; подвижные музыкальные физминутки; электронные образовательные ресурсы. традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, су-Джок терапия; пескотерапия, музыкотерапия, сказкотерапиюя, мнемотехника, биоэнергопластика, цветотерапия, психогимнастик, релаксация Использование специальных методических пособий и дидактических материалов. Материалы и пособия для коррекционно-педагогической работы состоят из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной текстуры).Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира. Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).. Материалы и пособия изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними. В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий). |
Индивидуально-образовательный маршрут психологического сопровождения
Цель: сохранение и развитие психологического здоровья через реализацию индивидуально-дифференцированного подхода; формирование знаний и умений, способствующих социальной ориентации и адаптации, а также повышению уровня общего развития.
Ответственный: педагог-психолог
Дата | Направление коррекционно-развивающей работы | Задача | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Февраль - диагностика | |||
| | | |
| Определить уровень развития ребёнка на середину 2020-2021 учебного года. | Оценить уровень развития мышления и воображения ребёнка, умения точно выполнить задание. Оценить уровень развития тонкой моторики пальцев рук, Диагностика осязательного восприятия, слуховой кратковременной памяти, и отсроченного воспроизведения. | 1. «10 слов Лурия» 2.«4-ый лишний 3.Тактильные ладошки 4. «Что в мешочке?» |
| Определить уровень развития ребёнка на середину 2020-2021 учебного года. | Изучить самооценку ребёнка, выявить умения ориентироваться. Изучение способности к обобщению. Диагностика уровня развития внимания Диагностика слухового восприятия | 1. «Исключение лишнего» 2. «Нельзя сказать» 3. Методика «Воспроизведение ритмов по слуховому образцу» |
| Развитие познавательной и когнитивной сферы Развитие эмоционально-волевой сферы | Формировать отношение к величине, как к значимому признаку. Развитие и гармонизация эмоциональной сферы. | Игра «Какое слово нужно исключить» Игра «Путешествие в страну чувств» |
| Развитие коммуникативной сферы, воображения, внимание, познавательной сферы, эмоционально-волевой сфера | Развить воображение, внимание, мышление Развитие эмоционально-волевой сферы | Д/и. Эмоция «Удивление» Игра «Мне нравится в себе» |
Март | |||
| Развитие высших психических функций Развитие эмоционально-волевой сферы | Выделение лишнего признака. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | Геометрическая фигура круг. Игра «Прими решение!» |
| Развитие познавательной сферы Развитие эмоционально-волевой сферы | Развитие произвольного внимания Развитие произвольного внимания, слухового восприятия. | Игра «Гимнастика внимания» Игра «Слово заблудилось» |
| Развитие коммуникативной сферы, Развитие эмоционально-волевой сферы | Формирование у ребёнка целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях. Научить контролировать свои движения и работать по инструкции Стимулирование моторного и эмоционального самовыражения | Игра: «Горячо-холодно» Игра «Пантомимические этюды» Психогимнастика «Пчелка» |
| Развитие коммуникативной сферы, воображения, внимание, познавательной сферы, эмоционально-волевой сфера | Развивать вербальное и невербальное общение, распознавание эмоциональных проявлений по различным признакам. Развивать умение понимать и выражать чувства | Игра «Узнай мои эмоции» «Игра «Мама и папа собираются па работу».» Эмоция «Радость |
Апрель | |||
| Развивать обобщающие понятия Развитие коммуникативной сферы | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развивать умение понимать и выражать чувства | Игра «Ласковый мелок». Игра «Скажи фразу» Эмоция «Грусть» |
| Диагностическое обследования на конец 2020-2021 учебного года. | Оценить уровень развития мышления и воображения ребёнка, умения точно выполнить задание. Оценить уровень развития тонкой моторики пальцев рук, Диагностика осязательного восприятия, слуховой кратковременной памяти, и отсроченного воспроизведения. | 1. «10 слов Лурия» 2.«4-ый лишний 3.Тактильные ладошки 4. «Что в мешочке?» |
| Диагностическое обследования на конец 2020-2021 учебного года. | Изучить самооценку ребёнка, выявить умения ориентироваться. Изучение способности к обобщению. Диагностика уровня развития внимания Диагностика слухового восприятия | 1. «Исключение лишнего» 2. «Нельзя сказать» 3. Методика «Воспроизведение ритмов по слуховому образцу» |
| | Май | |
| Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие познавательной и коммуникативной сферы | Развивать внимательность и умения описывать то, что видел. Развивать внимание, умение сосредоточиться на одном предмете, быстроту мышления Развитие концентрации внимания. | Игра «Опиши друга» Игра «Съедобное-несъедобное» Игра-упражнение «Сравни предметы». |
| Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие коммуникативной сферы | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развить умение мимику и жесты | Сказкотерапия Игра «Разговор через стекло» Эмоция «Радость» |
| Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие коммуникативной сферы | Развитие осязательной памяти Развитие слуховой памяти. | Игротерапия Игра «Запахи и звуки» Игра «Загадки» |