Файл: Практическое задание 3, Модуль Организация логопедической помощи слушатель Задворная Габриела Геннадьевна Преподаватель Минеева Оксана Александровна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Логопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС (340) new
Дисциплина: Основы логопедии
Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической помощи
Выполнил:
слушатель Задворная Габриела Геннадьевна
Преподаватель:
Минеева Оксана Александровна
г. Москва – 2023
Задание 1.
Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:
- для обследования какого компонента речи оно используется,
- какова цель задания.
Для удобства ответа заполните таблицу:
№ п/п | Содержание задания | Обследуемый компонент речи | Цель |
1. | Логопед предлагает ребенку прослушать слова и определить, какой звук в слове стоит на первом (последнем) месте | Фонематический | Обследование состояния фонематического анализа |
Таблица для заполнения
№ п/п | Содержание задания | Обследуемый компонент речи | Цель |
1. | Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово | Фонематический | Обследование состояния фонематического анализа |
2. | Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ. | Формирование связной речи | Научиться создавать рассказ по серии картинок |
3. | Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку: — кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко) — свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко) — коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко) — корова — теленок му (низко) му (высоко) | Сформированность фонематического слуха | Определение силы, тембра, высоты голоса |
4. | Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п. | Определение состояния артикуляционной моторики | Оценить анатомическое строение артикуляционного аппарата |
Задание 2.
Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:
Образец
№ п/п | Параметры | Содержание |
1. | Речевое нарушение, определение | Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата |
2. | Виды (формы) | Функциональная: - Акустико-фонематическая - Артикуляторно-фонематическая - Артикуляторно-фонетическая Органическая |
3. | Причины возникновения | · Причины функциональной дислалии: · 1. Социальные факторы: подражание неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), билингвизм в семье, педагогическая запущенность. · 2. Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД). · Причины органической дислалии: 1. Короткая уздечка языка или верхней губы 2. Макро- или микроглоссия 3. Неправильным прикусом 4. Аномалии, деформация зубного ряда 5. Высокое узкое (готическое) или низкое плоское нёбо |
4. | Механизм возникновения | - Несформированность фонематического слуха - Несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков - Неверное усвоение артикуляционной позиции - Дефекты строения артикуляционного аппарата |
5. | Симптоматика | Замены, смешения, искажения звуков |
6. | Направления логопедической работы | 1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. 2. Развития подвижности органов периферического речевого аппарата (артикуляционной моторики). 3. Формирование произносительных умений и навыков (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). |
Таблица для заполнения
№ п/п | Параметры | Содержание |
1. | Речевое нарушение | Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; |
2. | Виды (формы) | Моторная Сенсорная |
3. | Причины возникновения | билатеральные повреждения коры головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни. |
4. | Механизм возникновения | Речевое недоразвитие из-за патологии сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией) Патология некоторых сторон психической деятельности Несформированность языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний |
5. | Симптоматика | Отсутствие речи Разные замены одного и того же звука Неадекватное использование слов из-за непонимания их значения Ребенок слышит, но не понимает обращенную к нему речь Нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора |
6. | Направления логопедической работы | Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Формирование связной речи, автоматизация грамматических структур. Воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур. |
Задание 3.
Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.
№ аудиофайла | Вид речевого нарушения | Обоснование |
№ 1 | Заикание | Нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в остановках в момент высказывания, а так же повторениях отдельных слогов или зуков. |
№ 2 | Ринолария | Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь], кроме того [м] меняется на [б], а [н] на [д]. Данная преграда устраняется с помощью операции |
№ 3 | Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. |
Задание 4.
Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:
Дети с нарушением зрения | Дети с умственной отсталостью | Дети с ДЦП |
1. Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий 2.Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов); 3.Развитие зрительно-двигательной координации; 4.Развитие слухового внимания; 5. Развитие зрительно-познавательной активности; 6. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова); 7. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи). | 1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности 2.Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. 3. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики 4. Развитие ритма. 5. Развитие речевого дыхания и голоса. 6.Развитие артикуляторной моторики. 7. Развитие слухового восприятия и внимания. 8. Развитие фонетико-фонематической стороны речи. 9. Коррекция звукопроизносительной стороны речи 10. Развитие лексики. 11. Формирование грамматического строя речи 12 Развитие связной речи | 1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; 2. Развитие речевого дыхания и голоса; 3. Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи; 4. Развитие зрительного и слухового восприятия; 5. Развитие эмоциональных реакций; 6. Развитие функций кистей и пальцев рук; 7. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи. 8. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи; 9. Развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания. |