Файл: Урок. Тип урока изучение, первичная проверка и закрепление новых знаний. Вид урока комбинированный урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНКУРЕНЦИЯ. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.
Организационная форма занятия: урок.
Тип урока: изучение, первичная проверка и закрепление новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый.
Оборудование: таблица «типы рыночных структур», компьютер, проектор, презентация.
Изучаемые понятия и термины: конкурентоспособность фирмы, конкурентные преимущества, совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Цели (на уровне учебных действий):
-
определять понятие конкурентоспособности фирмы; -
формулировать основные факторы формирования конкурентных преимуществ; -
объяснять основные критерии типологии рыночных структур; -
воспроизводить по памяти определения понятий «монополия», «монополистическая конкуренция», «олигополия», «совершенная конкуренция»; -
перечислять и анализировать характерные черты каждого типа рыночной структуры; -
опознавать типы рынков по числу продавцов и характеру их взаимодействия на рынке.
Задачи:
-
показать роль и значение конкуренции в развитии национальной экономики и различие между типами рыночных структур; -
уметь определять типы рыночных структур по критериям: количество фирм на рынке данного товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической информации; -
формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы; -
развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей.
План:
1. Понятие рыночной конкуренции.
2. Условия возникновения конкуренции.
3. Функции конкуренции в рыночной экономике.
4. Виды несовершенной конкуренции.
5. Совершенная конкуренция и ее признаки.
Ход занятия
«Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже»
Поговорка
Там, где нет конкуренции, там нет предмета для экономического анализа.
Джон Стюарт Милль
-
Организационный момент.
приветствие;
проверка посещаемости.
-
Проверка домашнего задания.
-
анализ статистических данных о минимальном размере оплаты труда (МРОТ) в России и в зарубежных странах за последние 5 лет (презентация подготовленных данных); -
особенности регулирование труда работников в возрасте до 18 лет (по прочтенной главе 42 Трудового кодекса РФ.
-
Актуализация опорных знаний в формате устного опроса (понятия рынок, конкуренция, менеджмент, маркетинг). Мотивация. Постановка задач.
Что означает, на ваш взгляд, слово «конкуренция», «конкурентный рынок»? Ответы: состязание, соревнование, соперничество, борьба. (Слайд №3-4)
Учитель:
Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг (или между потребителями за товар в условиях дефицита).
За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.
Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Вопрос к учащимся: Существовало ли это понятие при командной (административной) экономике, имело ли оно большое значение в развитии производства?
Возможный ответ: Нет, так как не было свободы выбора ни у производителей, ни у потребителей. Это была плановая экономика.
Учитель: Конкуренция - неотъемлемая черта рыночной экономики. В переводе с латинского означает «сбегаться», «сталкиваться». Конкуренция – это свободное экономическое соперничество между фирмами за деньги покупателя. (Слайд №5)
-
Изучение нового материала.
Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. В гл. 7 нами были изучены основы маркетинговой деятельности фирмы, направленной на повышение её конкурентоспособности, которые наряду с сегментацией рынка включают анализ конкурентов.
«Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкуренцию, какими должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей».
автор теории конкурентных преимуществ М. Портер
Важнейшим критерием классификации рынков является механизм их функционирования, в соответствии с которым выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Ключевым признаком, разделяющим рынки на совершенную и несовершенную конкуренцию, является влияние на цену, оказываемое одним из рыночных субъектов. Если ни один из участников рыночного обмена не способен оказать сколько-нибудь существенного влияния на цену товара, то такой рынок называют совершенно конкурентным, а такие фирмы — прайс-тэйкерами (от англ. price — цена, take — брать, принимать). Если хотя бы один субъект способен заметно влиять на цену, то такой рынок характеризуется несовершенной конкуренцией. Фирмы, влияющие на рыночную цену, называют прайс-мэйкерами (make — делать).
В условиях экономической свободы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты своих действий, если ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение (потеря собственности) долго ждать себя не заставит. Таким образом, конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, которая заставляет субъектов рынка действовать наиболее рационально. В этом смысле конкуренция объективна, значит, закономерна. Экономической причиной конкуренции является ограниченность ресурсов, порождающая соперничество за право их использования для наивысшего уровня собственного благосостояния.
Конкуренция (от лат. сoncurrere – сбегаться, сталкиваться) представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг.
В целом конкуренция – двигатель экономического прогресса:
-
Она мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества и повышение качества продукции и вынуждает каждого субъекта хозяйствования напрягать все усилия в поисках новых способов производства, сервиса, качества, снижения издержек, создания прочной репутации у потребителей. Результат этого – эффективное развитие производительных сил общества. -
Конкуренция создает благоприятные условия для потребителей, предоставляя им возможность через свои покупательские предпочтения влиять на качество и цену товаров и услуг.
В зависимости от способа поведения фирм на рынке конкуренция проявляется в виде 2 основных методов конкурентной борьбы:
-
ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и соответственно снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция также возможна без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. -
неценовая конкуренция – борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи. Например, повышение технического уровня и новизны товара, качества, ассортимента и условий продажи. Например, повышение технического уровня и новизны товара, послепродажное техническое обслуживание, продажа в кредит, реклама.
Развитие товарного производства обусловило изменение форм конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок. Важнейший критерий классификации рынков является механизм их функционирования, и выделяют рынки конкуренций:
-
Совершенная; -
Несовершенная. (Слайд №6)
И прежде, чем начать говорить о разных типах рыночных структур, я предлагаю вам начертить таблицу, которую по мере обсуждения вы будете заполнять.
Характеристики для сравнения | Тип рынка | |||
монополия | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | олигополия | |
Количество продавцов | | | | |
Контроль над ценами | | | | |
Барьеры рынка | | | | |
Степень однородности товара | | | | |
примеры | | | | |
Пример заполненной таблицы
Совершенная конкуренция – это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. (Слайд №10)
Отличительные черты совершенно-конкурентного рынка:
-
число фирм на рынке очень большое; -
продукция конкурирующих между собой фирм однородна (стандартизирована); больших различий в уровне качества нет; -
контроль над ценами отсутствует, поскольку каждая фирма производит незначительную часть общего объема производства. Цена стихийно формируется рынком, а производителю остается только «согласится» с ценой. Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят; установить цену ниже рыночной невыгодно, так как уменьшится прибыль фирмы; -
условия вступления или выхода из отрасли легкие, нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений;
Черты чистой (совершенной конкуренции) сегодня характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Примером такого рынка является рынок зерна, мировые цены на которое устанавливаются на Чикагской зерновой бирже.
Монополистическая конкуренция, олигополия и абсолютная (чистая) монополия отличаются несовершенством конкуренции.
Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.
Монополистической считается конкуренция, если:
-
число производителей и продавцов относительно большое, но оно на несколько порядков меньше количества фирм в условиях чистой конкуренции; -
фирм достаточно много, поэтому доля каждой в общем объеме рынка невелика; -
контроль каждой фирмы над ценой небольшой, он ограничен; -
производится дифференцированная продукция. Дифференциация проявляется:
4.1. по качеству (функциональные параметры, материалы, отдельные детали, дизайн, исполнение, надежность работы и т.д.);
4.2. по условиям продажи (качество и скорость обслуживания, сервис);
4.3. по размещению продукта и степени его доступности покупателям (местоположение магазина или торгового центра, время работы и др.);
4.4. мнимые различия (применение различной упаковки, использование известных торговых знаков, реклама);
5. ценовая и неценовая конкуренция;
6. относительная легкость вступления фирм в отрасль.
Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле и легкой промышленности. (Слайд №10)
Олигополия (дословно – «несколько продавцов») отличается тем, что:
-
на рынке доминирует относительное малое число крупных фирм; -
производимые продукты могут быть стандартизированными (сырье, материалы, машины и оборудование), а дифференцированы (потребительские товары); -
степень контроля над ценой высока ( тайный сговор или скрытое соглашение между олигопольными фирмами о фиксации цен, разделении рынка);
Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышленности. (Слайд №11)
Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:
-
выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара; -
товар является особым и не имеет близких заменителей; -
монополия полностью закрыта для ввода в отрасль новых фирм (блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами); -
неценовая конкуренция не ведется.