Файл: Программа утверждена приказом 207П от 31. 03. 2023 года Городской округ Архангельской области Город Коряжма Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа 5 г. Коряжмы".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Программа утверждена приказом №207/П от 31.03.2023 года
Городской округ Архангельской области «Город Коряжма»
Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5 г. Коряжмы"
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
для организаций отдыха детей и их оздоровления
«КРУТО ТЫ ПОПАЛ НА ТВ»
Срок реализации программы 01.06 - 27.06.2023г.
Разработчики программы:
Сухих Е.В., начальник лагеря
Пупкова Н.М., педагог-организатор
Кокорина Л.С. педагог-организатор
Борисова М.В., заместитель директора по УВР г. Коряжма 2023 год

2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
4
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
8 1.1.
Цель и задачи воспитания
8 1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
9 1.3.
Основные направления воспитания
10 1.4.
Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
10 1.5. Предположительные результаты
11
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13 2.1.
Модуль «Будущее России»
14 2.2.
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
15 2.3.
Модуль «Отрядная работа»
15 2.4.
Модуль «Самоуправление»
16 2.5.
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
17 2.6.
Модуль «Дополнительное образование»
17 2.7.
Модуль «Здоровый образ жизни»
18 2.8.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
18 2.9.
Модуль «Профилактика и безопасность»
19 2.10.
Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
20 2.11.
Модуль «Работа с родителями»
20 2.12.
Модуль «Экскурсии и походы»
20 2.13.
Модуль «Цифровая среда воспитания»
21 2.14.
Модуль «Социальное партнерство»
21

3
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22 3.1.
Особенности организации воспитательной деятельности
22 3.2. План реализации программы
22 3.3.
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
24
Приложения
27-
33

4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее

Программа воспитания, Программа) подготовлена МОУ «СОШ №5 г. Коряжмы» на основе
Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
-
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
-
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
-
Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
-
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
-
Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в
Российской Федерации».
-
Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.
-
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996- р).
-
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
-
Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
-
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
(утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
-
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к
организациям
отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно- правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и
(или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в


5 каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Ценности
Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности
человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания. Ценность
знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания. Ценность
труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности
культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания. Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
Каникулы занимают значительную часть свободного времени обучающихся. Каждый школьник с нетерпением ждет летних каникул, когда не нужно думать об уроках, школьной форме, домашних заданиях и отметках, чтобы свободно проводить время. Ежегодно родителям и педагогам необходимо продумать и организовать каникулярное время так, чтобы отдых ребенка был направлен на оздоровление, расширение кругозора, удовлетворение интересов детей и знакомство с новыми друзьями.
В течение учебного года у детей копится психологическое напряжение, которое они могут снять в ДОЛ, по-другому посмотреть на мир вокруг себя и увидеть, много удивительного рядом.
С этой целью, ежегодно на территории Российской Федерации организуют свою работу детские лагеря разного типа. На базе МОУ «СОШ №5 г. Коряжмы» ежегодно функционирует летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием для детей и подростков в возрасте от
6,5 до 17 лет.
Анализ работы летнего лагеря с дневным пребыванием прошлых лет показал, что для детей и подростков были созданы все условия для организованного и безопасного отдыха, оздоровления и занятости: продуман режим дня, подобраны разнообразные формы организации досуга и направления деятельности, материально-техническое обеспечение, выбрана игровая модель построения лагерной смены. Анкетирование детей и родителей показало удовлетворённость жизнедеятельностью детского лагеря, условиями сохранения здоровья детей в летний период времени, родители положительно оценили работу педагогического коллектива по сохранению как физического, так и психического и эмоционального здоровья детей.
В 2022-2023 учебном году в программе детского лагеря с дневным пребыванием при
МОУ «СОШ №5 г. Коряжмы» обобщён и представлен многолетний опыт работы нашей школы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период.
Актуальность программы


6
Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Проанализировав работу ДОЛ в 2021-
2022 учебного гада, коллектив учителей и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить название и правила. В этом году детей ждет увлекательное путешествие в мир ТВ-шоу. Какой ребёнок, просматривая по телевизору всевозможные телевизионные программы, конкурсы, не мечтает оказаться на месте участников, чтобы ощутить радость и волнение от удач, побед и всеобщего внимания? Побывав участником различных ТВ-шоу и игр в детском образовательно-оздоровительном лагере, дети осознают важное – они приобрели хороших друзей, научились жить в коллективе, через игру узнали много нового и интересного. Наш педагогический коллектив готов встретить ребят и увлечь их нашей игровой программой
«КРУТО ТЫ ПОПАЛ НА ТВ».
Программа по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в условиях лагеря. По продолжительности – краткосрочная, реализуется в течение 1 лагерной смены.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из разных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья, этнокультурной принадлежности.
Целесообразность использования игровой модели построения смены обусловлена возрастными и психологическими особенностями детей, так как основная масса детей – это дети дошкольного и младшего школьного возраста. В игровой модели смены складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми. Дети находятся в том же помещении и работают с теми же педагогами, что и в течение учебного года. Введение участников смены в игровую ситуацию позволяет расширить возможность удовлетворения потребности коммуникативной, творческой и физической деятельности.
Все направления данной программы соответствуют ведущим направлениям дополнительного образования: физкультурно-спортивное, художественное, техническое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, естественнонаучное. Большое внимание уделяется оздоровительно-профилактическому направлению, развитию и сохранению традиций лагеря, кружковой деятельности.
С целью успешной адаптации и социализации детей и подростков на протяжении всей лагерной смены осуществляется психолого-педагогическое сопровождение педагогом- психологом.
Пользуясь удачным опытом прошлого года, а именносоздание профильных отрядов, в этом году также запланированы в соответствии с интересами детей, их возрастными и физиологическими особенностями и способностями, состоянием здоровья, следующие отряды: отряд детей дошкольного возраста, волонтёрский отряд (5-8 классы), краеведческий отряд (5-8 класс). Деятельность каждого профильного отряда осуществляется по общему плану лагеря. В режиме дня для каждого профильного отряда отводится 2-2,5 часа для работы по профилю. В течение всей смены каждый профильный отряд реализует цели и задачи лагеря и профильного направления, а в конце смены представляют результаты своей деятельности в форме защиты проекта по своему профильному направлению. Кроме этого, в ДОЛ продолжит работу профильный отряд краеведческой направленности, который занимается по особой программе
«МИР НАИЗНАНКУ». (Приложение № 2)
Указом Президента России Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Основное направление деятельности этого года - наставничество. При организации работы профильных отрядов, лагерных мероприятий привлечены представители разных профессий из организаций, с которыми тесно сотрудничает МОУ «СОШ №5 г.


7
Коряжмы». Наставники проводят беседы, мастер-классы, тем самым помогают детям расширить знания о мире профессий и помогают педагогам организовать профориентационную работу в лагере. Это сотрудники Центральной и детско-юношеской библиотеки, отдела выставочной и экскурсионной деятельности ККДЦ, МКЦ «Родина», ДДТ, ЧУ с/к «Олимп», ДЮСШ, клуба
«Корчагинец», Коряжемской службы спасения, пожарной части №33, ГИБДД, отдела полиции, центра занятости населения города Коряжмы, Коряжемского городского отделения «Боевого братства».
В течение всей лагерной смены мы продолжаем традицию еженедельного поднятия
Государственного флага Российской Федерации. Основание - МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» № СК – 295/06 от 15.04.2022 г. Поднятие (спуск)
Государственного флага Российской Федерации поручается лучшим воспитанникам, добившимся выдающихся результатов в творческой, спортивной и иной деятельности.
Понятийный аппарат:
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ - раскрытие своих возможностей, осуществление своих имеющихся желаний, знаний, умений и способностей.
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ - накопленный результат активного взаимодействия с окружающим миром.
СОТРУДНИЧЕСТВО - совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.
Адресаты программы: участниками программы являются педагоги школы, педагоги дополнительного образования, медицинский работник, работники столовой и обслуживающий персонал, социальные партнёры школы, работники учреждений города, дети и подростки ОО города.
В течение смены планируется охватить 150 детей и подростков, обучающихся образовательной организации в возрасте от 6,5 до 17 лет. Деятельность детей во время лагерной смены будет осуществляться в 7 разновозрастных отрядах, что в обстановке совместного общения детей в таких отрядах позволит обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений. В отрядах, в зависимости от профиля, численность школьников варьируется от 15 до 25 человек.
При комплектовании отрядов особое внимание уделяется детям из многодетных и малоимущих семей; детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам, детям с ОВЗ, одарённым детям.


8
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал
– высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Цель программы воспитания: создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, развития их личностного потенциала, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирования активной гражданской позиции через включение их в общественно – значимую, творческую, интеллектуальную и спортивную деятельность.
Задачи программы воспитания:

Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период, профилактике заболеваний, а также формированию необходимости вести здоровый образ жизни;

Создать условия для раскрытия внутреннего потенциала и самореализации детей и подростков в различных видах деятельности;

Приобщить детей к бережному отношения к природе, истории страны и родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям;

Способствовать формированию у воспитанников чувства патриотизма, активной жизненной позиции, а также ответственности и самостоятельности;