Файл: Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе требований к результатам освоения фгос ноо, авторской программы Школа России (В..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, авторской программы «Школа России» (В.Г. Горецкий, В.П. Канакина) - М.: Просвещение, 2016г. 2-е издание, переработанное, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лицей №1, с учетом планируемых к использованию учебно-методических материалов (Прописи: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 4 ч./ В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. – 18-е изд; дораб. – М.: Просвещение, 2016; рабочая тетрадь по предмету Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / В.П. Канакина. – 5-е изд; дораб. – М.: Просвещение, 2016) и ориентирована на использование учебника Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 1 классе начальной школы отводится 165 часов: на обучение письму - 115 учебных часов в год, 5 часов в неделю, 23 учебные недели; на изучение русского языка - 50 учебных часов в год, 5 часов в неделю, 10 учебных недель. Этот план полностью соответствует количеству часов, предусмотренных авторской программой.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования».
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ»
7. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
-
формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира; -
формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; -
развитие эстетического отношения к искусству слова; -
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; -
воспитание интереса к книге; -
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; -
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; -
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; -
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема; -
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; -
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета в учебном плане
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение письму». Содержание обучения письму представлено в обучении письму и в курсе русского языка. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Обучение письму» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).
Содержание обучения письму обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).
Содержание учебного предмета
Обучение письму
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Основное содержание |
1 | Добукварный период | обучение письму 22 час | Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. |
2 | Букварный период | обучение письму 72 часа | Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма. |
3 | Послебукварный период | обучение письму 21 час | Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений. |
| Итого: | Обучение письму 115 часов | |
Русский язык
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Основное содержание |
1 | Наша речь | 2 часа | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. Язык и речь. Устная и письменная речь ( общее представление) Русский язык - родной язык русского народа. Русский язык - государственный язык нашей страны, Российской Федерации Словарь: речь, слушание, говорение, чтение, письмо, письменная речь, устная речь, родной язык, государственный язык; русский язык. |
2 | Текст, предложение, диалог | 3 часа | Текст и предложение. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Связь слов в предложении. Оформление предложений в письменной речи. Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложений. Словарь: ворона, воробей. |
3 | Слова, слова, слова… | 4 часа | Слова-названия предметов, признаков, действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова, тематические группы слова. Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка. Словарь: пенал, карандаш |
4 | Слово и слог. Ударение | 6 часов | Слово как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Анализ слоговых моделей слов. Правила переноса части слова с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Ударение. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с орфоэпическим словарём. Слогообразующая роль ударения. Словарь: лисица, сорока |
5 | Звуки и буквы | 34 часа | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные обозначения звуков. Алфавит, или азбука. Значение алфавита. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков. Слова с буквой э , которые пришли в наш язык из других языков. Словарь иностранных слов Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с памяткой «Как определить в слове ударные и безударные гласные звуки». Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слова Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. Буквы й и и .Звук [й’] и звук [и] .Перенос слов с буквой й. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков. Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком.Особенности глухих и звонких согласных звуков.Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных. Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки». Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн. Произношение слов с буквосочетаниями с чн и чт (скучно, конечно, что и др.) в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с орфоэпическим словарём. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях, кличках животных. Проект: «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Словарь: собака, весело, пальто, алфавит, хорошо, ученик, ученица, учитель, деревня, петух, заяц, класс, классный, дежурный, ребята, тетрадь, медведь, работа, девочка, машина, Москва. |
6 | Повторение | 1 час | Повторение ранее изученного материала |
| Итого: | 50 часов | |
Тематическое планирование
№ п/п | Обучение письму | |
Тема | Кол-во часов | |
1 | Добукварный период | 21 |
2 | Букварный период | 72 |
3 | Послебукварный период | 21 |
Итого | 115 |