Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ № 1. Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема
Введение
История развития психосоматики или психологии телесности в нашей стране насчитывает не более 10-15 лет. В отличие от других разделов клинической психологии, таких, как пато- и нейропсихология, эта отрасль в РФ не выросла из области практики. Психосоматика в нашей стране зародилась, прежде всего, как учебная дисциплина. Практики никакой еще не было, но потребность - была. Наблюдалась некая лакуна в профессиональных знаниях.
За рубежом сложилась совсем другая ситуация. Психосоматика как практика развилась в европейских странах и США внутри психотерапевтической практики и давно уже превратилась в ремесло, в практическую деятельность. Психосоматические клиники, «клиники боли», клиники антропософской медицины, психосоматические санатории, сеть частной практики - этот вид лечения закреплен страховками что подчеркивает общественную значимость психосоматической проблематики.
У нас, в России, психосоматические методы реализуют в своей практической деятельности невропатологи, психоневрологи, вегетологи (например, в Вегетологическом центре при Городской клинической больнице № 33 им. А.А. Остроумова г. Москвы). Внутри медицинской сети у нас нет узких специалистов в области психосоматической проблематики, хотя примерно от 1/3 до 1/2амбулаторных (поликлинических) жалоб людей не находят своего объективного (организменного) подтверждения, т.е. имеют психосоматический характер. Эти жалобы очень полиморфны (разнообразны). В медицине эти симптомы получили самые разные названия: соматизированная депрессия, ларвированная депрессия, скрытая депрессия и т.д.. В МКБ-10 выделена специальная рубрика - соматоформные расстройства. Строго говоря, не весь спектр расстройств является психосоматическим. Узко-соматоформные расстройства связаны с нарушениями личности и эмоций. В узкопсихосоматических заболеваниях психологический фактор является не ведущим, а дополняющим, т.е., утяжеляющим клиническую картину, но сами эти болезни - органические, соматические по происхождению. В соматоформных же расстройствах психологический фактор является ключевым. Раньше был общий термин «психосоматические расстройства», сейчас произошло терминологическое разделение.
Феноменология психосоматики
Психосоматика - это точка зрения, а не истина, принятая большинством в медицине и психологии. Это определенная методологическая позиция. Эта точка зрения пока не стала ведущей ни в одной из областей медицинской и психологической практики.
Ключевые аргументымы находим не в медицине. Ключевая феноменология психосоматики лежит в 3-х областях человеческой практики:
1. Религиозной- в ней проблема соотношения души и тела является ключевой. Каковы иерархия этих субстанций и способы их взаимодействия - любое религиозное верование должно дать свои ответы на эти вопросы. Вся обрядовая практика любых религий пронизана психосоматическими феноменами. Обряд поста психосоматический в чистом виде: путем воздействия на тело достигаем совершенства. Молитва -особое психофизиологическое состояние. А как иногда меняется психическое состояние после причастия! Психосоматические эффекты являются целевыми в любой религиозной практике. Ими проникнута вся языческая религия - шаманство.
2. Педагогической (области воспитательной практики).
Современная дидактика (педагогика) - бестелесна. Она игнорирует тело ребенка. Значение для преподавателя имеют только мозг и правая рука. Тело ребенка педагогам только мешает. Еще иногда следят за спиной (чтобы дети не горбились). Занятия физкультурой в современной школе - это антипсихосоматика. Они нарушают законы детского психофизиологического развития, которое должно протекать на фоне радости.
Разработаны особые воспитательные системы, в которых учитывается важнейшая роль прикосновения. Например, в Вальдорфской системе образования дети запоминают буквы следующим образом: чтобы заучить букву «К», ребенок обмакивает голую ножку в ведерко с красной краской и рисует этой ножкой букву на листах ватмана, постеленных на полу и т.д. Существуют системы воспитания, построенные на психодинамических теориях. В них важен телесный контакт, его качество и количество, как необходимый фон всего развития, как необходимый компонент. Отсутствие телесного контакта рассматривается, как патогенетический фактор.
Современная педагогика рассматривает тело, в основном, как объект для наказания (в Англии только 25 лет назад отменили телесные наказания в школах).
Но разумен ли полный и абсолютный запрет на телесные наказания детей? Фуко описал различие между пыткой, цель которой - убрать душу из тела, расчеловечить тело, и наказанием, цель которого - усовершенствование души через наказание тела. На школьных уроках практикуется символическое, опосредствованное наказание (учитель стучит указкой по столу). Существует идея воспитания души через тело: возвышение, социализация души через наказание.
3. В целительской (практика врачевания в минимальной степени научного).
Фрейзер «Золотая ветвь», Тэйлор «Первобытное мышление». Эти книги написаны с точки зрения структурной антропологии (этнографии). Интересны разделы, посвященные магии - древнейшей практике врачевания. По Фрейзеру, магия подразделяется на гомеопатическую (магию подобия) и контагеозную (магию контакта). С точки зрения взаимодействия души и тела, по причине телесного подобия могут возникать телесные болезни, и путем использования процедур подобия их можно вызывать. Понятие "порча" (существует со времен древнего Египта). Наведение порчи через изображение человека - этот обряд архетипичен, он не меняется (берется восковая фигурка, изображающая врага, 7 дней ее подтапливают, потом протыкают иголкой и т.д.). Само это действие - гомеопатическая магия подобия - должно быть длительным, отнимающим много сил, энергетики. Современный вариант магии подобия - порча по фотографии. Магическое мышление - представление о том, что изображение тела дает доступ к душе, к сути, к жизнеспособности человека. Гомеопатическая "черная" магия в основном присутствует в виде нанесения порчи.
Гомеопатическая лечебная магия. Лечение желтухи в первобытном племени - желтый цвет не является естественным для человека, поэтому он должен перейти на желтого попугая, для которого этот цвет естественен: магия подобия. То же в наших русских деревнях - детей лечат от «краснухи» (диатеза), обвязывая запястье ребенка красной ниточкой (потом ее сжигают). Наш обычай никому не показывать ребенка, пока ему не исполнится 40 дней (якобы до этого времени нет иммунитета), запрет фотографировать ребенка до этого срока - вот примеры абсолютно магического мышления.
Контагеозная магия. В средние века короли лечили золотуху наложением рук. Издавна повелось - тот, кто имеет право обращения с телом, имеет высокий социальный статус. Любой врач автоматически наделяется авторитетом. Психологи, имеющие отношение к психосоматике, также автоматически наделяются авторитетом. Это - проявление всеобщего архетипа магического мышления.
Центральная проблема психосоматики
Центральная психосоматическая проблема относится к числу наиболее фундаментальных научных проблем вообще. По рейтингу она может быть поставлена в один ряд с проблемами происхождения мира, человека, смысла человеческого существования как самая общая из научных проблем. Эта проблема относится к числу междисциплинарных - столь высоки трудности при ее изучении, ее сложность и значимость. Центральная психосоматическая проблема соотношения души и тела, сомы и психики - это проблема медицины, физиологии, этологии (науки наблюдения и описания различных феноменов поведения), культурологии: в различных исторических периодах, в условиях разных культур, традиций отношение к соотношению души и тела различно; характер заболеваний, которые описаны сегодня, теснейшим образом связан с культурой того или иного региона. Например, реакция боли, наиболее витально значимая, - в поведенческом плане различна, имеет различный психологический профиль: представители северных народов способны длительно и терпеливо переносить сильную боль (долго не выражая ее в поведении), а южане (например, итальянцы) плохо переносят даже малое болевое воздействие и ярко выражают поведенческие реакции на боль. В азиатских странах с устоявшейся культурной традицией, традицией пиетета, иерархии (например, в Японии) наблюдается наименьшее количество сердечно-сосудистых заболеваний, т.к. в традициях этих культур содержится ряд ритуалов, которые позволяют снять, купировать эмоциональное напряжение, а, значит, и купировать рост сердечно-сосудистых заболеваний. А на Западе количество сердечно-сосудистых заболеваний в XXI веке неуклонно растет - это следствие образа жизни в обществе, нацеленном на успех, достижение, соревнование, высокий темп жизни плюс вредные привычки (неправильный режим питания, курение, гиподинамия). Таким образом, культурный контекст общества важен для понимания ряда телесных проблем. Психосоматическая проблема - гуманитарная, философская
(мы говорим о европейской, христианской культуре). Еще в дохристианские времена, в античности ставился вопрос соотношения души и тела. В итоге, развитие этой проблемы привело к 3-м направлениям в понимании взаимодействия души и тела, сомы и психики:
1. Человек имеет двоякую природу: биологическую и психологическую. Таким образом, сущность человека - эти две стороны во взаимодействии. Картезианство (дуализм у Декарта).
-
Второй тип подхода к психосоматической сущности человека: человек-организм, и его сущность такова же, как и сущность всего животного мира. «Человек - машина» - работа французского врача, мыслителя и просветителя Жюльена Офре де Ламетри (1709-1751). В своем сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму - крайнее выражение грубо материалистического подхода к человеку. -
Сущность человека составляет его духовное бытие (в современном контексте - его психическая жизнь), а тело, телесная организация человека есть средство, инструмент, с помощью которого душа реализует собственные цели - то есть, тело - это орган души. «Одухотворенное тело». Это, с точки зрения марксизма, идеалистический подход к проблеме. Мнение В.В. Николаевой: данный тезис (тело - это орган души) нам, психологам, наиболее близок.
Как в медицинской традиции воплощалась проблема психосоматического единства, психики и сомы? Именно в медицине заложена первая попытка научного подхода (естественно-научного) к этой проблеме. Еще в античности существовали две клинические школы, придерживавшиеся разных принципов подхода к человеку, разного понимания принципа патологии вообще.
-
Школа первых анатомов. Основное правило (кредо): «болезнь (патология) есть всегда поражение определенных материальных структур, определенных телесных органов: у человека болезнь, и «объект воздействия врача - это болезнь». -
Школа Гиппократа (первых "психиков") «болезнь - расстройство отношений между человеком и миром» (зародыш экологического подхода к человек). Основное тезис: болен человек, как целое (целостность) - лечить в каждом случае надо человека в целом. В истоках европейской медицины лежит идея целостного (холистического) подхода - как идеал работы с больным человеком, как декларация современной медицины (далеко не всегда воплощаемая в жизнь).