Файл: Лекция Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ № 1. Феноменология психологии телесности и центральная психосоматическая проблема
Введение

История развития психосоматики или психологии телесности в нашей стране насчитывает не более 10-15 лет. В отличие от других разделов клинической психологии, таких, как пато- и нейропсихология, эта отрасль в РФ не выросла из области практики. Психосоматика в нашей стране зародилась, прежде всего, как учебная дисциплина. Практики никакой еще не было, но потребность - была. Наблюдалась некая лакуна в профессиональных знаниях.

За рубежом сложилась совсем другая ситуация. Психосоматика как практика раз­вилась в европейских странах и США внутри психотерапевтической практики и давно уже превратилась в ремесло, в практическую деятельность. Психосоматические клиники, «клиники боли», клиники антропософской медицины, психосоматиче­ские санатории, сеть частной практики - этот вид лечения закреплен страхов­ками что подчеркивает общественную значимость психосоматической пробле­матики.

У нас, в России, психосоматические методы реализуют в своей практической деятельности невропа­тологи, психоневрологи, вегетологи (например, в Вегетологическом центре при Городской клинической больнице № 33 им. А.А. Остроумова г. Москвы). Внутри медицинской сети у нас нет узких специалистов в области психосоматической проблематики, хотя при­мерно от 1/3 до 1/2амбулаторных (поликлинических) жалоб людей не находят своего объективного (организменного) подтверждения, т.е. имеют психосо­матический характер. Эти жалобы очень полиморфны (разнообразны). В меди­цине эти симптомы получили самые разные названия: соматизированная де­прессия, ларвированная депрессия, скрытая депрессия и т.д.. В МКБ-10 выделена специальная рубрика - соматоформные расстройства. Строго говоря, не весь спектр расстройств является психосоматическим. Узко-соматоформные рас­стройства связаны с нарушениями личности и эмоций. В узко­психосоматических заболеваниях психологический фактор является не веду­щим, а дополняющим, т.е., утяжеляющим клиническую картину, но сами эти болезни - органические, соматические по происхождению. В соматоформных же расстройствах психологический фактор является ключевым. Раньше был общий термин «психосоматические расстройства», сейчас произошло терминологическое разделение.

Феноменология психосоматики

Психосоматика - это точка зрения, а не истина, принятая большинством в медицине и психологии. Это определенная методологическая позиция. Эта точ­ка зрения пока не стала ведущей ни в одной из областей медицинской и психологической практики.

Ключевые аргументымы находим не в медицине. Ключевая феноме­нология психосоматики лежит в 3-х областях человеческой практики:

1. Религиозной- в ней проблема соотношения души и тела является ключевой. Каковы ие­рархия этих субстанций и способы их взаимодействия - любое религиозное верование должно дать свои ответы на эти вопросы. Вся обрядовая практика любых религий про­низана психосоматическими феноменами. Обряд поста психосоматический в чистом виде: путем воздействия на тело достигаем совершенства. Молитва -особое психофизиологическое состояние. А как иногда меняется психическое состояние после причас­тия! Психосоматические эффекты являются целевыми в любой религиозной практике. Ими проникнута вся языческая религия - шаманство.

2. Педагогической (области воспитательной практики).

Современная дидактика (педагогика) - бестелесна. Она игнорирует тело ребенка. Значение для преподавателя имеют только мозг и правая рука. Тело ребенка педагогам только мешает. Еще иногда следят за спиной (чтобы дети не горбились). За­нятия физкультурой в современной школе - это антипсихосоматика. Они на­рушают законы детского психофизиологического развития, которое должно протекать на фоне радости.

Разработаны особые воспитательные системы, в которых учитывается важнейшая роль прикосновения. Например, в Вальдорфской системе образова­ния дети запоминают буквы следующим образом: чтобы заучить букву «К», ребенок обмакивает голую ножку в ведерко с красной краской и рисует этой ножкой букву на листах ватмана, постеленных на полу и т.д. Существуют сис­темы воспитания, построенные на психодинамических теориях. В них важен телесный контакт, его качество и количество, как необходимый фон всего раз­вития, как необходимый компонент. Отсутствие телесного контакта рассматри­вается, как патогенетический фактор.

Современная педагогика рассматривает тело, в основном, как объект для наказания (в Англии только 25 лет назад отменили телесные наказания в школах).



Но разумен ли полный и абсолютный запрет на телесные наказания детей? Фуко описал различие между пыткой, цель которой - убрать душу из тела, расчеловечить тело, и наказанием, цель которого - усовершенствование души через наказание тела. На школьных уроках практикуется символическое, опосредство­ванное наказание (учитель стучит указкой по столу). Существует идея воспита­ния души через тело: возвышение, социализация души через наказание.

3. В целительской (практика врачевания в минимальной степени научного).

Фрейзер «Золотая ветвь», Тэйлор «Первобытное мышление». Эти книги написаны с точки зрения структурной антропологии (этнографии). Интересны разделы, посвященные магии - древнейшей практике врачевания. По Фрейзе­ру, магия подразделяется на гомеопатическую (магию подобия) и контагеозную (магию контакта). С точки зрения взаимодействия души и тела, по причине телесного подобия могут возникать телесные болезни, и путем использования процедур подобия их можно вызывать. Понятие "порча" (существует со времен древнего Египта). Наведение порчи через изображение человека - этот обряд архетипичен, он не меняется (берется восковая фигурка, изображающая врага, 7 дней ее подтапливают, потом протыкают иголкой и т.д.). Само это действие - гомеопатическая магия подобия - должно быть длительным, отнимающим много сил, энергетики. Современный вариант магии подобия - порча по фотографии. Ма­гическое мышление - представление о том, что изображение тела дает доступ к душе, к сути, к жизнеспособности человека. Гомеопатическая "черная" магия в основном присутствует в виде нанесения порчи.

Гомеопатическая лечебная магия. Лечение желтухи в первобытном племени - желтый цвет не является естественным для человека, поэтому он должен перейти на желтого попугая, для которого этот цвет естественен: магия подобия. То же в наших русских деревнях - детей лечат от «краснухи» (диатеза), обвя­зывая запястье ребенка красной ниточкой (потом ее сжигают). Наш обычай ни­кому не показывать ребенка, пока ему не исполнится 40 дней (якобы до этого времени нет иммунитета), запрет фотографировать ребенка до этого срока - вот примеры абсолютно магического мышления.


Контагеозная магия. В средние века короли лечили золотуху наложени­ем рук. Издавна повелось - тот, кто имеет право обращения с телом, имеет вы­сокий социальный статус. Любой врач автоматически наделяется авторите­том. Психологи, имеющие отношение к психосоматике, также автоматически наделяются авторитетом. Это - проявление всеобщего архетипа магического мышления.
Центральная проблема психосоматики

Центральная психосоматическая проблема относится к числу наиболее фундаментальных научных проблем вообще. По рейтингу она может быть по­ставлена в один ряд с проблемами происхождения мира, человека, смысла человеческого существования как самая общая из научных проблем. Эта проблема относится к числу междисциплинарных - столь высоки трудно­сти при ее изучении, ее сложность и значимость. Центральная психосоматическая пробле­ма соотношения души и тела, сомы и психики - это проблема ме­дицины, физиологии, этологии (науки наблюдения и описания различных фе­номенов поведения), культурологии: в различных исторических периодах, в ус­ловиях разных культур, традиций отношение к соотношению души и тела раз­лично; характер заболеваний, которые описаны сегодня, теснейшим образом связан с культурой того или иного региона. Например, реакция боли, наиболее витально значимая, - в поведенческом плане различна, имеет различный психо­логический профиль: представители северных народов способны длительно и терпеливо переносить сильную боль (долго не выражая ее в поведении), а южа­не (например, итальянцы) плохо переносят даже малое болевое воздействие и ярко выра­жают поведенческие реакции на боль. В азиатских странах с устояв­шейся культурной традицией, традицией пиетета, иерархии (например, в Японии) наблюдается наименьшее количество сердечно-сосудистых заболеваний, т.к. в традициях этих культур содержится ряд ритуалов, которые позволяют снять, купировать эмоциональное напря­жение, а, значит, и купировать рост сердечно-сосудистых заболеваний. А на Западе количество сердечно-сосудистых заболеваний в XXI веке неуклонно растет - это следствие образа жизни в обществе, нацеленном на успех, достижение, со­ревнование, высокий темп жизни плюс вредные привычки (неправильный ре­жим питания, курение, гиподинамия). Таким образом, культурный контекст общества важен для понимания ряда телесных проблем. Психосоматическая проблема - гуманитарная, философская
(мы говорим о европейской, христи­анской культуре). Еще в дохристианские времена, в античности ставился во­прос соотношения души и тела. В итоге, развитие этой проблемы привело к 3-м направлениям в понимании взаимодействия души и тела, сомы и психики:

1. Человек имеет двоякую природу: биологическую и психологиче­скую. Таким образом, сущность человека - эти две стороны во взаимодействии. Картезианство (дуализм у Декарта).

  1. Второй тип подхода к психосоматической сущности человека: человек-организм, и его сущность такова же, как и сущность всего животного мира. «Человек - машина» - работа французского врача, мыслителя и просветителя Жюльена Офре де Ламетри (1709-1751). В своем сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму - крайнее выражение грубо материалистического подхода к человеку.

  2. Сущность человека составляет его духовное бытие (в современном контексте - его психическая жизнь), а тело, телесная организация человека есть средство, инструмент, с помощью которого душа реализует собственные цели - то есть, те­ло - это орган души. «Одухотворенное тело». Это, с точки зрения марксизма, идеалистический подход к проблеме. Мнение В.В. Николаевой: данный тезис (тело - это орган души) нам, психологам, наиболее близок.

Как в медицинской традиции воплощалась проблема психосоматического единства, психики и сомы? Именно в медицине заложена первая попытка на­учного подхода (естественно-научного) к этой проблеме. Еще в античности существовали две клинические школы, придерживавшиеся разных принципов подхода к человеку, разного понимания принципа патологии вообще.

  1. Школа первых анатомов. Основное правило (кредо): «болезнь (патология) есть всегда поражение определенных материальных структур, опреде­ленных телесных органов: у человека болезнь, и «объект воздействия врача - это болезнь».

  2. Школа Гиппократа (первых "психиков") «болезнь - расстройство отношений между человеком и миром» (зародыш экологического подхода к человек). Основное тезис: болен человек, как целое (целостность) - лечить в каждом случае надо человека в целом. В истоках европейской медицины лежит идея целостного (холистического) подхода - как идеал работы с больным человеком, как декла­рация современной медицины (далеко не всегда воплощаемая в жизнь).