ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

136
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol. 5-2 (75), 2021
УСПЕХ КИТАЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Т.Г. Маглинова, канд. экон. наук, доцент
Академия маркетинга и социально-информационных технологий
(Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-136-139
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о том, стал ли Китай как наиболее
экономически мощная страна Азии новой империалистической или субимпериалистиче-
ской страной, которая фактически поддерживает статус-кво доминирования элиты. В
частности, отмечается недовольство ряда участников рынка, об усиливающейся доли
китайских ТНК, также проводится сравнительный анализ количества ТНК Китая,
США, Японии и Германии за 2008 год и 2020 год, который демонстрирует резкий скачок
к увеличению и захвату новых рынков конкурентов. В экономике Китая государству от-
водится особая роль. Так доля государственного присутствия в национальных ТНК пре-
вышает частное участие, что свидетельствует об эффективном ведении предпринима-
тельской деятельности, несмотря на вмешательство со стороны государственных
структур. Активное инвестирование в НИОКР также демонстрирует рост конкурент-
ных преимуществ китайских ТНК.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, глобальная экономика, государство,
капитализация, прибыль, инвестиции, НИОКР.
На сегодняшний момент важным явля- ется большой интерес к пониманию новой роли Китая в глобальной политической экономике и к тому, как участвовать и противостоять растущим операциям ки- тайских транснациональных корпораций.
Деятельность транснациональных корпо- раций способствует усилению роли страны в целом, следовательно заинтересован- ность в транснационализации экономики проявляется на высоком уровне [1]. Так, например, существует озабоченность со стороны Европы и США о воздействии на их средства к существованию растущего числа китайских ТНК.
Экологический след и социальное воз- действие китайских ТНК возрастают в свя- зи с растущим расширением их операций в развивающихся странах Азии, Африки и
Латинской Америки, а также в старых центрах капитализма в Европе и США.
Для многих стран китайцы делают более доступные товары доступными. Однако китайские инвестиции и финансовый ка- питал также вырезают территории для до- бычи нефти, угля, полезных ископаемых и других важных ресурсов. Однако суще- ствует мнение о том, что наводнение де- шевых китайских товаров на рынках уби- вает или обрушивает малые и местные предприятия и производителей [2].
Мировую экономику формируют не только государства, но и ряд влиятельных компаний. Эти фирмы являются важней- шими элементами национальной экономи- ческой мощи, которые генерируют доход, стимулируют торговлю и поддерживают исследования и разработки. В связи с тем, что Китай стал экономической сверхдер- жавой, несколько китайских компаний поднялись в ряды крупнейших в мире. По- скольку доход крупнейших предприятий
Китая сейчас измеряется триллионами, оценка их присутствия на мировом рынке дает представление о растущем экономи- ческом влиянии Китая.
Один из способов измерения роста ки- тайских компаний - это Fortune Global 500, ежегодный рейтинг 500 крупнейших ком- паний мира по доходам. В 2008 году в список попали всего 29 китайских компа- ний. Совокупный доход этих компаний составил 1,1 трлн долл. США, что состав- ляет всего пять процентов от доходов 500 крупнейших компаний мира. Для сравне- ния, в 2020 году в списке фигурируют 124


137
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol. 5-2 (75), 2021
китайские компании с совокупным дохо- дом в 8,3 трлн долл. США, что составляет почти четверть из 33,3 трлн долл. США дохода, полученного всеми 500 компания- ми [3].
Появление большего количества китай- ских фирм в рейтинге Global 500 вытесни- ло другие компании из этого списка. В
2008 году в Японии было 64 из 500 круп- нейших компаний мира, но в 2020 году это число упало до 53. В течение многих лет
США неизменно производили наибольшее количество компаний из списка Global
500. Однако в 2020 году США отставали от Китая по показателю. Впервые в списке фигурирует 121 американская компания по сравнению с 124 китайскими компаниями.
Тем не менее, американские компании со- храняют заметное лидерство с точки зре- ния выручки. Выручка ведущих американ- ских компаний составила почти 9,8 трлн долл. США (29,5% от общей суммы) по сравнению с 8,3 трлн долл. США (24,9%)
Китая [3].
Более половины ведущих компаний Ки- тая сосредоточены в трех секторах: фи- нансы (21,8%), энергетика (18,6%) и мате- риалы (12,1%). В целом, финансовые и энергетические компании доминируют в рейтинге Global 500, но Китай выделяется в секторе материалов, где 15 из 23 веду- щих компаний являются китайскими.
Крупные китайские предприятия, такие как Amer International Group, China
Minmetals и China Baowu Steel Group, вхо- дят в тройку из пяти крупнейших мировых компаний по производству материалов.
Таблица 1. Сравнение лучших секторов экономики (2020 г.) [2]
Место
США
Китай
Япония
Германия
1
Финансы
Финансы
Финансы
Автомобильная промышленность
2
Здравоохранение
Энергия
Автомобильная промышленность
Финансы
3
Энергия
Материалы
Технология
Энергия
4
Технология
Оптовая торговля Оптовая торговля
Здравоохранение
5
Розничная торговля
Строительство
Энергия
Транспорт
В области технологий пять китайских фирм вошли в список Fortune Global 500 2020 года, что составляет менее половины предложения США (12 заявок), но при- мерно на одном уровне с Японией (семь заявок) и Тайванем (шесть заявок). Техно- логические компании США также полу- чают преимущество в доходах. Только
Apple заработала 260,2 млрд долларов до- хода, что недалеко от 291,9 млрд долларов совокупного дохода, полученного пятью крупнейшими технологическими компа- ниями Китая. Выручка ведущего китай- ского технологического гиганта Huawei составила 124,3 млрд долл. США [2, 3].
Компании также можно сравнивать с точки зрения стоимости брендов.
Ведущие бренды Китая заметно отли- чаются от брендов других экономических центров. На крупные государственные банки приходится четыре из десяти веду- щих китайских брендов, при этом Про- мышленно-коммерческий банк
Китая
(ICBC) возглавляет эту группу. Для срав- нения, четыре ведущих американских бренда, которые также занимают первые четыре места в мире, являются технологи- ческими лидерами: (1) Amazon; (2) Apple;
(3) Google; и (4) Microsoft. Однако китай- ские технологические компании делают успехи. Brand Finance перечисляет WeChat и его материнскую компанию Tencent в числе 10 самых сильных брендов, во мно- гом благодаря их огромной пользователь- ской базе, составляющей более одного миллиарда человек [2].
В других крупных странах, включая
Германию и Японию, автомобильные ком- пании, такие как Mercedes-Benz, BMW,
Toyota и Honda, относятся к числу своих ведущих брендов [1].
Хотя выручка и престиж бренда явля- ются эффективными показателями, они имеют некоторые ограничения. Оба пока- зателя предоставляют конкретные сред- ства оценки растущего масштаба китай- ских компаний. Однако определить гло- бальное влияние ведущих китайских ком-


138
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol. 5-2 (75), 2021
паний гораздо труднее. Взаимосвязанные показатели, такие как прибыльность и ры- ночная капитализация, предлагают допол- нительные точки данных, но ни одна из них сама по себе не дает целостного пред- ставления. Тем не менее, оценка выручки и стоимости бренда китайских компаний и сравнение этих показателей между стра- нами дает полное представление об изме- няющемся характере мировой экономи- ки [2].
Инвестиции в исследования и разработ- ки (НИОКР) помогли китайским компани- ям улучшить свою продукцию и выйти на новые рынки. По данным ОЭСР, в 2017 году расходы Китая на НИОКР уступали только США и составили 444,8 миллиарда долларов - более чем десятикратное уве- личение с 2000 года. Подавляющая часть этих НИОКР (76,5 процента в 2017 году) финансируется предприятиями и, как пра- вило, идет на коммерческое производство. продукты, а не продвижение научных ис- следований. Такой рост расходов на
НИОКР помог китайским компаниям под- няться в рейтингах исследования Global
Innovation
1000, проведенного
PricewaterhouseCoopers.
Исследование, проведенное PwC в 2018 году, показало, что 145 китайских компаний входят в чис- ло 1000 крупнейших в мире компаний по расходам на НИОКР, что является значи- тельным скачком по сравнению с 25 ком- паниями в 2012 году [2].
Китайские компании также сделали це- левые зарубежные инвестиции для расши- рения доступа к новым технологиям и ме- тодам управления. Частный автопроизво- дитель Geely Automotive, например, при- обрел Volvo у Ford Motor Company в 2010 году. Эта покупка помогла Geely попасть в рейтинг Fortune Global 500, где теперь компания занимает 243-е место в мире. узнаваемость бренда за рубежом, отрасле- вые знания Volvo были использованы для повышения производительности Geely до- ма.
Производитель компьютеров Lenovo сделал аналогичное основное приобрете- ние в 2005 году, купив подразделение IBM по производству персональных компьюте- ров. Этот шаг совпал с увеличением доли рынка Lenovo и последующим включени- ем в список Fortune Global 500 в 2008 году.
В 2020 году Lenovo занимает 224-е место в мире и 18-е место в технологическом сек- торе.
Заключение
Важно понимать китайские ТНК и то, как они действуют. Стоит отметить, что большинство из 124 перечисленных ки- тайских компаний являются государствен- ными, 67 из которых находятся под пря- мым контролем Государственной комис- сии по надзору и управлению активами или SASAC в Китае, и только 57 являются частными корпорациями. Китайские госу- дарственные предприятия или госпред- приятия отличаются от обычных корпора- ций. Коммунистическая партия Китая обычно назначает высших руководителей, включая главных операционных директо- ров (генеральных директоров) госпред- приятий, а также крупнейших государ- ственных банков. Неформально руководи- тели госпредприятий поддерживают тес- ные связи с высшими государственными чиновниками. На нижних уровнях руко- водство местных госпредприятий также подчиняется местным лидерам коммуни- стической партии.
Китайское правительство имеет абсо- лютный контроль или более 50 процентов акций основных компаний в таких отрас- лях, как уголь, нефть, электроэнергетика, оборона, телекоммуникации, воздушный транспорт и морские перевозки. ГП предо- ставляют самые большие возможности трудоустройства в стране, например, в
Sinopec работает 18,7 миллиона человек.
В Китае государственные предприятия доминируют во многих сегментах эконо- мики. Их рост соответствует долгосроч- ным планам правительства в области эко- номики и развития. Чтобы знать экономи- ческие направления Китая, нужно обра- тить внимание на его пятилетние планы.
Планирование китайского правитель- ства имеет тенденцию быть долгосрочным и стратегическим, когда государственные ресурсы мобилизуются для реализации планов. Это также извлекает выгоду из то- го факта, что нет непосредственного вызо- ва правлению Коммунистической партии.


139
-Economy and Business-
Journal of Economy and Business, vol. 5-2 (75), 2021
Библиографический список
1. Ким Т.Г. Транснационализация предпринимательской деятельности в условиях гло- бализации экономики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономиче- ских наук / Ставропольский государственный аграрный университет. – Ставрополь, 2008.
2. How Dominant are Chinese Companies Globally? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chinapower.csis.org/chinese-companies-global-500/
(Дата обращения:
30.04.2021).
3. Fortune global
500.

[Электронный ресурс].

Режим доступа: https://fortune.com/global500/2019/search/ (Дата обращения: 30.04.2021).
THE SUCCESS OF CHINESE TRANSNATIONAL CORPORATIONS IN MODERN
CONDITIONS
T.G. Maglinova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Academy of Marketing and Social Information Technologies – IMSIT
(Russia, Krasnodar)
Abstract. The article examines the questions of whether China, as the most economically
powerful country in Asia, has become a new imperialist or sub-imperialist country that actually
maintains the status quo of elite domination. In particular, the dissatisfaction of a number of
market participants with the increasing share of Chinese TNCs is noted, and a comparative
analysis of the number of TNCs in China, the USA, Japan and Germany for 2008 and 2020 is
carried out, which demonstrates a sharp leap towards the increase and capture of new competi-
tor markets. The state plays a special role in the Chinese economy. Thus, the share of the state
presence in national TNCs exceeds private participation, which testifies to the effective conduct
of business activities, despite the interference from government agencies. Active investment in
R&D also demonstrates the growing competitive advantages of Chinese TNCs.
Keywords: transnational corporations, global economy, state, capitalization, profit, invest-
ment, research and development.