Файл: Государство и право в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доклад


Тема: «Государство и право в Российской Федерации»
Введение.

На протяжении многих тысячелетий жизнь человеческого общества организована в форме государства, которое является политической организацией регулирующей и обеспечивающей жизнедеятельность общества. Государство обладает рядом признаков: наличие определённой территории, суверенность, наличие публичной власти и т.д. Одним из важнейших признаков государства является наличие системы регулирования общественных

отношений или права.

Основные признаками права это нормативность, определённость, системность, обеспеченность возможности государственного принуждения.

Между государством и правом существует теснейшая связь. Без прав не может быть государства. Именно система права делает государство легитимным.

Человеческое общество постоянно эволюционирует и это требует определённых изменений системы права и государства. Только постоянное развитие государства, как политической организации общества и совершенствование системы права в соответствии с изменениями происходящими в обществе сохранит эффективность государства. В противном случае само существование государства будет под вопросом.
Основная часть.
Для успешного функционирования любого государства необходима чётко организованная государственная власть. Государство Российское имеет многовековую историю в процессе которой выработались определённые традиции в развитии российского государства. Основой государства в России всегда была сильная централизованная власть, способная обеспечить целостность страны, защиту от внешних врагов.

Основной формой правления в истории России была монархия. Хотя и были в отдельные попытки ограничить монархическую власть, но они не имели успеха. Октябрьская революция 1917 г. провозгласила в России советскую власть, которая была новой формой республиканского правления.

Перестройка 90-х годов, изменение многих сфер жизни общества вызвала необходимость и изменения формы государственной власти. Эти изменения были закреплены в Конституции РФ от 1993 года. В России была установлена президентская форма правления, которая имела ряд особенностей. Во-первых это право Государственной Думы выражать недоверие Правительству, что является признаком парламентской республики, во - вторых перевес президентской власти над законодательной и в третьих учёт в механизме государственной власти федеративного устройства России, учёт того что в ряде её субъектов также существует институт президентства.


Согласно Конституции 1993 года система государственной власти в Российской Федерации состоит из трёх независимых друг от друга ветвей - законодательной, исполнительной и судебной. Кроме того система государственной власти представлена на федеральном уровне и на уровне регионов.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, суды Российской Федерации. В субъектах РФ образуемые ими органы государственной власти. Разграничение полномочий между Федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ определяется Конституцией РФ, а также иными договорами о разграничении полномочий.

Президент Российской Федерации является главой Государства и главой исполнительной ветви власти. Он является гарантом Конституции, а также соблюдения прав и свобод граждан Российской Федерации. Он принимает необходимые меры по охране суверенитета, целостности и независимости государства. Президент обеспечивает согласованность в работе органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. В качестве главы государства представляет Российскую Федерацию на международной арене.

. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами и в случае агрессии против страны имеет право вводить военное положение. Также он при определённых обстоятельствах может вводить чрезвычайное положение на всей территории страны или на её части. В ведении Президента находятся вопросы гражданства. Он издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

По Конституции 1993 года законодательным органом Российской Федерации Является Федеральное собрание состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации формируется из представителей субъектов Федерации по два представителя от каждого региона. В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

-утверждение изменений границ между субъектами федерации;

- утверждение указа президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

-- решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;



-- назначение выборов президента РФ;

-- отрешение президента РФ от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;

-- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора, заместителя председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.

В Государственную Думу прямым голосованием избираются 450 депутатов, из которых 225 избираются по общефедеральному избирательному округу («по партийным спискам») и 225 -- по одномандатным избирательным округам. Государственная Дума работает на постоянной основе.

В ведении Государственной Думы находятся: дача согласия президенту на назначение председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка, назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная Дума рассматривает и принимает законы разработанные её либо внесённые ей на рассмотрение. Правом внесение в Государственную Думу проектов законов имеют: Президент, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство Российской Федерации и законодательные органы субъектов федерации, а также Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды по вопросам входящим в их компетенцию.

Принятый Государственной Думой закон направляется на одобрение в Совет Федерации, а после одобрения Советом Федерации Президенту на подписание и обнародования.

Государственная Дума может быть распущена Президентом в случаях определённых статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. В этом случае Президент назначает дату выборов в Государственную Думу. Но возможности Президента распускать Думу ограничены Конституцией. Так Президент не может распустить Государственную Думу в течении года после её избрания, если против Президента выдвинуто обвинение, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства и если до окончания полномочий Президента осталось менее шести месяцев.


Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. В состав правительства входят Председатель правительства, его заместители и федеральные министры. Правительство издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы и организует его работу. Председатель правительства временно исполняет обязанности президента, когда тот не в состоянии их выполнять. Правительство действует в течении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Судебную систему в Российской Федерации образуют Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные судьи. Судебная власть осуществляется в соответствии с конституционным, гражданским, административным и уголовным судопроизводствами. Судебная власть осуществляется только судами в лице судей, никакие другие органы не вправе осуществлять судопроизводство. Суды разделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. К первым относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля и осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Главной функцией Конституционного Суда РФ, в частности, является проверка соответствия Конституции РФ: федеральных законов; договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ; конституций и уставов субъектов РФ; международных договоров РФ; текущего законодательства РФ и актов государственной власти субъектов РФ.

Верховный Суд РФ - высшим судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.


Районные суды являются судами первой и второй инстанций. Они является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Заключение.

Таким образом, в Российской Федерации после распада СССР сложилась современная система права основанная на принятой в 1993 году Конституции РФ и учитывающая исторические традиции построения Российского государства. Правовая система РФ находится в постоянном развитии. За время существования современной России дважды были внесены изменения в Основной закон страны - Конституцию РФ по результатам всенародного референдума. Разработаны и приняты Государственной Думой большое количество законов направленных на совершенствование системы государственной власти.