Файл: Лекция по теме 21 Купляпродажа. Мена учебной дисциплины Гражданское право по специальности 40. 05. 01 Правовое обеспечение национальной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 710

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47
Поставщик передает или отгружает товар покупателю по договору или лицу, указанному в качестве получателя в договоре либо в отгрузочной разнарядке покупателя.
Доставку товаров поставщик осуществляет путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором, и на определенных в нем условиях.
Договором поставки может быть предусмотрена выборка (самовывоз) товаров.
Поставщик обязан восполнить недопоставленное в отдельном периоде количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора (ст. 511 ГК РФ).
Покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена. Если поставщик не поставил предусмотренное договором количество товаров, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение (п. 1 ст. 520 ГК РФ).
Покупатель вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены (п. 2 ст. 520 ГК РФ).
Покупатель (получатель) должен совершить все необходимые
действия по принятию товаров (ст. 513 ГК РФ):
осмотреть товары в срок; проверить количество и качество товаров
15
; незамедлительно письменно уведомить поставщика о выявленных несоответствиях или недостатках товаров.
В случае отказа от товара покупатель обязан обеспечить его сохранность, приняв товар на ответственное хранение, и незамедлительно уведомить поставщика (ст. 514 ГК РФ).
15Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться в соответствии с Инструкциями
Госарбитража СССР о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (от 15 июня 1965 г. №П-6) и по качеству (от 25 апреля 1966 г. №П-7).

48
Если иное не установлено договором, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и сроки, которые установлены законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (ст. 516 ГК РФ).
Особенностью расторжения договора поставки является наличие тех нарушений обязательств сторон по договору, которые предполагаются существенными и потому служат основанием для одностороннего отказа от исполнения договора: для поставщика это поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок и неоднократное нарушение сроков поставки товаров; для покупателя это неоднократное нарушения сроков оплаты товаров и неоднократнаяневыборка товаров.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения другой стороной уведомления об отказе, если иной срок не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
Поставка товаров для государственныхили муниципальных нужд.Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности
Российской
Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской
Федерации, государственных заказчиков, либо потребности субъектов
Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской
Федерации, государственных заказчиков.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования


49 потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного малого бизнеса.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд — важнейшая форма удовлетворения социально-экономических потребностей РФ и ее субъектов и один из важнейших механизмов реализации федеральных и региональных программ, формирования федеральных и региональных фондов разнообразной продукции, сырья и продовольствия, поддержания уровня обороноспособности и безопасности государства, создание и развитие государственных материальных резервов и финансовых ресурсов.
Отношения в области поставки товаров для государственных или муниципальных нужд регулируются ст. 525—534 ГК РФ, к ним применяются общие правила о договоре поставки (ст. 506, 522 ГК РФ).
Порядок поставки товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для этих нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
По юридической природе договор поставки для государственных или
муниципальных нужд является консенсуальным, взаимным, возмездным.

50
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Поставщиками-исполнителями могут быть: победители торгов
(конкурса или аукциона); победители по результатам запроса котировок; единственные поставщики (субъекты естественных монополий, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы исполнительной власти и т.п.), принявшие предложение госзаказчика; лица, заключившие контракт по результатам биржевых торгов.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа, размещаемого в порядке
16
, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях,
16 Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013,
№14, ст. 1652.


51 установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков, не применяется в отношении казенного предприятия.
Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику
(исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Затем, сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, а при наличии разногласий по условиям в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.
Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Если протокол разногласий будет отклонен или истечет тридцатидневный срок неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, могут быть переданы на рассмотрение суда другой стороной не позднее тридцати дней.
В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
Если сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с

52 требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.
В случае, если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком
(исполнителем) по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
Убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом. В случае, когда убытки, причиненные поставщику
(исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, не возмещаются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или муниципального контракта.
В случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
Если отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю


53 таким расторжением или изменением, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.
Контрактация.В современных условиях, когда формирование и эффективное функционирование рынка сельскохозяйственной продукции признаются одним из приоритетных направлений отечественных рыночных реформ, механизм договорного регулирования отношений по контрактации занял особое место в системе правовых средств развития экономики.
Договор контрактации — это не только вид договора купли-продажи, но и разновидность договора поставки.
Правовое регулирование договорных отношений по контрактации сельскохозяйственной продукции строится по общему принципу регламентации отдельных видов договора купли-продажи с одной существенной особенностью.
Суть общего принципа состоит в том, что к отдельным видам договора купли- продажи общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК) применяются, если иное не предусмотрено специальными правилами ГК об этих видах договоров
(п. 5 ст. 454 ГК).
Специфическая особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами по этому договору (содержатся в § 5 гл. 30 ГК), при отсутствии в тексте договора соответствующих условий сначала подлежат применению правила о договоре поставки (п. 2 ст. 535 ГК) и лишь при отсутствии там соответствующих правил - общие положения о купле-продаже.
В соответствии с законодательством договором контрактации
называется такой вид договора купли-продажи, по которому производитель
сельхозпродукции
(продавец)
обязуется
передать
выращенную
(произведенную) им продукцию заготовителю (покупателю) — лицу,
осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи
(ст. 535 ГК РФ).

54
Учитывая, что закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд осуществляются, в частности, для выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных резервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д., можно прийти к выводу, что договором контрактации могут регулироваться отношения по закупкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Договор контрактации — консенсуальный, возмездный, взаимный.
Существенными условиями договора контрактации являются условия о количестве и ассортименте, поскольку производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, которые предусмотрены договором контрактации (ст. 537 ГК РФ).
Предмет договора — это сельскохозяйственная продукция: зерно, лен,
овощи, фрукты, живой скот, молоко, птица и др., т.е. продукция,
определяемая родовыми признаками.
Специфика сельскохозяйственной продукции обусловливает ряд особенностей исполнения договора контрактации.
Прежде всего, применительно к договору контрактации следует учесть, что значительная часть продуктов сельскохозяйственного производства является биологическими организмами (растения, животные, пчелы), им свойственны собственные биологические жизненные циклы, а также связанные с этим явления, например болезни.
Кроме того, не вся производимая сельскохозяйственная продукция становится товарной. Часть ее необходима для обеспечения воспроизводства, а в силу своих физико-химических свойств сельскохозяйственная продукция подвержена естественной убыли, порче и гибели. Некоторые виды продуктов сельского хозяйства являются скоропортящимися. Данные особенности неизбежно отражаются на исполнении


55 договоров контрактации в виде специальных условий о сроке исполнения договора, сдаче-приемке продукции, затаривании и упаковке, хранении, транспортировке и т.д., а также влияют на формирование условий о количестве продукции, ее ассортименте и цене. Так, сроки исполнения договоров контрактации будущего урожая продукции растениеводства определяются сроками созревания соответствующих культур. При этом необходимо иметь в виду, что сроки созревания одноименных культур разнятся по времени в зависимости от места производства. Цена на продукцию растениеводства в период ее массового созревания и сбора (середина и конец лета, осень) в несколько раз ниже, чем в начале нового производственного цикла (зима, весна).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   82