Файл: Лекция по теме 21 Купляпродажа. Мена учебной дисциплины Гражданское право по специальности 40. 05. 01 Правовое обеспечение национальной безопасности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 732
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90 ситуацию, когда разные лица независимо обладают одними и теми же сведениями, составляющими содержание охраняемого секрета производства (п. 2 ст. 1466), и такое положение не приводит к прекращению права каждого из этих лиц на секрет производства. При использовании секрета производства также может потребоваться предоставление доступа к соответствующим сведениям другим лицам
(консультантам, работникам и т.д.), и если они будут сохранять информацию в тайне, то право на секрет производства не прекратится (в связи с этим важно позаботиться о том, чтобы с такими лицами были заключены соглашения о конфиденциальности). Главное, чтобы соответствующие сведения не стали общедоступными;
- к сведениям, составляющим секрет производства, у третьих лиц нет
свободного доступа на законном основании. Имеется в виду именно общий доступ к соответствующим сведениям. Предоставление доступа к информации ограниченному кругу лиц (коллегам, сотрудникам, привлеченным консультантам, проверяющим органам и т.д.) не влияет на действительность исключительного права на секрет производства. Кроме того, приниматься во внимание должны только законные основания получения доступа;
- сведения могут составлять секрет производства, если обладатель таких
сведений ввел в отношении их режим коммерческой тайны.
Меры по обеспечению конфиденциальности информации могут иметь
разный характер. Это могут быть правовые меры (принятие различного рода документов, определяющих порядок работы с соответствующими сведениями и устанавливающих обязательства по сохранению информации в тайне),
организационные (организация хранения информации и доступа к ней),
технические (использование разного рода технических средств защиты информации) и др.
В любом случае должны быть предприняты как минимум следующие
меры:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
91 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.
Следующие сведения не могут рассматриваться и как секрет
производства:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности и о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
92 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Рассматриваемое право должно по общим правилам иметь субъектами лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью. При этом извлечение прибыли не обязательно будет основной целью деятельности лица; как известно, предпринимательской деятельностью могут заниматься и некоммерческие
организации - постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Может обладать правом на секрет производства и
физическое
лицо,
являющееся
индивидуальным
предпринимателем.
В то же время физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может приобрести право использования секрета производства по лицензионному договору.
Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право
использования
его
любым
не
противоречащим
закону
способом
(исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении
изделий и реализации экономических и организационных решений.
93
Однако это право не дает правообладателю возможность установить полную монополию на определенную информацию. Важной
особенностью права на секрет производства является возможность
одновременной принадлежности прав на секрет производства разным лицам (п.
2 ст. 1466). Обязательным условием такого одновременного обладания одинаковыми исключительными правами является лишь добросовестное и независимое от других правообладателей приобретение сведений, составляющих содержание секрета производства.
Исключительное право на секрет производства охватывает как действия
со сведениями, составляющими содержание секрета производства (например,
распространение таких сведений), так и их практическую реализацию (в
частности, изготовление продукции с применением данного технического
решения). Правообладатель может также осуществлять использование
соответствующих сведений самостоятельно.
Нарушение права на секрет производства может рассматриваться и как
одна из форм недобросовестной конкуренции, если такие действия допускаются конкурирующим субъектом. Незаконное получение и разглашение сведений,
составляющих коммерческую тайну, могут также рассматриваться как
уголовное преступление (ст. 183 Уголовного кодекса РФ).
Объекты, в которых незаконно реализованы соответствующие секреты
производства, считаются контрафактными.
В отношении секретов производства закон не предусматривает существование каких-либо личных неимущественных прав.
Право на секрет производства отражает наличие у лица определенной
фактической монополии на имеющиеся у него сведения. Признание этого субъективного исключительного права означает, что законодатель предоставляет такому лицу правовые средства защиты его фактической монополии. Именно поэтому закон не связывает возникновение права на секрет производства с какой- либо творческой деятельностью правообладателя, важны лишь фактическое
94 приобретение соответствующей информации и выполнение указанных в законе (ст. 1465 ГК) условий. С момента, когда все упомянутые условия выполнены, возникает исключительное право на секрет производства.
Срок действия права на секрет производства не установлен. Право на секрет производства может прекратиться в случае утраты конфиденциальности сведений, составляющих содержание секрета производства.
Прекратиться право на секрет производства может и по воле правообладателя, если он раскроет соответствующие сведения.
Наконец, возможно прекращение исключительного права на секрет производства, если сведения об этом секрете будут включены в соответствии с действующим законодательством в круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Основными формами предусмотренного в п. 1 ст. 1466 ГК распоряжения исключительным правом на секрет производства являются договор об отчуждении
исключительного права на секрет производства и лицензионный договор о
предоставлении права использования секрета производства.
Следует подчеркнуть, что отчуждаются права на секрет производства, а
не сам секрет.
Исключительное право на секрет производства может отчуждаться только в полном объеме, его нельзя делить (например, по территории).
Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя
(служебный секрет производства), принадлежит работодателю (п. 1 ст. 1470 ГК).
В целом это правило не отличается от предусмотренных ГК в отношении иных результатов интеллектуальной деятельности. Но есть и важная особенность: на работника возлагается обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства независимо от того, создал ли такой работник результат интеллектуальной
95 деятельности или соответствующие сведения стали известны работнику лишь в связи с выполнением своих служебных обязанностей.
Вопрос 10. Права на средства индивидуализации юридических лиц,
товаров, работ, услуг и предприятий
В части четвертой ГК РФ прямо указано, что фирменное наименование является средством индивидуализации, охраняемым законом (подп. 13 п. 1 ст. 1225
ГК РФ). Более того, впервые праву на фирменное наименование посвящены отдельные статьи, включенные в § 1 главы 76 ГК РФ.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое устанавливается в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют свои права и обязанности, ведут основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в суде.
Следует обратить внимание, что к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ не относятся наименования объединений юридических лиц, не приобретающих статуса юридических лиц.
Структурно фирменное наименование включает два компонента. В соответствии с п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество) и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (например, машиностроительный завод, кондитерская фабрика). Собственно наименование юридического лица и является средством индивидуализации, позволяющим отличать данное юридическое лицо от других участников рынка. В специально предусмотренных законом случаях в
96 качестве дополнительной части фирменного наименования указывается характер деятельности юридического лица или собственник его имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо должно иметь
полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском
языке
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Законодательство и правовая доктрина различают два понятия:
наименование места происхождения товара и указание происхождения товара,
которые, хотя и похожи, однако имеют определенные различия. И в том и в другом случае делается ссылка на географическое место происхождения товара.
Однако в первом случае речь идет об указании на район или местность, характерные природные или этнографические факторы которых обусловливают исключительно либо преимущественно качественные особенности изготовляемых или добываемых в них товаров. Кроме того, наименование места происхождения товара должно было внедриться в сознание потребителя как отвечающее определенным свойствам или качествам товара.
Что касается указаний происхождения товара, то они также указывают на географическое место происхождения или добычи товара, но в этом случае связь между географическим наименованием и особыми качествами товара менее ярко
97 выражена, хотя и присутствует (например, бразильский кофе). Указание происхождения товара возможно не только в словесной форме, но и с помощью изображений, национальных символов, географических карт.
Согласно п. 1 ст. 1516 ГК наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право
(статьи 1229 и 1519 ГК) производителей такого товара.
В связи с тем что географические названия в силу различных причин могут меняться, в указанной статье говорится о том, что наименованием места происхождения товара может быть также историческое название географического объекта. При этом в отличие от ранее действовавшего законодательства допускается наличие исключительного права на наименования места происхождения товара.
Функции, выполняемые наименованиями мест происхождения товаров, совпадают с функциями, выполняемыми товарными знаками (различительная, информативная, информационная, рекламная).
Согласно п. 2 ст. 1516 ГК не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Если право на использование наименования места происхождения товара зарегистрировано в Роспатенте, то это право является исключительным (п. 1 ст. 1517 ГК). Исключительное право на использование наименования места
98 происхождения товара может также возникнуть в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 1517 ГК).
В качестве наименования места происхождения товара в Роспатенте могут регистрироваться и географические объекты, которые находятся в иностранном государстве при условии, что наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара.
По общему правилу правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации.в Роспатенте.
1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 ... 82