Файл: Лекция по теме 21 Купляпродажа. Мена учебной дисциплины Гражданское право по специальности 40. 05. 01 Правовое обеспечение национальной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 728

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использованием наименования места происхождения товара считается
размещение этого наименования, в частности:
1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся хождения товара), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1519 ГК., предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской
Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
4) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Лицо, не зарегистрированное в качестве обладателя права на наименование места происхождения товара и не имеющее соответствующего свидетельства, не вправе использовать зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара обозначение, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными,

99 а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (п. 3 ст. 1519 ГК).
Срок охраны исключительного права на наименование места
происхождения товаров законодательно не определяется. Главным фактором предоставления охраны является наличие особых свойств, которые исключительно или главным образом определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Для того чтобы наименованию места происхождения предоставлялась правовая охрана и им можно было пользоваться, оно должно быть зарегистрировано. Регистрация осуществляется на основании заявки, которая подается в Роспатент. Заявка может подаваться физическим или юридическим лицом (несколькими лицами) самостоятельно или с помощью патентного поверенного. Она может предоставляться непосредственно, по почте, по факсу и т.д.
В п. 2 ст. 1523 ГК установлено правило, согласно которому заявитель имеет право в любой момент до принятия решения о выдаче свидетельства внести в документы заявки дополнения, исправления и уточнения. Однако они не должны изменять заявку по существу. В противном случае они не принимаются к рассмотрению и могут быть оформлены в качестве самостоятельной заявки.
Срок действия свидетельства на наименование мест происхождения товаров равен 10 годам, исчисляемым с даты подачи заявки в Роспатент. Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства неопределенное количество раз (каждый раз на 10 лет). Условием продления является представление обладателем свидетельства заключения компетентного органа Российской Федерации, подтверждающего, что обладатель свидетельства производит в пределах соответствующего географического объекта товар, обладающий свойствами, указанными в Реестре наименований мест происхождения товаров.


100
Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать наименование места происхождения товара в иностранных государствах. Заявка на регистрацию наименования места происхождения товара в иностранном государстве может быть подана после государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставления исключительного права на такое наименование в Российской Федерации.
Определение товарного знака содержится в п. 1 ст. 1477 части четвертой
ГК РФ - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров
юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Что касается знаков обслуживания, то они используются для
индивидуализации
выполняемых
юридическими
лицами
или
индивидуальными предпринимателями работ и оказываемых услуг (п. 2 ст.
1477 ГК РФ).
Товарный знак служит средством индивидуализации производимых товаров.
Основной функцией товарного знака является отличительная функция, которая позволяет покупателю отождествлять маркированный товар с конкретным производителем, вызывает определенное представление о качестве продукции.
Реклама выпускаемых изделий также относится к числу важнейших функций товарного знака.
Товарный знак приравнивается, в числе прочих средств индивидуализации, к результатам интеллектуальной деятельности и является объектом интеллектуальной собственности.
Овеществленное выражение товарного знака может представлять собой словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения и их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ).
Таким образом, право на товарный знак - это исключительное право,
которое также является имущественным правом и позволяет правообладателю
использовать его любым не противоречащим закону способом (ст. 1484 ГК РФ).

101
Право на товарный знак в обязательном порядке должно быть зарегистрировано (ст. 1480 ГК РФ).
Процедура подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака, ее формальной экспертизы и экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, а также выдачи свидетельства на товарный знак урегулирована ст. ст. 1492 - 1507 ГК РФ.
В отличие от товарного знака (знака обслуживания), который является средством индивидуализации товаров (работ, услуг), фирменное наименование индивидуализирует субъект - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (п. 1 ст. 1473 ГК РФ). Коммерческое обозначение используется юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и индивидуальными предпринимателями для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий (п. 1 ст. 1538 ГК РФ). Наименование места происхождения товара, которое, как и товарный знак, применяется в отношении товаров, должно содержать название географического объекта или производное от него название. Основной отличительной чертой является требование, согласно которому товары, в отношении которых используется наименование места происхождения товара, должны обладать особыми свойствами, определяющимися характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ).
Характерным отличием других средств индивидуализации от товарного
знака является также то, что они могут иметь только словесную форму
выражения. Товарный знак может быть выражен и в других формах -
изобразительной, объемной и т.д.
Обладателями прав на товарный знак могут быть юридические лица и
индивидуальные предприниматели (ст. 1478 ГК РФ). То есть правообладатель
должен быть зарегистрирован в качестве субъекта, осуществляющего
предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что товарный знак, приравниваемый к результатам интеллектуальной деятельности, не имеет автора.


102
Говоря о реализации права на товарный знак, необходимо остановиться на использовании товарного знака его правообладателем. Статья 1484
ГК РФ расшифровывает понятие исключительного права на товарный знак, перечисляя способы его осуществления. К ним относится: размещение товарного знака на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской
Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации. Кроме того, ст. ст. 1488 и 1489 ГК РФ введены положения о возможности распоряжения исключительным правом на товарный знак путем заключения договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора.
Под использованием товарного знака (п. 2 ст. 1486 ГК РФ) понимается его
использование правообладателем или лицом, которому такое право
предоставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом,
осуществляющим
использование
товарного
знака
под
контролем
правообладателя, когда такое использование осуществляется в соответствии с
п. 2 ст. 1484 ГК РФ.
Законом предусмотрена возможность распоряжения исключительным правом на товарный знак. В соответствии со ст. 1488 ГК РФ правообладатель может заключить с третьим лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех или части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован. При этом уступка права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя (п. 2 ст. 1488 ГК РФ).
Еще одним способом реализации права на товарный знак является заключение лицензионных договоров между владельцем товарного знака и другими лицами (ст.
1489 ГК РФ). Лицензии могут быть исключительными и неисключительными.

103
Понятие коллективного знака содержится в ст. 1510 ГК РФ. Это
товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, обладающих
едиными
характеристиками
их
качества
или
иными
общими
характеристиками и производимых или реализуемых лицами, входящими в
объединение, деятельность которого не противоречит законодательству
государства, в котором оно (объединение) создано.
Указанная норма корреспондирует п. 2 ст. 1229 ГК РФ, в которой сказано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.
Коллективный знак имеет ряд особенностей по сравнению с индивидуальным товарным знаком. В частности, коллективный знак принадлежит самому объединению, а не входящим в него лицам. Право на пользование коллективным знаком возникает у лица только после вхождения в состав объединения. Из определения коллективного знака вытекают требования к товарам, для индивидуализации которых он предназначен: они должны обладать едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками. В п. 2 ст. 1510 также содержится правило, согласно которому право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.
Специфической особенностью исключительных прав на товарный знак
является ограниченный срок их действия. Согласно ст. 1490 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет, кроме того срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. Таким образом, исключительное право на товарный знак является срочным правом.
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой


104 деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (статья 656 ГК РФ) или договором коммерческой концессии (статья 1027 ГК РФ).
Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если
правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

105
Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке.
Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.
Вопрос 11. Право на технологию: понятие и особенности осуществления.
Единой технологией признается выраженный в объективной форме
результат научно-технической деятельности, который включает в том или
ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы,
программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности,
подлежащие правовой охране в соответствии с правилами разд. VII ГК РФ, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере.
Признаки рассматриваемого объекта:
Единая технология - разновидность сложного объекта.
Единая технология отнесена законодателем к числу сложных объектов (п. 1 ст.
1240 ГК РФ) в силу следующих причин.
Она включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, которые являются обязательными элементами единой технологии.
Наряду с охраняемыми объектами в состав единой технологии в качестве вспомогательных (факультативных) элементов могут входить и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности.
Единая технология может состоять как из объектов, имеющих одинаковый правовой режим (например, из трех изобретений), так и из объектов с различным режимом охраны (например, из изобретения, полезной модели и ноу-хау).


106
Каждый из охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, сохраняет значение юридически самостоятельного объекта интеллектуальных прав.
Результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав технологии, соединяясь между собой, образуют качественно новый объект, обладающий свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и выполняющий самостоятельные функции.
Таким образом, единая технология представляет собой самостоятельный
объект, качественно и функционально отличающийся от входящих в его состав
результатов интеллектуальной деятельности.
Единая
технология
-
результат
интеллектуальной,
творческой
деятельности.
Деятельность, направленная на разработку единой технологии, носит творческий характер, поскольку завершается созданием нового структурного продукта, называемого сложным объектом права (ст. 1240 ГК РФ).
Единая технология должна быть выражена в объективной форме.
Единая технология имеет нематериальный (идеальный) характер, поэтому для ее восприятия она должна быть воплощена в объективной форме. Конкретный способ объективирования законодателем не указан.
Единая технология должна обладать свойством промышленной
применимости, что означает возможность ее использования в практической
деятельности.
Таким образом, единая технология является самостоятельным результатом интеллектуальной творческой деятельности, качественно и функционально отличающимся от составляющих ее объектов интеллектуальных прав, выраженным в объективной форме и имеющим прикладное значение.
Законодатель, обеспечивая правовую охрану отдельным элементам единой технологии, оставляет без внимания технологию в целом. Единая технология не включена в перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности,

107 предусмотренный п. 1 ст. 1225 ГК РФ. В отличие от иных сложных объектов, к числу которых она отнесена п. 1 ст. 1240 ГК РФ, единая технология не является объектом интеллектуальных прав.
Единая технология может быть создана за счет средств частных лиц, за счет бюджетных средств Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо путем привлечения как бюджетных средств, так и средств других инвесторов.
Нормы гл. 77 ГК РФ регулируют лишь отношения по поводу технологий, созданных с привлечением средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской
Федерации, выделенных в виде субсидий, в порядке финансирования по смете или для оплаты работ по государственным контрактам (иным договорам) (ст. 1543 ГК
РФ).
По общему правилу право на единую технологию принадлежит лицу,
организовавшему ее создание - исполнителю (п. 3 ст. 1542 и ст. 1544 ГК РФ).
В качестве исполнителя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Чаще всего в качестве лиц, организующих создание единых технологий, выступают научно-исследовательские учреждения.
В некоторых случаях обладателем права на единую технологию законодатель признает Российскую Федерацию или субъекта Российской Федерации, финансировавших ее создание. Государство выступает в качестве правообладателя в следующих случаях: если Российская Федерация или субъект Российской Федерации приняли на себя финансирование работ не только по созданию единой технологии, но и по доведению ее до стадии практического применения; если исполнитель в установленный срок не принял меры, необходимые для приобретения прав на объекты, входящие в состав единой технологии; если единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации, правообладателем становится Российская
Федерация.