Файл: Протокол от Руководитель ( ) Согласовано Заместитель директора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красильниковская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района Костромской области


Утверждаю

Директор _________________(_____________)

Приказ № _____от _____________

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол № _____от _________

Руководитель ______(____________)



Согласовано

Заместитель директора

____________(________)____)

«_____»__________________



Рабочая программа коррекционно–развивающего курса

«Психологические занятия»

для учащегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными задержкой психологического развития

(вариант 7.1)

(срок реализации – 1 год )


2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании рекомендаций ПМПК для учащегося с задержкой психического развития (вариант 7.1) и на основе ФГОС НОО ОВЗ, АООП НОО.

Программа составлена на основе следующих методических пособий и литературы:

  1. Г.П.Звездина «Психологическое сопровождение начального звена обучения в условиях модернизации образования» РО ИПК и ПРО 2004г .Ростов-на-Дону

  2. Программы для классов компенсирующего обучения в общеобразовательных школах

  3. Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте» М. 2004 «Академия развития» фирма «Класс», 2005. 336 с.

  4. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 2015, № 6.

  5. Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. – 2012. - № 19. – с.8.

Цель: психолого-педагогическая коррекция и развитие произвольных действий, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы у обучающегося с задержкой психического развития, используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью


Основные задачи:

1.Коррекция произвольной сферы действий, таких как произвольность внимания, восприятия, запоминания, движений, формирования умения планировать и осознанно выполнять действия следуя алгоритмам.

2.Формировать психологические основы для развития высших психических функций (развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, расширять сенсорно-перцептивный опыт в восприятии окружающего мира).

3.Развивать познавательные процессы у обучающихся (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

4.Развивать эмоционально-волевые процессы (адекватные способы выражения положительных и отрицательных эмоций, расширение словаря эмоций и чувств человека, способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения).

5.Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности (положительный образ роли «ученика», познавательные потребности).

Описание коррекционного курса в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 102 индивидуальных занятий по 3 занятия в неделю в 4 классе.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения:

Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- позитивный образа «Я»;

- знания об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

Предполагаемые результаты развития УУД

Коммуникативные:

-умение владеть средствами общения;

-умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-развернутая монологическая и диалогическая речь, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения.



Познавательные:

  • улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);

  • способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;

  • называние пальцев рук и их взаиморасположения;

  • способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;

  • возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;

  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

  • способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;

  • способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, конструкции из строительного материала, кубики Коосса и т.п.);

  • способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале;

  • возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;

  • способность к вербализации своих действий;

  • способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

  • способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане.

Регулятивные:

  • формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;

  • формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);

  • формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);

  • формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты;

  • формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

  • способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;

  • способность давать словесный отчет о проделанной работе с помощью взрослого или по представленной взрослым схеме, по заданной последовательности;

  • формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.


Предполагаемые результаты: данная программа развивает произвольность действий, помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки, умение планировать.

Предметные и личностные результаты освоения коррекционно-развивающей программы

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

- Овладение навыком вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- Умение использовать предметы для выражения мыслей;

- Использование доступных жестов для передачи сообщения;

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

- Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- Формирование и развитие целенаправленных действий;

- Развитие планирования и контроля деятельности;

- Развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся

Ожидаемые результаты

  1. Развитие психофизиологических предпосылок высших психических функций, пространственных представлений и отношений, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, функций контроля, способностей к аналогии и обобщению, аналитико-синтетической деятельности, зрительного анализа и синтеза, зрительной, слуховой, комбинированной, смысловой видов памяти, воображения, речи и речевого синтеза, способности к рефлексии.

  2. Формирование навыков саморегуляции поведения, познавательной потребности, положительных эмоции к обучению в школе.

  3. Снятие психоэмоционального напряжения, нервно-психического возбуждения, тревожности, агрессии и других неблагоприятных эмоциональных состояний.





  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

Основные принципы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач

  • Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей

  • Принцип комплексности методов психологического воздействия

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

  • Принцип учета эмоциональной сложности материала (благоприятный, эмоциональный фон)

Программа формирования произвольной регуляции деятельности

Программа состоит из четырех основных усложняющихся этапов, общей целью которых является формирование произвольной регуляции деятельности ребенка.

Каждый этап представляет собой серию усложняющихся заданий, направленных на развитие возможности произвольной регуляции деятельности того или иного уровня и сложности. Например, второй этап направлен на формирование произвольной регуляции на уровне «двигательных программ»: от самых элементарных до чрезвычайно сложных, состоящих из большого количества последовательных движений различных частей тела.

В соответствии с основными принципами коррекционной работы все задания, преимущественно игровые, построены по принципу образности, имеют возрастную соотнесенность, то есть учитывают общий уровень развития ребенка( в том числе и мотивационные аспекты).

Каждый этап состоит:

  • из основной части (собственно задания направленные на формирование необходимых навыков, входящих в задачи этапа;

  • контрольных заданий и сенсибилизированных заданий, основной задачей которых является оценка правильности сформированности и «прочности» овладения произвольными навыками, входящими в структуру этапа.

Длительность каждого этапа не ограничена какими-либо жесткими сроками, а предполагает, при необходимости, возврат на более ранние, предыдущие этапы работы.

Этап 1.

Подэтап 1А.

Задача: работа над собственным телом, формирование произвольной двигательной регуляции на уровнях целостного тела.