Файл: Протокол от Руководитель ( ) Согласовано Заместитель директора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее важным на этом этапе является фиксация внимания на упражнениях (на уровне мышечных) полного расслабления или, наоборот, полного напряжения.
Основное условие подэтапа: работа происходит в основном в положении «лежа на спине».
Задача ведущего: обязательное отслеживание качества расслабления и напряжения ребенка.
Подэтап 2А.
Задача подэтапа: формирование произвольной двигательной регуляции рук и ног (частей тела).
Работа последовательно проводится с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а потом полное расслабление отдельных частей тела в четкой последовательности:
-
начиная от лица к плечам; -
от головы к рукам; -
от рук к туловищу и ногам; -
затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья); -
к группам мышц костей рук и стоп.
Игровые задания ориентированы на выполнение изолированных напряжений и расслаблений конечностей и частей тела в описанной выше последовательности: лицо, рука (правая, левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы.
Контрольные задания этапа:
Этап 2.
Задача этапа: произвольное удержание двигательной программы (работа над последовательной серией произвольных движений).
Условия проведения занятий этапа: этап проводится как лежа на спине, так и положении «сидя» и «стоя».
Подэтап 2А.
На подэтапе 2А выполнение серии произвольных движений должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно по развернутой речевой инструкции, когда пошаговый контроль обеспечивается специалистом.
Далее специалист организует следование программе и контроль (проверка напряжения или расслабления той или иной группы мышц). На этом промежуточном этапе контроль за правильностью выполнения тех или иных движений распределен между специалистом и ребенком.
Следующим должно быть выполнение задания (оно имеет четкое название) только по речевой инструкции.
В этом же ключе проводится работа с нижними конечностями.
Заключительным разделом подэтапа можно считать правильное выполнение заданий ребенком только по названию заданий, с собственным (или попарным) контролем.
Подэтап 2Б.
Задача: формирование произвольной регуляции силы мышечного напряжения(тонуса) и направление приложения силы.
Условия выполнения заданий: задания выполнятся в различных выполнениях (преимущественно сидя и стоя).
На этом подэтапе также предусмотрены последовательные движения как изолированными конечностями, так и всем телом, не включающие сложные реципроктные (билатеральные) взаимодействия конечностей.
Подэтап 2В.
Упражнения этого этапа базируются на ранее освоенных умениях и дополняются выполнением поочередных движений руками и ногами в рамках игровых двигательных заданий.
Работа на этом этапе ведется в соответствии с законами развития движений: вначале в проксимальных частях конечностей, с постепенным выполнением и включением все более дистальных частей конечностей (проксимально-дистальный закон).
На данном этапе, как и на предыдущем, обращается внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком (в соответствии с положениями П.Я.Гальперина).
Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четвереньках (различные варианты ползанья и игр на четвереньках).
Этап 3.
На этом этапе наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно высших психических функций ребенка.
Задача: формирование регуляторных механизмов деятельности в целом, включая регуляцию собственной речевой активности, произвольного внимания, запоминания, элементарных эмоциональных реакций.
Условия проведения: Ребенок лежит на животе или сидит в удобной позе. Ладони рук должны свободно касаться пола. Вместе с педагогом вспоминает какое-либо знакомое стихотворение (например, «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и т.п.) Ребенок хлопает по полу (обеими ладонями или реципрокно в зависимости от этапа, на котором проводится занятие) ладонями рук. Хлопают ладонями одновременно под ритм стихотворения, а чтение его производится по определенному правилу.
В аналогичном ключе возможно проведение работы с ногами, другими частями тела (плечами, носами и т.п.) в порядке усложнения правил и обязательным ожиданием своей очереди, как в двигательном, так и в речевом плане.
Здесь уместно использование различных вариантов «вербальных» игр, наряду с групповыми двигательными, когда ребенку приходится «ждать своей очереди», ограничивая тем самым (то ест
ь, организуя произвольно) не только моторную, но и речевую, эмоциональную активность.
Этап 4.
Задача: совершенствование собственной эмоциональной регуляции.
Задания этого этапа представляют из себя систему постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя тем самым формирование собственной эмоциональной регуляции деятельности.
Завершающей частью программы является постепенный переход к когнитивным играм с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил игры партнерами. Последовательность используемых заданий и упражнений соответствует задачам коррекции, а также законам развития движений и последовательности формирования произвольной психической активности.
В программу включены следующие упражнения :
- развитие мыслительной деятельности
(Упражнения: «Задай вопрос», «Подбери слово», «Выбери главное», «Свойства», «Недостающая фигура», «Отгадай число», «Сравнилочка», «Назови одним словом», «Что лишнее», «Рифмоплёт», «Расшифруй предложение», «Собери пословицу», «Исключи лишнее понятие», «Скажи наоборот», «Угадай время года», «Силлогизмы», «Загадки», «Назови признаки», «Устойчивые сочетания», «Вставь недостающие слова», «Разгадай смысл пословиц», «Перепутанка»);
- развитие внимания
(Упражнения: «Алфавит», «Хор животных», «Считаем вместе», «Поём вместе», «Ищем безотрывочно», «Считай внимательно»);
- развитие памяти
(Упражнения: «Словарь», «Назови второе слово», «А ну-ка, повтори!», «Запрещенное движение», «Паровоз», «Меморина», «Вижу, слышу, чувствую»);
- развитие воображения и восприятия
(Упражнения: «Выдели звук», «Волшебники», «Три слова», «Использование предметов», «Правила хорошего тона», «Сыщики», «Отвечаем на вопрос», «Различение геометрических фигур», «Рассказ по картинкам»).
При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование.
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название занятия | Вид деятельности |
| Методика Керна – Йерасека | Входная диагностика |
| Семенович А.В. Комплексная методика психомоторной коррекции | Входная диагностика |
| методика Н.Г.Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации». | Входная диагностика |
| Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Мышление. Память | Входная диагностика |
| Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание. Речь. Восприятие. | Входная диагностика |
| Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы | Входная диагностика |
| Развитие концентрации внимания. Развитие ручной умелости. | Гимнастика: «Водопад». Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук «Пересчет пальцев» Упражнение выполняется обеими руками одновременно. Развитие зрительно-моторной координации: - графический диктант в тетрадях по клеточкам, диктует учитель. Развитие фонематического восприятия Нахождение в рисунке "спрятанных" предметов Прохождение по лабиринту «Зеркало». Рефлексия занятия |
| Развитие концентрации и устойчивости внимания | Гимнастика: «Водопад». Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук: «Пересчет пальцев» Развитие зрительно-моторной координации: - графический диктант в тетрадях по клеточкам, диктует учитель. Развитие фонематического восприятия: по первым звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово. Нахождение в рисунке "спрятанных" предметов Прохождение по лабиринту «Зеркало». Рефлексия занятия |
| Развитие умения распределять внимание | 1.Яйцо 2.Тоннель 3.Растяжка «Струночка» 4.Дыхательное упражнение «Надуваем шарик» 5.Глазодвигательное упражнение «Глазки стреляют» 6. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
7.Упражнение «Послушай тишину» 8.Релаксация «Поза покоя» Рефлексия занятия |
| Развитие внимания и мышления | Упр. «Кодирование слов с помощью цифр» |
| Развитие слухового внимания |
Упр. «Графический диктант» |
| Увеличение уровня распределения внимания. |
Упр. «Воображаемое рисование+сенсорная поддержка» |
| Развитие концентрации внимания | Упр. «Арифметический диктант» Упр. «Графический диктант» |
| Развивать произвольность действий и основные свойства внимания. | Сочиняем рассказ по картинкам |
| Развитие мышления | Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий |
| Развитие речи | Гимнастика «Локация земли». упр. «Выдели звук»
Рефлексия занятия |
| Развитие звукового восприятия; | Гимнастика «Локация земли». Упражнение повторяется еще 5 раз.
Рефлексия занятия |
| Расширение словарного запаса | Гимнастика «Дерево». Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: -задание «Наборщик». "Раскрась картинку" Упражнение «Полет самолета». Рефлексия занятия |
| Развитие творческого мышления; | Развитие зрительно-моторной координации: - ребенку предлагается обвести в тетрадях по шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные - значки в соответствии с этими понятиями. |
| Развитие слухоречевой памяти с опорой на образную сферу. | Упражнения на поиск составных частей предметов и явлени |
| Развитие способности к синтезу |
|
| Развитие воображения | Упр. «Плохо или хорошо?» |
| Развитие логики |
Составление анаграмм |
| Работа с палочками. | Гимнастика «Дерево». Развитие зрительно-моторной координации Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: -задание «Наборщик». "Раскрась картинку" Упражнение «Полет самолета». Рефлексия занятия |
| Складывание разрезных картинок | Гимнастика: «Водопад».
Релаксация «Огонь и лед» |
| Развитие логических операций мышления (анализ) | Гимнастика «Дерево». Развитие зрительно-моторной координации: - графический диктант в тетрадях по клеточкам, диктует учитель. Развитие пространственных представлений. Усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между» Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: -задание «Наборщик». "Раскрась картинку" Упражнение «Полет самолета». Упражнение «Цветы». Рефлексия занятия |
| Развитие логических операций мышления (синтез) | Гимнастика «Дерево». Развитие зрительно-моторной координации: - графический диктант Развитие пространственных представлений. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: -задание «Наборщик». "Раскрась картинку" Упражнение «Полет самолета». Упражнение «Цветы». Рефлексия занятия |
| Развитие творческого воображения | 1.Растяжки «Струночка», «Звезда» 2.Дыхательное упражнение «Надуваем шарик» 3.Глазодвигательное упражнение «Глазки стреляют» 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
7.Упражнение «Послушай тишину» 8.Релаксация «Огонь и лед» |
| Складывание фигур и узоров | Гимнастика: «Водопад» Развитие зрительно-моторной координации: - графический диктант в тетрадях по клеточкам, диктует учитель Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: - задание «Отгадай слово». "Найди ошибки" "Найди различия" Рефлексия занятия |
| Развитие произвольности действий и основных свойств мышления | Гимнастика: «Водопад» Развитие зрительно-моторной координации: - графический диктант 1 клетка влево Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: - задание «Отгадай слово». "Найди ошибки" "Найди различия" Рефлексия занятия |
| Формирование навыков самоконтроля | Растяжка по осям. Растяжка «Лучики».
|
| Развитие логических операций мышления. Классификация | 1.Растяжка «Звезда» 2.Дыхательное упражнение «Надуваем шарик» 3.Глазодвигательное упражнение «Глазки стреляют» 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
5. Телесные упражнения «Лодочка». «Эмбрион». 6.Релаксация «Кулачки» Рефлексия занятия |
| Развитие логических операций мышления. Обобщение | Гимнастика: «Водопад» Развитие мелкой моторики: Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Развитие зрительно-моторной координации: - графический диктант в тетрадях по клеточкам, диктует учитель Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: - задание «Отгадай слово». Детям предлагается из написанных на доске букв составить слова Упражнение «Кто быстрее». "Найди различия" Рефлексия занятия |
| Развитие логических операций мышления. Выявление отношения противоположности | Гимнастика «Локация земли». Развитие пространственных представлений. Усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между» Упражнения на координацию рук: штриховка разнообразных силуэтов, в различных направлениях. «Запомни и зарисуй» 10 секунд рассматривают табличку с изображенными 4-мя фигурами, затем ее воспроизводят "Коврик", "Путешествие по заданному маршруту" Рефлексия занятия |
| Развитие логических операций мышления. Установление логических связей | Гимнастика: «Водопад» Развитие мелкой моторики Развитие зрительно-моторной координации Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: задание «Отгадай слово». Упражнение «Кто быстрее». "Найди различия" Рефлексия занятия |
| Развитие умения анализировать | Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов. |
| Развитие и коррекция восприятия | Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы. Упражнения на классификацию предметов и явлений. Игра «Спорщики». |
| Формирование самостоятельной творческой активности. | Упражнения и игры Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд. Выполнять движения по содержанию текста. 1.Растяжка по осям. Растяжка «Лучики» (стоя). Растяжка «Снеговик». 2.Дыхательные упражнения (стоя). 3.Глазодвигательные упражнения (стоя). 4.Телесные упражнения. «Перекрестное марширование». 5.Упражнения для развития мелкой моторики рук. 6. Этюды на отображение положительных черт характера: «Смелый заяц», «Мороженое» 7.Релаксация «Росток» |
| Развитие и коррекция общей и мелкой моторики | 1.Растяжка по осям. Растяжка «Лучики». 2.Дыхательные упражнения «Дыхание одной ноздрей» 3.Глазодвигательные упражнения. Упражнения выполняются с легко прикушенным языком. 4.Телесные упражнения (сидя на полу). •«Вездеход». •«Качалка». 5.Упражнения для развития мелкой моторики рук 6.Релаксация «Пляж». Рефлексия занятия |
| Развитие и коррекция зрительно-моторной координации | Гимнастика: «Водопад».
Рефлексия занятия |
| Развитие и коррекция моторной персеверации | Гимнастика «Дракон».
Релаксация «Росток» |
| Развитие эмоционально-волевой сферы посредством расширения и классификации словаря эмоций. |
Игра «Спорщики». |
| Развитие осязательных ощущений. | 1.Растяжка по осям. Растяжка с дыханием. 2.Дыхательные упражнения. 3.Глазодвигательные упражнения |