Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)
Дисциплина: Психология
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Осипова Карина Александровна
Преподаватель:
Беликова Татьяна Валентиновна
Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской:
В данной методике адаптация ребенка к школе оценивается с точки зрения четырех параметров: эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие.
Первые три критерия содержат две шкалы, четвертый критерий представлен одной шкалой. Каждая шкала описывает различные, формы поведения ученика и оценивается в баллах (от 0 до 5). Педагог (или психолог) заполняет схему наблюдения за поведением первоклассников на основе наблюдения.
Я считаю, что данная методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Также данная методика помогает педагогу систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе.
Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.
- Непонимание позиции детей
- Неумение наладить контакт с каждым и со всем классом
- Механический перенос чужого стиля общения и действия
- Подчеркивание позиции собственного превосходства
- Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических ситуаций
- Сложности в управлении группой и собственным состоянием
- Боязнь педагогических ошибок
1. Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей.
2. Используйте методы профилактики.
3. Внедряйте в практику стратегию преодоления трудностей.
4. Используйте технику позитивных сообщений.
5. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения конфликтов.
Задание 3. Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).
При реализации индивидуального образовательного маршрута обучающийся осваивает учебное содержание на оптимальном для него уровне, выбирает пути, способы, методы постановки и достижения цели. При этом решается проблема занятости детей во внеурочное время, организуется целесообразная деятельность ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию, происходит углубление знаний по предметам, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки.
В методике реализации данного маршрута используются различные формы учебной деятельности. Основная форма – индивидуальные и групповые занятия, где применяются такие методы обучения:
- Беседа
- Работа с графическим материалом и символами.
- Работа в группе
- Оформление результатов работы и ее анализ.
- Ситуация успеха.
- Интерактивные методы.
Технологии обучения: здоровье-сберегающие; проектные; исследовательская деятельность; ИКТ; технология дифференцированного обучения.
Оценочные средства:
- Портфолио.
- Лист достижений.
- Самооценка.
- Измерители результативности практики:
- Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучающегося.
- Анализ результативности участия обучающегося в олимпиадах, конкурсах. конференциях различного уровня.
- Анализ удовлетворенности обучающегося, родителей результатами, полученными в результате реализации ИОМ.
Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Диагностическая методика В.М. Когана с детьми в возрасте от 4,5 лет до 8,5 – 9 лет.
Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися:
- Для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку.
- Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы.
- Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий.
- Стимулировать познавательный интерес.
- Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль.
- Содействовать формированию положительного образа «Я». Обучающийся должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках.
- Помогать обучающемуся почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделять возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия.
-Уметь создавать ситуации успеха в учебном процессе имеет большое значение.
Преподаватель:
- Подготавливает обучающихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение задач, написание контрольных работ: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»
- Подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки.
Формирует у обучающихся положительную «Я-концепцию». Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху. Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для того, чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся, необходимо:
- Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).
- Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.
- Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).
- Помогать обучающимся реализовывать себя в деятельности.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
-
«Разрешите представиться!»
Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.
1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»;
2.Упражнение «Тропинка»;
3.«Упражнение «Сделай как я»;
4. Упражнение «Меткий стрелок»;
5.Упражнение «Как чихает слон»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Я и мои увлечения»
Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.
1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;
2.Беседа «Мои увлечения»;
3.Упражнение «Прогноз погоды»;
4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;
5.Упражнение «Подарок»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Мы друг другу доверяем»
Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности
1.Упражнение «Комплименты»;
2.Беседа «Что такое доверие»;
3Упражнение «Паровоз»;
4.Упражнение «Сиамские близнецы»;
5.Упражнение «Доброе животное»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Путешествие в мир эмоций и чувств»
Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства
1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»;
2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»;
3.Упражнение «Классификация чувств»;
4.Упражнение «Угадай эмоцию»;
5.Упражнение «Передай с чувством»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Чего мы боимся?»
Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение
1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;
2.Беседа «Что такое волнение и страх»;
3.Упражнение «Путаница»;
4.Упражнение «Рисунок на спине»;
5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;
6.Упражнение «Импульс»;
7.Подведение итогов занятия.
-
«Как быть уверенным, но не самоуверенным»
Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.
1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;
2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;
3.Упражнение «Пластилин-силач»;
4.Упражнение «Паутинка»;
5.Подведение итогов занятия.
-
«Мой характер»
Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку
1.Упражнение-активатор «Импульс»;
2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;
3.Упражнение «Волшебная рука»;
4.Упражнение «Движения наоборот»;
5.Упражнение «Комплименты»;
6.Подведение итогов занятия.
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
1.Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);