Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Специальная психология и педагогика Практическое занятие 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дисциплина: Специальная психология и педагогика

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Одначёва Нина Сергеевна

Преподаватель:

Гриднева Ольга Валериевна


Задание 1. Используя предложенную литературу, приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:

  1. К общим для нормального и нарушенного развития относятся:

Определенная последовательность стадий развития психики, наличие сенситивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.

  1. К свойственным только детям с нарушениями, по наблюдениям Л.С. Выготского они делятся на первичные и вторичные, например, у детей с нарушением слуха, первичным нарушением является выключение или грубая недостаточность слухового восприятия, а вторичной – нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это происходит у слышащего ребенка) не развивается.


Задание 2. Изучите материалы лекций и рекомендованную литературу, составьте схему связи специальной психологии и педагогики с другими науками (отраслями наук).



Рис.1. Схема связи специальной педагогики и психологии с другими науками

Тема 2.1 Современная система специальных образовательных услуг.

Задание 3. Используя предложенную литературу, сравните модели интегрированного и инклюзивного образования. Заполните таблицу:




Цель

Категории обучающихся

Формы организации обучения

Условия обучения

Интеграция

Возвращение детей с ОВЗ в систему общего образования.

Дети с психофизическим и речевым развитием, приближенным к возрастной норме.

Комбинированное; частичное; временное; полное.

Ребёнок должен адаптироваться к образовательной системе. Обычный образовательный класс: нет спец. Оборудования и зон для работы и отдыха; дополнительные занятия; поддержка на разных этапах подготовки.

Инклюзия

Удовлетворение особых потребностей ребёнка с ОВЗ.

Все дети вне зависимости от психологически, умственных, социальных, эмоциональных, языковых и др. особенностей.

Групповая работа, индивидуальная форма, индивидуально-групповая форма, фронтальная форма, классно-урочная форма, комбинированные уроки;

Дополнительные формы: экскурсии, самоподготовка; дополнительные занятия и др.

Вспомогательные формы: факультативы, кружки, дополнительные занятия и др.

Класс полной интеграции (из 25 учащихся 3-4 с ОВЗ); спец. (коррекцион.) класс частичной интеграции; семейное (домашнее) обучение, экстернат.

Важным условием инклюзивного образования является создание безбарьерной адаптивной образовательной среды, предполагающей техническое оснащение УО, дополнительную подготовку педагогов, разработку спец. Программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ и др.



Тема 2.2 Специальное образование лиц с нарушениями интеллектуального развития.

Задание 4. Проанализируйте педагогические ситуации и ответьте на вопросы:

Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился к 9 месяцев, ходить - в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь - к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10. При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками. Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп 23 сенсомоторики медленный. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные - невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса. Рисунок человека на уровне «головонога». Счет недоступен. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

Вопросы:

1. Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

3. К какому специалисту следует направить ребенка?

Ответы на вопросы:

1) В данной задаче можно предположить у ребенка олигофренический тип нарушения психического развития группы «дебильность», поскольку в задачи указаны факты, указывающие на это. Дети в этой группе имеют незначительную степень умственной отсталости.

2) Обучение в обычной школе ребенку не подходит.

3) Ребенка рекомендуется направить на ПМПК и к психотерапевту.
Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1 год и 3 месяца, фразовая речь - к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика и до 7 лет воспитывалась дома. Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками. Объем и переключаемость внимания - в норме, произвольная концентрация затруднена. Интеллект - в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: оценкой своей успешности девочка не интересуется, на поощрение реагирует слабо. В тесте на

креативность вопросы предметно-познавательные, бытовые: «Сколько стоит «Сникерс»?» Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

Вопросы:

1. Какой тип нарушения психического развития у Тани?

2. Консультация каких специалистов желательна?

Ответы на вопросы:

  1. «Сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни с кем не общалась» - думаю этот стрессовый психотравмирующий фактор, который повлиял на психическое состояние девочки. Присутствует игровая мотивация деятельности, что говорит о недоразвитии познавательной деятельности. «Оценкой своей успешности девочка не интересуется, на поощрение реагирует слабо» - видны недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности. Недоразвита эмоционально-волевая сфера - неумение сосредоточится на задании, ослабление способности к волевому усилию, явное предпочтение игре. Все это говорит о гармоническом инфантилизме. Недостаточная готовность к обучению в обычных условиях. Такие дети могут не слушать объяснений учителя, во время занятия могут встать и ходить по классу, затеять игру или начинают плакать, проситься домой и т.д.

  2. Учитывая и другие трудности Тани (речь, физические параметры, несформированность понятий), желательна консультация логопеда, педиатра, психиатра и направление на психолого-медико-педагогическую консультацию.

Тема 2.3 Специальное образование лиц с нарушениями речи

Задание 5. Подберите игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у школьников с речевыми нарушениями. Укажите название и описание игры / упражнения (не менее 10).

1. «Услышишь - хлопни»

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

2. «Кто больше?»

Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы).

3. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.


4. «Нужное слово»

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

5. «Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

6. «Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] – радуга – ракета – каравай – пар – рука - ... на звуки [Р] - [Л] – рак – лампа – нора – лук – рыба - мыло - ...

7. «Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

8. «Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант - с гласными звуками А, У - У, А И, О - ...(О, И) У, О, А - А, О, У Э, Ы,И - ... (И,Ы, Э)

2 вариант - с твердыми согласными звуками

ПА - АП

АП - ПА

ПО - (ОП)

ОП - (ПО)

ПУ - (УП)

ЫП - (ПЫ)

ПЭ - (ЭП)

УП - (ПУ)

ПЫ - (ЫП)

ЭП - (ПЭ)

3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА - ПЯ

ПЯ - ПА

ПУ - ... (ПЮ)

ПИ - ... (ПЫ)

ПЭ - ...(ПЕ)

ПЮ - ...(ПУ)

ПО - ...(ПЁ)

ПВ - ...(ПО)

ПЫ - ... (ПИ)

ПЕ - ... (ПЭ)


9. «Посидим в тишине».

Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.


10. «Звуковая зарядка».

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А - руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У - руки вытянуть вперед.

Звук О - руки поставить на пояс.

Звук И - руки поднять вверх.

Звук Э - опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы - отвести руки назад (или за спину).

Тема 2.4 Специальное образование лиц с нарушениями зрения

Задание 6. Изучив рекомендованную литературу, заполните таблицу «Основные понятия тифлопедагогики»:

Понятие

Определение понятия

Дети с нарушением зрения

В зависимости от степени нарушения они делятся на слепых и слабовидящих (глубокие нарушения), косоглазие и амблиопия. Слепота и слабовидение - категория психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии.

Специальное образование

Формирование адекватных приемов и способов использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и др. анализаторов (сенсорная основа развития психических процессов).

Коррекция

Предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности. Организуются специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

Компенсация

Перестройка восприятия внешнего мира при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого (слуха, осязания). Создает возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

Реабилитация

Реабилитация детей с нарушением зрения - система медико-педагогических мер, направленных на включение таких детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей.

Абилитация

Абилитация – комплекс услуг, направленный на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Обучение пространственной ориентировке, занятия по развитию слуха, осязания, по логопедии, ритмике и т. Д. Также сюда входит работа по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.