Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Специальная психология и педагогика Практическое занятие 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 7. Заполните таблицу «Особенности восприятия в условиях зрительной недостаточности»:




Слепые дети

Слабовидящие дети

Зрительное восприятие

Зависит от сохранности зрения, является доминирующим, но может быть искажено. Если тотальная слепота, зрительное восприятие отсутствует.

Может быть так же искажено, но остается основным

Тактильное восприятие

Является основным компенсирующим чувством нарушенного зрения

Является дополнительным чувством восприятия

Осязательное восприятие

Также является основным компенсирующим чувством восприятия окружающей среды

Является вспомогательным чувством восприятия

Слуховое восприятие

Является основным чувством восприятия окружающей среды

Является вспомогательным чувством восприятия


Тема 2.5 Специальное образование лиц с нарушениями слуха

Задание 8. Изучите материалы лекций и рекомендованную литературу. Охарактеризуйте специфические особенности организации психологического эксперимента при исследовании лиц с нарушениями слуха.

Выделяют следующие виды психологического эксперимента - лабораторный, естественный, обучающий. Какие виды используются в сурдопсихологии чаще всего? Приведите примеры, проанализировав соответствующие литературные источники. Обоснуйте свой ответ.

В исследованиях, направленных на изучение особенностей психики детей с нарушениями слуха, используются все виды психологического эксперимента. Первый вид - лабораторный эксперимент, при котором обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и независимых переменных. Второй вид – это естественный эксперимент, разработанный А.Ф. Лазурским, который объединяет положительные черты наблюдения (естественность обстановки, привычную для детей деятельность, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения, преднамеренности ответов, часто возникающих при лабораторном эксперименте) и эксперимента (возможность целенаправленного воздействия на изучаемые параметры и фиксацию их изменения). Третий вид - обучающий эксперимент. С помощью этого вида эксперимента
выявляется не столько состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. Разработка методики проведения обучающего эксперимента опирается на положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка, на понятия об «актуальном уровне умственного развития» и «зоне ближайшего развития», которую определяют, как способность ребенка в содружестве с взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь тем самым на более высокую ступень умственного развития. Наличие более широкой «зоны ближайшего развития» является важным диагностическим признаком успешности обучения. Оценка размера «зоны ближайшего развития» ребенка в экспериментальных условиях делается на основе анализа выполнения трудного для его возраста задания с оказанием ему помощи. Таким образом, «зона ближайшего развития» - значимый показатель перспектив развития ребенка под воздействием обучения. Кроме того, его оценка имеет дифференциально-диагностическое значение для выявления комбинированных дефектов - нарушения слуха и задержки психического развития; нарушения слуха и умственной отсталости.

Тема 2.6 Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задание 9. Охарактеризуйте поэтапно специфику формирования первичных и вторичных отклонений при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основная масса среди них – дети с ДЦП (89%). При ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика, речь (в результате органического повреждения ЦНС). Другие категории детей с нарушениями ОДА, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют спец. Обучения и воспитания.

Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта (часто олигофрения, ЗПР). При поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят мозаичный, неравномерный характер, т.е. характерна парциальность их нарушений. ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы.

Для детей с ДЦП характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.



Тема 2.7 Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (с синдромом раннего детского аутизма).

Задание 10. Составьте психолого-педагогическую характеристику ребенка с ранним детским аутизмом по плану.

План психолого-педагогической характеристики ребенка с РДА:

1. Характерные проявления аутизма в возрасте 7-9 лет.

2. Особенности поведения, учебной деятельности.

3. Особенности моторики.

4. Особенности внутреннего мира (появление страхов, аутистических фантазий).

5. Особенности речевого развития.

6. Особенности интеллектуального развития.

Ответ.

1) Нарушение социального взаимодействия, стереотипное поведение, нарушение коммуникации.

2) Отличительной чертой поведения ребенка с аутизмом – стереотипное поведение, но оно весьма индивидуально и зависит от степени тяжести нарушения. Довольно часто проявляется неадекватная реакция на раздражители в виде раскачивания, истерики, ходьбы, хлопанья в ладоши и др. При аутизме отсутствует поведенческая ориентировка на людей, отмечается неспособность к отличию их от неодушевленных предметов. Аутичный ребенок относится к людям как вещам, «ходит мимо людей», «смотрит сквозь людей», не реагирует на обращение и обычно ведет себя с людьми как с неодушевленными носителями интересующих его свойств, что может вводить в заблуждение родителей, приписывающих его внимание себе. Особенность учебной деятельности также индивидуальна, поскольку при аутизме интеллект может быть нарушен, а может быть и наоборот выше нормы. По данным Института коррекционной педагогики, при правильно организованной и своевременной коррекционной работе большинство детей могут обучаться в обычной массовой школе. Если коррекционная работа не проводится, 75% детей не адаптируются в социуме вообще.

3) Моторное развитие детей с аутизмом характеризуется рядом особенностей: нарушением мышечного тонуса, точности и силы движений, их координированности, плохим контролем равновесия, трудностями включения всего тела в единый процесс движения, нарушениями произвольной организации движений. В развитии основных движений у детей с аутизмом следует отметить тяжёлую, порывистую походку, импульсивный бег с особым ритмом, нелепо растопыренные руки. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряжённо скованы и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей, страдающих аутизмом типична недостаточность моторики – движения угловатые, неловкие, нередко с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости отмечаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движений.


4) Очень рано проявляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др. Особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии – оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Они отличаются стойкостью фантазии и как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы.

5) Особенности речевого развития:

А) Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей.

Б) Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т.е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время.

В) Большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность (попугайность) речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи.

Г) Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо).

Д) Автономность речи.

Е) Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», о других иногда «я»).

Ж) Нарушение семантики (метаморфическое замещение, расширение или чрезмерное - до буквальности - сужение толкований значения слов), неологизмы.

З) Нарушения грамматического строя речи.

И) Нарушения звукопроизношения.

К) Нарушения просодических компонентов речи.

Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при аутизме большинство из них имеет определенные характерные особенности.

6) В.Е. Каган исследовал уровень интеллектуального развития у школьников с аутизмом по методике Векслера. Психометрическое исследование детей с синдромом раннего аутизма выявило у 15-20% испытуемых легкую интеллектуальную недостаточность. Автором было установлено, что в среднем общий интеллектуальный показатель у детей с данной патологией ниже, чем у здоровых, но выше, чем у умственно отсталых. Средний уровень невербальных показателей у них заметно ниже, чем у здоровых, а у более чем 30% детей величина этих показателей такая же, как у умственно отсталых детей. Особенно низкие показатели наблюдаются при выполнении тестовых заданий на установление последовательности событий, пространственных отношений, переключение и распределение внимания. Показатели вербальных функций также отличаются неравномерностью. При выполнении теста Векслера дети с аутизмом обычно показывают большой разрыв между показателями невербального и вербального интеллекта. Было замечено, что даже дети с сохранным интеллектом, которые учатся в массовых школах на «хорошо» и «отлично», при выполнении тестов Векслера получают итоговые оценки, соответствующие уровню задержки психического развития или умственной отсталости.




Пермь - 2022