Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагогпсихолог. Преподаватель психологических дисциплин (1280) Дисциплина Общие основы педагогики Практическое задание 3, Модуль Связь педагогики с другими науками.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Педагог-психолог. Преподаватель психологических дисциплин (1280)
Дисциплина: Общие основы педагогики
Практическое задание 3, Модуль 3. Связь педагогики с другими науками
Выполнил:
слушатель Рябова Надежда Владимировна
Преподаватель:
Пасько Анна Леонидовна
г. Пермь – 2023
3.1. Существуют три модели педагогической деятельности:
- педагогика принуждения (авторитарная педагогика);
- педагогика полной свободы (попустительская педагогика);
- педагогика сотрудничества (демократическая педагогика).
1) Дайте подробную характеристику приведённым моделям педагогической деятельности.
2) Какой из них вы стараетесь придерживаться в своей педагогической практике? Почему?
1 ) Педагогика принуждения характеризуется подчинением детей, ограничением их свободы и автономии. Педагог во всем контролирует детей, использует жесткий контроль за поведением и развитием ребенка. Дети практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, часто агрессивны либо подавлены, испытывают страх, тревожность. Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний; у них негативные оценки преобладают над позитивными.
Педагогика полной свободы как правило, предполагает либерально-попустительский стиль отношений к детям. Воспитатели не пытаются ограничить поведение детей, не сдерживать детей ни и каких их проявлениях п действиях. Дети импульсивны, любой запрет со стороны других взрослых может вызвать агрессивность.
Педагогика сотрудничества предполагает демократический (помогающий) стиль отношений с детьми. Педагоги больше внимания уделяют организационно-воспитательному аспекту своей деятельности: их отношение к детям направлены не только на результативность процесса обучения, на поддержание порядка и дисциплины, но и на воспитание при этом нравственно - волевых качеств ребенка, развитие его самооценки, образа «Я».
Педагог стимулирует субъектность ребенка, организуя сотрудничество детей друг с другом, взаимопомощь, согласованность действий. Демократическая позиция педагога создает оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата группы. Такой стиль предполагает не только ориентацию на ребенка, признание его прав и обязанностей, достоинство и недостатков, но и уважение образа жизни семьи, семенных отношений при благоприятном варианте развития
2) В своей педагогической практике я буду стараться придерживаться педагогики сотрудничества. Я считаю эту модель педагогической деятельность боллее эффективной так как это гуманный подход к личности ребёнка, его развитию и обучению. Появляется взгляд на ученика как на субъект педагогического процесса, а не объект. Каждый ребёнок по-своему талантлив и обладает определёнными способностями. Задача учителя – убеждать и направлять, формировать у ученика положительную Я-концепцию и создавать ситуации, обеспечивающие переживание ребёнком ситуации успеха.
3.2. Рассмотрите педагогическую ситуацию.
В классе есть застенчивый и неуверенный в себе ученик. Его одноклассники не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог вызывает его к доске, он мнется и запинается, не решаясь дать ответ. Он боится, что все будут над ним смеяться. В очередной раз, вызвав этого ученика к доске и получив невнятный ответ, учитель вздыхает или упрекает его. В итоге - ставит плохую оценку.
Ответьте на вопросы по ситуации:
1) Правильную ли позицию занял учитель по отношению к слабому ученику? Аргументируйте свой ответ.
2) Рассмотрите возможные темы для беседы с учеником (не менее трёх) и занесите их в таблицу.
3) Рассмотрите возможные темы для беседы с учащимися класса (не менее трёх) и занесите их в таблицу.
4) Рассмотрите возможную тему для беседы с родителями учеников и занесите её в таблицу.
Заполните таблицу
Тема беседы | Цель | Описание |
| | |
| | |
| | |
Ответ:
1.
Учитель в данной ситуации занял не правильную позицию по отношению к слабому ученику. Нужно поддержать ученика, помочь преодолеть неуверенность в своих силах,
Закрепить положительное, заставить взглянуть на себя по новому. Но успеха не бывает без собственных усилий ученика. Ощущение успеха появляется в том случае, когда ученик сумел преодолеть свой страх, свое неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность. Неудачи, напротив, делают школьника замкнутым, агрессивным, ограничивают возможности самореализации
2.
Тема беседы | Цель | Описание |
Взаимоотношения с одноклассниками» | Дать ученику представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи». | Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи. |
«Мои достоинства и недостатки» | учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. | У каждого человека есть черты характера, одни из них мы считаем достоинствами, а другие - недостатками. |
«Я в ответе за свои поступки» | формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения; | формирование у ученика понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям; |
3.
Тема беседы | Цель | Описание |
«О дружбе» | Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми на конкретных, доступных детскому восприятию примерах. | В ходе беседы первоклассник испытывает этические переживания. Выявляется нравственный идеал, система нравственных оценок. |
«Школьный этикет» | Научить воспитанников как приветствовать людей и знакомиться с ними (со взрослыми и со сверстниками). Дать понятие «Этикет». | Приучать воспитанников к существующим порядкам и традициям. |
«Добрые и недобрые дела» | Научить школьников выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков. | Воспитанник постепенно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с определенными ситуациями и нравственными качествами. Отношение школьника к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир школьника формируется через анализ и оценку своих действий и действий окружающих людей. |
4.
Тема беседы | Цель | Описание |
«Трудности адаптации ребенка в новом коллективе» | Обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий | В педагогике и психологии детства особую актуальность приобретает вопрос о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе. |
"Роль семьи в развитии ребёнка" | Познакомить родителей с методами воспитания младших школьников. Определить средства и приёмы построения гуманных взаимоотношений в семье. | Обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме семейного воспитания . Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми. Создание эмоционального настроя |
«Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка» | Обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии познавательной активности ребёнка | Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка; проанализировать наличие традиций в современных семьях. |
3.3. В современной школьной практике всё большее распространение получают нестандартные формы взаимодействия учителя и родителей. Изучите по материалам лекций сущность и специфику каждой из таких форм.
Подберите по одной теме для проведения родительских чтений, родительских вечеров, родительского ринга (класс на выбор); дайте обоснование педагогической целесообразности этой тематики для каждой из указанных нестандартных форм взаимодействия учителя и родителей. Заполните таблицу.
Нестандартные формы | Тематика | Обоснование педагогической целесообразности данных тем |
Родительские чтения | «Мудрость родителей: в чем ее сущность?» | Возможность знакомиться с психолого-педагогической литературой по определенной проблеме, участвовать в ее окружении; более глубоко осмыслить актуальные для школьного возраста психологические вопросы,, изложить собственное понимание вопроса, полемизировать, с другими родителями, отстаивать свои убеждения |
Родительские вечера | «Друзья моих детей» | Праздник общения с родителями друзей своего ребенка, воспоминаний собственного детства и детства ребенка; это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь |
Родительский ринг | «Воспитание трудолюбия-задача школы или семьи?» | Форма общения родителей, цель которой в том, чтобы родители могли утвердится в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала , задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. |
| | |