Файл: Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii Основные проблемы философии Задание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговое контрольное задание по темам
Раздела II «Основные проблемы философии»
Задание: необходимо заполнить таблицу и указать основные понятия (не менее пяти) и проблемы (не менее трех) в рамках изученных философских дисциплин.
№ | Наименование философской дисциплины | Основные понятия | Основные философские проблемы |
1. | Онтология | Бытие и небытие; Свобода и необходимость; Бытие и становление; Бытие материального и духовного; Бытие и время. | Проблема о реальности небытия и ничто в истории философии. Проблема свободы как «осознанной необходимости» и как отрицание необходимости. Проблема свободы и ответственности. Проблема постоянства и изменчивости сущего. Противоречие в объекте или в суждении? |
2. | Гносеология | Потребность в знаниях; Познание; Субъект и объект познания; Интуиция; Сенсуализм и эмпиризм; Рационализм и интуитивизм. | Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Что есть истина и каковы ее критерии. Является ли человеческое познание истинным. Проблема познания мира. |
3. | Социальная философия | Общество и человек; Отношения между человеком и социальными институтами; Общественное бытие; Исторический материализм4 Исторический реализм; Исторический идеализм. | Проблема отношения между прошлым, настоящим и будущим в развитии общества и его наиболее важных институтов. Проблема смысла человеческой истории, ее предназначение или цель. Проблема периодизации человеческой истории, деление ее на эпохи, цивилизации, культуры и т. п. |
4. | Аксиология | Реальность и ценность; Ценностные ориентации;Ценностное отношение;Оценка;Благо. | Несовпадение мира ценностей различных групп людей, отдельных людей, отдельных групп и всего общества. Это причина разъединения, отчуждения, вражды людей и конфликтов между ними. Раздвоенность между разумом, с одной стороны, и чувствами с волей, с другой стороны. Разумом человек выбирает одно, оценивает положительно, а чувствами с волей человек не способен выбрать это практически в качестве ценностей. Например, с точки зрения знаний и разума одних людей сигареты – зло, приносят вред, но чувства и воля не позволяют бросить им курить, они получают удовольствие от курения. Несовпадение приятного и полезного. Ближе к ценности то, что полезно. Часто приятное объективно является антиценностью. Но человек делает выбор в пользу приятного и в итоге подменяет ценность антиценностью. Проблема выбора большей ценности или меньшей антиценности. Требуются знания, гибкость мышления, правильная иерархия ценностей, чтобы в таком выборе не ошибиться. |
5. | Философия истории | Познание исторического процесса; соотношении прошлого, настоящего и будущего; сущность и границы исторического познания; Историческое знание; История. | Направленность и смысл истории. Методологические подходы к типологизации общества. Критерии периодизации истории. Критерии прогресса исторического процесса. |