Файл: Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii Основные проблемы философии Задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговое контрольное задание по темам

Раздела II «Основные проблемы философии»

Задание: необходимо заполнить таблицу и указать основные понятия (не менее пяти) и проблемы (не менее трех) в рамках изученных философских дисциплин.



Наименование философской дисциплины

Основные понятия

Основные философские проблемы

1.

Онтология

Бытие и небытие;

Свобода и необходимость;

Бытие и становление;

Бытие материального и духовного;

Бытие и время.


Проблема о реальности небытия и ничто в истории философии.
Проблема свободы как «осознанной необходимости» и как отрицание необходимости. Проблема свободы и ответственности.
Проблема постоянства и изменчивости сущего. Противоречие в объекте или в суждении?

2.

Гносеология

Потребность в знаниях;

Познание;

Субъект и объект познания;

Интуиция;

Сенсуализм и эмпиризм;

Рационализм и интуитивизм.


Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса.
Определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания.
Что есть истина и каковы ее критерии.
Является ли человеческое познание истинным.
Проблема познания мира.


3.

Социальная философия

Общество и человек;

Отношения между человеком и социальными институтами;

Общественное бытие;

Исторический материализм4

Исторический реализм;

Исторический идеализм.

Проблема отношения между прошлым, настоящим и будущим в развитии общества и его наиболее важных институтов.
Проблема смысла человеческой истории, ее предназначение или цель.
Проблема периодизации человеческой истории, деление ее на эпохи, цивилизации, культуры и т. п.

4.

Аксиология

Реальность и ценность;

Ценностные ориентации;

Ценностное отношение;

Оценка;

Благо.





Несовпадение мира ценностей различных групп людей, отдельных людей, отдельных групп и всего общества. Это причина разъединения, отчуждения, вражды людей и конфликтов между ними.
Раздвоенность между разумом, с одной стороны, и чувствами с волей, с другой стороны. Разумом человек выбирает одно, оценивает положительно, а чувствами с волей человек не способен выбрать это практически в качестве ценностей. Например, с точки зрения знаний и разума одних людей сигареты – зло, приносят вред, но чувства и воля не позволяют бросить им курить, они получают удовольствие от курения.
Несовпадение приятного и полезного. Ближе к ценности то, что полезно. Часто приятное объективно является антиценностью. Но человек делает выбор в пользу приятного и в итоге подменяет ценность антиценностью.
Проблема выбора большей ценности или меньшей антиценности. Требуются знания, гибкость мышления, правильная иерархия ценностей, чтобы в таком выборе не ошибиться.

5.

Философия истории

Познание исторического процесса;

соотношении прошлого, настоящего и будущего;

сущность и границы исторического познания;

Историческое знание;

История.

Направленность и смысл истории.
Методологические подходы к типологизации общества.
Критерии периодизации истории.

Критерии прогресса исторического процесса.