Файл: 3. 1 История международного развития Huawei и текущая ситуация.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3 1.Теоретические аспекты развития международных корпорации и особенности их функционирования ...................................................................... 6 1.1 Международные корпорации: классификация, отличительные черты и роль в развитии международных отношений
1.2 Причины возникновения международных корпораций в мире .............. 24 2. Особенности развития ТНК России и Китая .................................................. 30 2.1 Особенности становления, развития и функционирования ТНК России и
Китая .................................................................................................................... 30 2.2 Неакционерные формы экспансии транснациональных корпораций .... 44 3. Комплексный анализ развития транснациональной компании Huawei
3.1 История международного развития Huawei и текущая ситуация
3.2 SWOT – анализ и рекомендация для Huawei
Заключение ............................................................................................................ 77
Список использованных источников .................................................................. 82
3
Введение
Актуальность темы исследования. В процессе усиления глобализации и транснационализации хозяйственной жизни произошел значительный рост международного производства, которое охватывает почти все страны мира, характеризуется различными видами экономической деятельности, объединяет разнообразные по своему происхождению ресурсы. Движущей силой системы международного производства выступают транснациональные корпорации (ТНК), которые превратились в важный фактор мирового воспроизводственного процесса. Именно они играют ведущую роль в интернационализации производства, расширении и углублении производственных связей между предприятиями разных стран.
Развитие системы международного производства ТНК связано не только с традиционными цепями создания стоимости как формирования системы филиалов, но и с другими формами международного сотрудничества, в частности с неакционерными формами операций. Эти формы операций увеличивают количество участников системы международного производства, модифицируют характер производственных связей в этой системе.
Исследованию проблематики, связанной с деятельностью ТНК, развитием международного производства транснациональных корпораций, глобальными цепочками создания стоимости, посвящено достаточно много научных публикаций как зарубежных ученых, таких как П. Бакли, С. Гаймер,
Д. Гроссман, Дж. Даннинг, М. Портер, так и отечественных – Е. М. Аксенова,
Е. В. Наливайченко, И. Г. Животовская, Н. А. Волгина, А. Г. Джалилова.
Однако в настоящее время существует ряд актуальных вопросов, которые требуют дополнительного исследования, учитывая современные особенности и тенденции развития международного производства, связанные с деятельностью ТНК в функционировании глобальных цепей создания добавленной стоимости.
4
В рамках ТНК осуществляется перераспределение значительной части ресурсов. Их власть и влияние на интеграционные процессы обусловливаются концентрацией контроля над такими стратегически важными сферами, как финансы, рабочая сила, технологии, поставки сырья и компонентов, услуги и сбыт. Иными словами, транснациональные корпорации являются основным субъектом процесса глобализации экономики
1
. Стратегии, реализуемые ТНК, во многом определяют векторы развития мировой экономики и ее структурную и географическую характеристику на ближайшие годы. Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы транснационализации мировой экономики и менеджмента транснациональных корпоративных структур лежат в поле внимания таких исследователей, как Д. Галлямова, Ч. Гил, Л. Градобитова, Р.
Дафт, Дж. Дениэлс, Т. Исаченко, Дж. Майер, С. Пятибратов, Л. Радеба, Д.
Салливан, А. Уваров и др. Исследованию подходов к стратегическому планированию ТНК посвящены научные труды ряда российских (В.
Борисова, О. Виханский, А. Зуб, Д. Кныш, М. Локтионов, А. Талиманчук) и зарубежных (М. Альберт, И. Ансофф, П. Дойль, Ф. Давид, М. Мескон, М.
Портер, Ф. Хедоури) ученых. Вместе с тем усложнение глобальной среды требует развития научно-методических подходов к выбору и адаптации стратегии ТНК к конкретным условиям. В связи с этим особую актуальность приобретает задача выделения основных разновидностей стратегий ТНК в условиях глобализации.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать особенности развитие транснациональных корпораций в современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследование сущностные характеристики ТНК в исторических ретроспективы.
1
Statistics Overview // United Nations Conference on Trade and Development. URL: http://www.unctad.org/ (accessed: 10.03.2019).
5 2. Выделять факторы влияющие на развитие ТНК.
3. Комплексный анализ развития транснациональной компании Huawei.
4. Разработка с учётом странновых особенности.
Объектом исследования выступают транснациональная компания
Huawei.
Предметом исследования в данной работе выступает факторы, влияющие на функционирование транснациональных корпораций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, в которых описаны поставленные задачи и сделаны выводы, заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены причины возникновения международных корпораций в мире, международные корпорации: классификация и отличительные черты, а также роль ТНК в развитии международных отношений
Вторая глава посвящена особенностям становления, развития и функционирования ТНК России. Здесь выполнена оценка эффективности функционирования ТНК Китая, рассмотрены неакционерные формы экспансии транснациональных корпораций.
В третьей главе изучены комплексный анализ развития транснациональной компании Huawei, а также перспективные направления развития ТНК Huawei в современных условиях.
6
Глава 1.Теоретические аспекты развития международных корпорации и
особенности их функционирования
1.1 Международные корпорации: классификация, отличительные
черты и роль в развитии международных отношений
Объединенные корпорации являются более диверсифицированными и мобильными, зачастую приобретают транснациональный характер.
Поддерживать равноправные отношения в таких объединениях гораздо удобнее с крупными акционерами, в роли которых чаще всего выступают финансовые фонды, банки, то есть компании, которые фактически получают возможность контроля над объединенной корпорацией
2
Корпорации называют многонациональными, транснациональными, планетарными, глобальными, мировыми, межнациональными, супернациональными, наднациональными, интернациональными, международными и др. Такое многообразие терминологии отчасти объясняется тем, что при анализе деятельности корпораций для их характеристики используются различные критерии как количественного, так и качественного порядка. Кроме того, западные ученые, стремясь подчеркнуть тот или иной аспект деятельности корпораций, используют определение, которое концентрирует внимание на выбранном аспекте анализа. Однако практически во всех определениях транснациональные корпорации рассматриваются как корпорации, осуществляющие деятельность международного характера и, следовательно, являющиеся субъектами международных экономических отношений.
С началом процесса экономической глобализации связана
2
Трифонова, И. В. Роль транснациональных корпораций в глобализации мировой экономики [Текст]: статья / И. В. Трифонова // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С.
243-245.
7 активизация международного бизнеса компаний. Международный бизнес – это установление и развитие устойчивых, долговременных производственных, научно-технических, финансовых и коммерческих связей между предприятиями разных стран.
Рис. 1.1. Виды международных корпораций
3
В таблице
1.1 автором систематизирована сравнительная характеристика видов международных корпораций, их сильные и слабые стороны для развития российской экономики.
3
Арсеньев, М.С. Транснациональные корпорации [Текст]: статья // Российский экономический журнал. – 2017. – №12.
8
Таблица 1.1. – Виды международных корпораций, встречающихся в российской практике
4
Международные корпорации оказывают значительное влияние на развитие России, благодаря созданию дополнительных рабочих мест, росту объема произведенной продукции, модернизации производства,
4
Черкасова, Н.Н. Вопрос потенциала развития транснациональных компаний в мировой политике [Текст]: статья / Н.Н. Черкасова, В.С. Шабалина // Наука и мир. – 2016. – № 5
(33). Т.2 – С. 177-180.
9 дополнительным отчисления в бюджет, заимствованию западного опыта менеджмента. Активные инвестиционные вложения, как отечественных компаний, так и зарубежных способствуют интенсивному развитию научно- исследовательских и конструкторских разработок (НИОКР). В последнее время, огромное влияние оказывает процесс внедрения инноваций в менее развитых регионах. Однако нельзя забывать и об отрицательных моментах.
Корпорации могут устанавливать монопольно высокие цены, если продукция, которую они производят уникальна. Кроме того, присутствует поле для манёвра: манипулирование ценами, в целях ухода от выплаты налогов. К отрицательным сторонам можно также отнести подавление региональных фирм; перенос производства, загрязняющего окружающую среду, в развивающиеся страны; возможность оказывать влияние на политику правительства данной страны. В процессе изучения экономической деятельности международных корпораций, были проанализированы основные финансовые показатели: чистая прибыль, EBITDA, выручка. В исследовании были рассмотрены корпорации: Лукойл
5
, PepsiCo и The Coca-
Cola Company.
Важным показателем для финансового анализа международных корпораций является чистая прибыль. На рисунке 1.2 представлена динамика чистой прибыли известных корпораций за 2012-2016 гг. (составлено автором на материалах сайтов компаний
678
).
5
Лукойл – финансовые отчеты предприятия [электронный ресурс].
URL: http://www.lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/FinancialRepor ts
6
Лукойл – финансовые отчеты предприятия [электронный ресурс].
URL: http://www.lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/FinancialRepor ts
7
The Coca-Cola Company. Investors Info: Financial Reports and Information [электронный ресурс]. URL: https://www.coca-colacompany.com/investors/investors-info-reports-and- financial-information
10
Рисунок 1.2 – Чистая прибыль международных корпораций в динамике за 2013-2017 годы (в млрд долларов)
На представленной выше диаграмме видно, что в 2014-2016 гг. чистая прибыль компании Лукойл стабильно уменьшалась. Данное обстоятельство было связано главным образом с неденежным эффектом по курсовым разницам из-за волатильности валютного курса. В 2014 году на фоне резкого падения курса рубля, снизились цены и на природные ресурсы (нефть и нефтепродукты), что уменьшило чистую прибыль данной корпорации, ведь почти 67 % выручки компании приходится на продажи нефтепродуктов.
Корпорации The Coca-Cola Company и PepsiCo специализируются на продаже потребительских товаров (продуктов питания). В России продукция данных корпораций представлена большим количеством брендов. У корпорации The Coca-Cola Company в динамике за 2013 — 2017 гг. наблюдаются более резкие изменения по показателям чистой прибыли и заметна общая тенденция её уменьшения (небольшой подъём присутствует в
2015 году). Причиной снижения чистой прибыли в 2017 году, по данным компании, являются структурные изменения. Кроме того, согласно новому закону США, компания заплатила единовременный налог с доходов за
8
PepsiCo’s Annual Reports and Proxy Statements [электронный ресурс]. URL: http://www.pepsico.com/Investors/Annual-Reports-and-Proxy-Information#ProxyInformation
11 рубежом, который в IV квартале 2017 года составил 3,6 млрд долларов
9
. В противоположность The Coca-Cola Company чистая прибыль корпорации
PepsiCo не претерпевает таких же значительных изменений. На стыке 2015 и
2016 гг. произошёл подъём на 875 млн. долларов, а в 2017 году данный показатель уменьшился по сравнению с предыдущим на 1,47 млрд. долларов.
Еще одним важным показателем оценки эффективности функционирования международных корпораций является индикатор EBITDA
(от англ. Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) - аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации и выручку. На рисунке 1.3 представлен показатель EBITDA корпораций Лукойл, The Coca-
Cola Company и PepsiCo в динамике за 2013-2017 гг. (составлено автором на материалах сайтов компаний
101112
).
9
The Coca-Cola Company. Investors Info: Financial Reports and Information [электронный ресурс]. URL: https://www.coca-colacompany.com/investors/investors-info-reports-and- financial-information
10
Лукойл – финансовые отчеты предприятия [электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/FinancialRepor ts
11
The Coca-Cola Company. Investors Info: Financial Reports and Information [электронный ресурс]. URL: https://www.coca-colacompany.com/investors/investors-info-reports-and- financial-information
12
PepsiCo’s Annual Reports and Proxy Statements [электронный ресурс]. URL: http://www.pepsico.com/Investors/Annual-Reports-and-Proxy-Information#ProxyInformation
12
Рисунок 1.3 – Показатель EBITDA международных корпораций в
2013-2017 гг. (в млрд долларов)
Показатель EBITDA рассчитывается на основании финансовой отчётности корпорации и служит для оценки того, насколько прибыльна деятельность компании без учёта амортизационных отчислений. Индикатор позволяет определить эффективность деятельности компании независимо от её задолженности перед различными кредиторами и государством, а также от метода начисления амортизации. Наибольший показатель EBITDA в 2017 году зафиксирован у корпорации Лукойл, так как именно для нее характерны максимальные объёмы прибыли на российском рынке.
Показатель EBITDA международных корпораций The Coca-Cola
Company и PepsiCo за тот же период оказался меньше в 1,6 и 1,08 раза соответственно.
Особое внимание следует уделить показателю выручки, благодаря которой международные корпорации возмещает материальные затраты на сырьё, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.
Динамика показателя выручки международных корпораций Лукойл, The
Coca-Cola Company и PepsiCo представлена на рисунке 1.4 (составлено
13 автором на материалах сайтов компаний
131415
).
Рисунок 1.4 – Выручка международных корпораций в 2013-2017 гг. (в млрд долларов)
Выручка – полная сумма денежных средств, полученная корпорацией от реализации всей или части произведённой продукции, услуг, работ за определённый период. Лукойл обладает самым высоким показателем выручки, как одна из самых крупных российских международных компаний в целом и в представленной выборке в частности. Данный показатель превышает значение The Coca-Cola Company в 2017 году в 2,88 раза и
PepsiCo – в 1,6 раза. Своевременное поступление выручки обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Её несвоевременное поступление связано с простоем в производстве, снижением прибыли, нарушением долговых обязательств и
13
The Coca-Cola Company. Investors Info: Financial Reports and Information [электронный ресурс]. URL: https://www.coca-colacompany.com/investors/investors-info-reports-and- financial-information
14
PepsiCo’s Annual Reports and Proxy Statements [электронный ресурс]. URL: http://www.pepsico.com/Investors/Annual-Reports-and-Proxy-Information#ProxyInformation
15
Лукойл – финансовые отчеты предприятия [электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/FinancialRepor ts